Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
5. представление о себе и о своей работе в будущем;
6. соотнесенность профессиональной деятельности и “образа Я” (Гульянц Э. К., 1989).
Исходя из этого, мы можем утверждать, что образ “Я”-профессионала является частью общего интегрального “образа Я” личности и несомненно зависит от него, по крайней мере, в смысле общей культуры деятельности, хотя и обладает особым содержанием, обусловленным спецификой профессиональной деятельности.
Таким образом, в системе многоуровнего высшего образования целесообразно особое внимание уделять становлению “образа Я” личности в целом, это возможно путем выделения двух компонентов в системе высшего образования — образовательного и профессионального (специального): образование для личности и образование для профессии, при наличии между ними обязательных горизонтальных и вертикальных связей на всех уровнях образования [167].
Возвращаясь к описанной выше многоуровневой системе образования надо отметить, что упор в ней делается на овладение знаниями, т. е. основное внимание уделяется интеллектуальной составляющей личности и практически не учитываются возможности развития в образовательном процессе эмоционально-волевой сферы личности, которая имеет огромное значение для интериоризации полученных знаний. Помимо познавательной деятельности в содержание образования включается преобразовательная деятельность в виде социокультурных и предметных практикумов.
Направленность подобных практикумов во вне, на преобразование внешней ситуации возможно сможет решить проблему адаптации
214
и подготовки студентов к “настоящей” деятельности в будущем, но не будет способствовать преобразованию их личности, способностей становлению “образа Я” в процессе учения.
Современное высшее образование должно воздействовать не только на когнитивную составляющую, так как хорошо усвоенные на когнитивном уровне факты не всегда помогают в решении личностных и профессиональных задач. Личностный рост, повышение общей культуры человека, становление его представлений о себе определяются не столько разумом и знаниями, сколько внутренним переживанием этих знаний, обретением собственного опыта эмоционального переживания ситуации, личностного преодоления препятствий, трудностей. Познание не отделимо от самопознания:
“...каждый акт индивидуального познания предполагает самосознание, т. е. неявное знание субъекта о самом себе. Можно попытаться превратить это неявное знание в явное, то есть перевести самосознание в рефлексию. В этом случае субъект анализирует собственные переживания, наблюдает поток своей психической жизни, пытается выяснить характер своего Я.” [176; 259].
Решение проблемы соединения в образовательном процессе получения знаний и их переживания, внутреннего присвоения за счет самопознания и самоизменения в процессе учения возможно разными средствами [167, 359 и др.]
Введение в многоуровневую систему высшего образования двух составляющих: образования для личности и образования для профессии; обеспечение в рамках учебных курсов гуманитарного цикла взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов познания и самопознания, а также организации в вузе психологической службы, целью которой являлось бы повышение психологической культуры личности и практическая психологическая подготовка студента к будущей профессиональной деятельности, могла бы стать толчком для активизации целенаправленного самопознания студентов, результатом которого стало бы осмысление и принятие своего “образа Я”. То есть образование стало бы катализатором самостоятельного перехода субъекта от стратегии созерцания самого себя, к стратегии преобразования самого себя, перестройки структур субъективного опыта, культуросообразного поведения во вне, что соответствует задачам высшего образования в рамках новой гуманистической парадигмы.
215
3.2. Студенчество как социальная группа.
Профессиональная подготовка
“Студенчество — это мобильная социальная группа, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве” [222; 67].
На основе анализа научной литературы, описывающей студенчество, М. Ю. Ронгинский (1989) выделил следующие основные характеристики студенческой группы: единый характер труда, обозначаемый понятием учеба и единый вид деятельности — познание; общая цель обучения — получение высшего образования; единая профессиональная направленность (за исключением университетов); возрастная и психологическая однородность; “нормативная” неформальность взаимоотношений студентов друг с другом; относительно свободная структура времени. Эти характеристики порождают “единообразие” студенческой среды, а отсюда общность и гомогенность ее интересов, оказывающихся более значимыми, чем временность студенческого статуса, социальные различия, воспитание и тому подобное.
В психологии труда, как отрасли психологической науки, изучающей трудовую деятельность человека и ее психологические особенности, одной из важнейших задач является профессиональное обучение. Под профессиональной подготовкой понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области профессионального образования (в данной работе имеется в виду высшее образование), и это является одной из задач профессионального развития человека. По словам Т. В. Кудрявцева [162], — это формирование операционной стороны деятельности. Другой не менее важной задачей является формирование ее личностной сферы (мотивов, интересов и профессионально значимых качеств). Следовательно, перед высшей школой встает задача профессиональной ориентации студентов, формирование у них адекватного и всестороннего представления о будущей профессии. Такое представление не ограничивается набором сведений о характере деятельности, ее средствах, целях, теоретических основах и навыков практической реализации. Обязательным ее компонентом является адекватное эмоционально-личностное отношение студента к будущей работе, осознание себя в профессиональной роли, которое также должно формироваться под руководством специалистов. Особо остро встает эта проблема, когда человек сделал маргинальный выбор. Проблема маргинального выбора исследуется в работе Е. В. Новиковой и И. А. Хухрева (1988), авторы статьи понимают его
216
как компромиссный выбор (например: человек не поступил в институт, в котором хотел бы учиться, и идет туда, где его берут), который с самого начала осознается человеком как временный, вынужденный. В результате этого человек стремится вытеснить из сознания неприятные вспоминания о своей неудаче. Студент, находящийся в таком положении, требует специального внимания и психологической помощи, поскольку не всегда в состоянии отрефлексировать свои проблемы и далеко идущие негативные последствия. Авторы статьи предлагают стратегию психологической коррекции личности с использованием техники трансакного анализа.
Профессиональная подготовка включает в себя теоретическое обучение, основная цель которого заключается в формировании у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Теоретическое обучение сочетается или сменяется практической подготовкой, т. е. собственно процессом тренировки, нацеленным на формирование необходимой системы профессиональных умений и навыков.
Период профессионального образования хронологически совпадает с кризисом юности (В. И. Слободчиков). Для этого периода жизни характерно: становления нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиска смысла жизни — все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. С поступлением в высшее учебное заведение процесс профессионального становления не прекращается и осуществляется на протяжении всех лет обучения. Но в этом процессе есть свои “пики” и “точки роста”. Важнейший из них — первый год обучения: в этот период происходят значительные изменения идеализированных представлений о профессии, ее целевых и смысловых составляющих (Акопов Г. В., 1993). В результате проведенного исследования М. Ю. Ронгинский констатирует следующее — в на стоящее время в институт приходят не убежденный инженер-приборостроитель, врач и т. п., а человек, у которого только начались процессы профессионального самоопределения, результатом этих процессов иногда является возникновение негативной оценки в отношении выбранной профессии, несмотря на это, определенная часть студентов продолжает обучение в вузе, руководствуясь при этом чисто субъективными мотивами, лежащими вне сферы вопросов профессионального самоопределения.
В существующей системе профессионального образования студенту предлагаются готовые цели, которые он должен принять, стандартное, жестко структурированное содержание образования, устоявшаяся форма работы и контроля. Подобная организация педагогического
217
процесса, по сути, исключает необходимость и возможность выбора и построения собственной программы профессионального образования и самообразования, снимает с него личную ответственность за процесс и результат профессиональной подготовки. Вступая в “мир профессий”, молодой человек имеет, конечно, определенные представления о тех или иных из них. Но эти представления далеко не всегда отличаются реалистичностью, в особенности, если речь идет о новых для нашей страны видах профессиональной деятельности (Митина Л. М., 1996).
Следует сказать о психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального обучения. Так, Е. П. Кораблина [157] определяет психологическую готовность как активно-положительное отношение к профессии и к себе как к будущему профессионалу и предлагает программу управления процессом становления психологической готовности студентов технического вуза к предстоящей профессиональной деятельности.
Первокурсники только начинают адаптироваться к условиям обучения в вузе, они еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, испытывают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности и в общении. Для студентов третьего курса, как показало исследование Е. П. Кораб-линой, характерны сомнения в отношении предстоящей профессиональной деятельности, переживания, связанные с осознанием ответственности за свой профессиональный выбор и свой дальнейший профессиональный путь, стремление наметить реальные пути самовыражения в профессии. Студенты пятого курса, как правило, более оптимистичны по сравнению со студентами начальных курсов в своем отношении к будущей профессии, в своих возможностях справиться с работой инженера. Актуальным для них являются перспективы реализации своего творческого потенциала, самостоятельное решение профессиональных задач и достижение успеха в инженерной деятельности.
3.3. Обучение и идентификация
В самых простых архаичных культурах нет специальных форм обучения. Взрослые и не думают учить малышей обрабатывать почву, охотиться, рыбачить, Считается, что вполне достаточно магически приобщить ребенка к орудиям труда, а там все произойдет само
218
собой. Малыши присматриваются к действиям взрослых, а потом копируют их в игре.
Такое непроизвольное усвоение индивидом целостного социального опыта, результат интериоризации согласованной деятельности в окружающих его людей через наблюдение и участие в межличностных ситуациях Ю. Н. Емельянов предложил именовать эффектом транситуационного научения. [104; 27].
Благодаря названному эффекту сама по себе погруженность подрастающего поколения в межличностную среду оказывалась достаточным условием подготовки к жизни.
В более развитых архаичных культурах обучение уже не является целиком стихийным, неуправляемым. Обучают “специа-листы”. Но нет ни программ, ни учебников. Да и отношения неучебные, скорее эмоциональные. Подросток целиком находится под обаянием личности учителя, стремится не просто чему-то научится, но и впитать в себя “высшую мудрость”, “магическую силу”, носителем которой тот является. Собственно обучение носило второстепенный характер.
При помощи обычаев и ритуалов, царивших в архаичной школе, субъект, прибегая к различным внешним средствам, своего рода “знакам персонализации” приобщается к значимому “другому”, тем самым приобретает себя через другого и другого через себя. [23; 528].
Такое “обучение путем наблюдения” существует во всех культурах, в том числе и в европейских. Петренко В. Ф. пишет, ссылаясь на М. Шагинян, что идентификация имела большое значение при обучении иностранным языкам в старой гимназии у носителей языка. “Классные дамы” и преподавательницы иностранных языков передавали “самую себя” как иностранку в таком объеме, чтобы вместе с языком бессознательно отложить в памяти национальный образ, национальные черты характера, страну, город, любовь к ним, к своему языку и своей литературе [233; 115].
В воспоминаниях М. Шагинян содержится ценная мысль о том, что полноценное обучение языкам немыслимо без некоторого погружения в данную культуру, что необходима некоторая степень идентификации с представителями этой культуры.
Совсем иное современная школа. С разделением труда, дифференциацией профессий, возросшим объемом и специализацией знаний ориентация на естественный вид научения постепенно уступила место логико-вербальным методам. Между тем транситуационное научение, как и всякое другое объективное явление продолжает существовать. (Емельянов Ю. Н.). Сейчас обучение — главное занятие учеников и учителей. Есть четкая программа, учебники. Да и учитель уже не носитель высшей мудрости, не обладатель магической силы, а
219
просто толкователь учебников. Основная задача педагога — объяснить содержание учебника, а все остальное — дело его инициативы, мастерства, таланта. [314; 179—181].
Развивающийся ребенок должен самостоятельно, долго, мучительно приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности, происходящему от осознания того, что его личный путь совершенствования в обобщении жизненного опыта является эффективным вариантом групповой identity и идет в соответствии с пространственно-временными координатами и жизненным планом группы. [33; 17].
Продолжительное отождествление со своей школьной ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния.
Так появляются растерянность хорошего ученика, закончившего школу, подавленность и растерянность студента, окончившего вуз. Они были хороши в своих ролях, но совершенно беспомощны в новой ситуации. Это порождает кризис. Р. Ассаджоли расценивает его как своего рода психологическое “умирание”. Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь “второе рождение”, т. е. новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или “рождению” на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими и осмыслен как процесс обретения надличного опыта. Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, и часто вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение. [22; 163—164].