Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

72.  Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США. // Вестник Московского университета, Серия 14, № 3, 1988.

73.  Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч., т. 3. М., 1983.

74.  Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. Т. 3. М., 1982.

75.  Высоков И. Е. Сравнительный анализ схематической и категориально-признаковой организации знаний // Психологический журнал, № 2, 1993.

76.  Габай Т. В. Педагогическая психология / Учебное пособие. М., 1995.

77.  Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.

78.  Гаджиева Н. М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург:, 1998.

79.  Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. Пер. с англ., 2-е изд., репринт. М., 1993.

80.  Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, № 3, 1994.

81.  Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

82.  Гиренок Ф. Патология русского ума. Картография дословности. М., 1998.

83.  Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. М., 1992.

84.  Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев., 1988.

85.  Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

86.  Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. Киев, 1995.

87.  Грабарь М. И., Красноярская К. А. Применение матаматической статистики в педагогических исследованиях (непараметрические методы). М., 1977.

88.  Грачева А. М. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (На материале исслед. старшеклассников рус. и еврейск. национальностей) — Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 1996.

239

89.  Гринсон Р. Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.

90.  Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности // Вопросы философии, № 1, 1992.

91.  Гузь А. В. Педагогические условия профессиональной идентификации будущего учителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. пед. н. М., 1997.

92.  Гуревич П. Вывихи самоопознания // Архетип, № 1, 1996.

93.  Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога-практика // Вестник МГУ, Серия 14, № 4, 1989.

94.  Дериси О. Н. Человеческая подлинность. / Это человек: Антология. М., 1995.

95.  Джейкобс Д., Дэвид П., Мейер Д. Ж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Рук-во для преподавателей психодинамической психотерапии и психоанализа. Пер. с англ. СПб., 1997.

96.  Джеймс У. Психология. М., 1991.

97.  Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. М., 1993.

98.  Дружинин В. Психология семьи. М., 1996.

99.  Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997.

100. Дружинин В. Н., Фомин А. Г. Об опыте аттестации практических психологов в институте психологии РАН // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. М., 1996.

101. Дружинин В. Н., Фомин А. Г. Проект критериев по аттестации психологов, работающих в области психотерапии и психологической коррекции // Современные направления психотерапии и их клиническое применение. М., 1996.

102. Дубровина И. В. Взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе (вместо предисловия) // Активные методы в работе школьного психолога: Сб. науч. трудов. М., 1991.

103. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

240

104. Емельянов Ю. Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике // Вопросы психологии, № 1, 1988.

105. Жизненный путь и профессиональная карьера специалиста. Кишинев, 1997.

106. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии, № 4, 1990.

107. Загадка человеческого понимания / Под общей ред А. А. Яковлева; Сост. В. П. Филатов. М., 1991.

108. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. философ. н. Р / Д., 1999.

109. Замфир К. Удовлетворенность трудом. / Пер. с рум. М., 1983.

110. Захарова Ю. Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, № 3, 1991.

111. Звездкина Э. Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск, 1986.

112. Зеличенко А. И., Степанова И. И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов // Вестник МГУ, Серия 14, Психология, № 3, 1989.

113. Зинк Н., Маншоу Д., Холл М. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП (Новейшие достижения в НЛП). М., 1998.

114. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995.

115. Зинченко В. П. Образование, культура, сознание / Филосо-фия образования для XXI века. М., 1992.

116. Иванова Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ, Серия 14, № 3, 1989.

117. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.

118. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988.

119. Изречения китайского мудреца Лао-Тзе, избранные Л. Н. Толстым. М., 1992.

120. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

121. Инновационное обучение: Стратегия и практика. / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994.

122. Иорданский В. Хаос и гармония. М., 1982.

241

123. Исаева Н. А. Профессиональные интересы и представления студентов как компоненты педагогической деятельности // Формирование компонентов педагогической деятельности будущего учителя в курсах педагогики и психологии. Сб. науч. трудов. Тула, 1988.

124. Исупов К. Я и Другой: опыт словарного определения. // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Вып. 6. СПб., 1998.

125. Казанская А. В. Поговорим о себе // Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1998.

126. Как построить свое “я” / под ред. В. П. Зинченко. М., 1991.

127. Как стать еретиком. / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск., 1991.

128. Калита В. В. Экологичность сознания профессионала. Автореф. на соиск. уч. степ. к. психол. н. М., 1996.

129. Калитеевская Е. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта // Гештальт-96, Сб. материалов Московского Гештальт Института за 1996.

130. Калмыкова Е. В. Эмпирическая оценка адекватности самосознания // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.

131.. Калмыкова Е. С. Исследования индивидуального сознания методом контент-анализа // Психологический журнал, № 3, 1994.

132. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб, 1997.

133. Кант И. Критика чистого разума / Собр. соч. Т. 3. М., 1994.

134. Карвасарский Б. Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998.

135. Кареев Н. Выбор факультета и прохождение университетского курса. СПб, 1900.

136. Карнозова Л. М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии, № 6, 1990.

140. Каашев В. Г. Профессиональное самосознание учащихся. Казань., 1994.

141. Качанов Ю. Л., Шматко Н. А. Базовая метафора рефлексивного жизнеописания интеллигентов, предпринимателей и политиков: социальная идентичность и жизненные стратегии // О психологии ученого и педагога современной России. М., 1996.

242

142. Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. В 2 т. Т. 1: Пер. с нем. М., 1994.

143. Клапаред Э. Профессиональная ориентация. М., 1925.

144. Кларк А. Ф., Билибин А. В. Профессиональная консультация и профессиональный отбор. М., Л., 1930.

145. Климов Е. А. К молодежи, посвятившей себя психологи // Вопросы психологии, № 3, 1989.

146. Климов Е. А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. М., 1999.

147. Климов Е. А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.

148. Климов Е. А. психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

149. Климова С. Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации личности. М., 1993.

150. Ковшова М. Л. Концепт судьбы. Фольклор и фразеология. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

151. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. От игры к труду: общение дошкольников в ролевой игре и совместном труде. Минск., 1993.

152. Кон И. С. В поисках себя. М. 1984.

153. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.

154. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.

155. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1988.

156. Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии, № 5, 1989.

157. Кораблина Е. П. Становление психологической готовности к инженерной деятельности у студентов технических вузов. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. Л., 1990.

158. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М., 1989.

159. Красило А. И., Новгородцева А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., Воронеж, 1995.

160. Крылов А. А., Гулина М. А. Теоретические основания и практические особенности психокоррекционной работы // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.

161. Крылов В. Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки // Психологический журнал, № 3, 1998.

243

162. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии, 1981, № 2.

163. Кузьмин А. В. Метафизика Я: самоидентичность, самопознание, духовность. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. Улан-Удэ, 1998.

164. Кузьмина Е. И. Психология свободы. М., 1994.

165. Кулюткин Ю. Н. Психологические проблемы образования взрослых. // Вопросы психологии, № 2, 1989.

166. Куприянчик Л. Л. Психология любви. Донецк, 1998.

167. Куров И. Е., Тальникова Т. В. Концепция многоуровневой системы образования в Нижегородском педагогическом университете. / Непрерывное педагогическое образование. СПб., 1994. Вып. 5.

168. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. М., 1993.

169. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. СПб, 1992.

170. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, т. 20, № 3, 199.

171. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., 1990.

172. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

173. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

174. Левченко Е. В. Психология познания в области психологии // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.

175. Левченко Е. В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии, № 2, 1991.

176. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

177. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избранные психологические произведения. Т. 2. М., 1983.

178. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути (Сост. и общ. ред. А. А. Кроника; послесл. Е. И. Головахи. М., 1993.

179. Липкина М., Ярошевский М. Третья жизнь // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. инст. М., 1990.

180. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

181. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

182. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. М., 1998.

244

183. Лукьянов О. В. Проблема идентичности и психологической ригидности в психологической и образовательной практике. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. Томск, 1999.

184. Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов н / Д., 1998.

185. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов. // Вестник Московского университета, Серия 14, № 1, 2000.

186. Ляудис В. Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обозрение, 1997, № 2.

187. Майерс Д. Социальная психология. / Пер. с англ. СПб., 1996.

188. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. Ч. 2. СПб., 1993.

189. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, № 2, 1998.

190. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

191. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 1992.

192. Мамбеева А. С. Изучение русской этнической самоидентичности: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 1995.

193. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

194. Мастеров Б. М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., 1994.

Информация о работе Идентичность