Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

196

 

 

 

язык

научный

научно-бытовой

методы

опрос, эксперимент

беседа, игра

критерии оценки качества инструментария

надежность, валидность, репрезентативность

работает или нет

ценится

строгое доказательство

интуитивное понимание

влияние личности психолога на получаемые результаты

избегание влияния личности разработчика, стандартизация процедур (элиминация личности)

учет личностного влияния, стремление уподобиться разработчику

характеристика знаний

дисциплинарна

недисциплинарность

характер ориентации

предметно-ориентирована

проблемно-ориентирована

проблемы

новые

типичные

подход

монизм (методологически чистый, единственный)

плюрализм, эклектика

выбор и использование метода

чисто методический вопрос

методический вопрос и личностное пристрастие

Бондаренко А. Ф. (1997) считает, что специфика содержания деятельности психолога-практика актуализирует две темы: этическую и “психотехническую”. Получив общее с психологом академической ориентации базисное содержание образования, относящееся к усвоению знаний и умений, связанных с функционированием психики, ее природы, методов исследования и истории психологической науки, психолог-практик в своей работе сталкивается с такими явлениями, ситуациями, психическими и иными проявлениями общественной и личной жизни, которые не идут ни в какое сравнение с экспериментальными исследованиями. Реальная жизнь отличается от эксперимента невоспроизводимостью происходящих в ней событий, переживаний и невосполнимостью утрат.

“Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию, или, на худой конец, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или изменяет его условия” [46; 138].

197

Отсюда вытекает совершенно иная мера ответственности психолога за ход и результаты консультативного и психотерапевтического процесса, считает А. Ф. Бондаренко. Ее уровень поднимается подчас до высочайшей отметки — самой человеческой жизни, человеческой судьбы, что и выдвигает этическую проблематику на первое место при профессиональной подготовке психологов-практиков [46].

Р. Кеттел с коллегами проводил исследование личностных черт, отличающих психологов-исследователей от психологов-практиков, с помощью опросника 16 PF. “Профессиональные портреты“ строились с учетом эффективности деятельности в форме регрессионных уравнений. Аргументами в них были личностные черты, функцией — эффективность, весовые коэффициенты указывали на вклад факторов в прогноз эффективности профессиональной деятельности.

Для психолога-практика: Эфф. = 0,72A + 0,29B + 0,29H +0,29N.

Для психолога-исследователя: Эфф. = 0,31A + 0,78B + 0,47N,

где A — “готовность к контактам”, N — “умение поддерживать контакт”, B — “общая интеллектуальность”, H — “ненасыщаемость контактами с другими людьми”.

В. Н. Дружинин, интерпретируя эти результаты, пишет, что, очевидно, психологи-исследователи с трудом переносят интенсивное общение и не тянутся к нему. Отсюда и меньшая значимость готовности к контактам, но большая значимость “умения поддерживать контакт” для профессионального успеха исследователя. Психолог-практик нуждается в “живой воде” человеческого общения. Для него это естественная среда обитания, люди ему не надоедают, а контакты с ними потребны и никогда не утоляют жажду общения [98].

Российские психологи Н. А. Аминов и М. В. Молоканов выявили, что для успеха практического психолога самыми важными качествами личности являются: общий интеллект (фактор B по Кеттелу) и стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения (фактор H). Психолог-исследователь в большей степени готов к контактам, интеллектуален, эмоционально холоден и рационален в поддержании контактов, сдержан при проявлении общего интереса к человеку. Практик умеет поддерживать контакт и устойчив к стрессу при общении, может контролировать свое поведение, эмоционально заразителен, эмпатичен, повышенно самоуверен, расслаблен, энергичен и самодостаточен. Следовательно, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптироваться к социальной среде. На стезю психологии его толкают совсем иные мотивы, нежели психолога-исследователя: он успешно взаимодействует

198

с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону; понимая их проблемы, он не обращает внимания на различия между собой и другими людьми [10].

И. В. Дубровина (1991), изучавшая взаимосвязь науки и практики в школьной психологической службе, заключает:

“Школьный психолог сочетает в себе ученого и практика ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению знаний о ребенке, а практиком в том, что он в своей по вседневной работе обязательно проводит обследование или изучает учащихся. И это изучение отличается от экспериментальной работы научного сотрудника. Основная разница — в истоках экспериментальной работы, в том, почему, зачем они начинают обследование. Дело не в том, что лучше, что хуже, дело в специфике профессиональной деятельности.” [101; 4].

2.3.4. Какими качествами должен обладать
идеальный терапевт

Из анализа русскоязычной и переводной литературы хорошо обнаруживается образ идеального терапевта. Под словом “терапевт” большинство авторов имеют в виду как практических психологов, так и психотерапевтов любого направления, имеющих психотерапевтическую практику. Мы ведем изложение в той же традиции словарного употребления.

Главным моментом в работе терапевта является общение и, естественно, умение общаться считается основным качеством, определяющим профессиональную пригодность терапевта. Для того, чтобы эффективно общаться, терапевт должен распознавать две реальности: внешнюю и внутреннюю, т. е. обладать рефлексией. В коммуникативном процессе это означает: отпуская вовне свои проекции, проверять их истинность, “считывая” обратную связь.

Правильно оценивать реальность, в частности клиента, и обратную связь с ним помогает, отстраненное, безоценочное отношение (взгляд со стороны эмоционально невключенного в процесс человека, способного хладнокровно провести анализ ситуации, находясь в позиции взрослого). А на другом полюсе восприятия этой же цели служит эмпатия.

Рефлексия и эмпатия представляют собой соответственно две стороны человеческой психики: интеллектуальную (когнитивную) и эмоциональную. Несомненно, развитие обеих этих сфер одинаково

199

для личности, но в ситуации общения приоритет отдается эмоциональной сфере.

Эмоциональную сторону в общении достаточно подробно описал В. В. Бойко [44]. Так, эмпатия, по его определению — это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. Неподдельный, искренний интерес к другой личности как таковой, к ее субъективной реальности — основная предпосылка глубокой эмпатии.

Практический психолог должен уметь постичь причины и следствия самопроявлений другого, спрогнозировать поведение, адекватно воздействовать на другого.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность другого человека — его состояния, проблемы поведения.

Эмоциональный канал эмпатии — способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими — сопереживать, соучаствовать (энергетическая подстройка к эмпатируемому).

Интуитивный канал эмпатии — способность “видеть” поведение партнера, действовать в условиях дефицита информации о нем, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнере.

Р. Гринсон (а также Ференци, Стербой, Шарпе, Рейк, Флисс) утверждают, что психотерапевт должен уметь переходить с позиции участника на позицию наблюдателя. Психотерапевт использует интуицию, которая тесно связана с эмпатией. “Эмпатия и интуиция являются фундаментом таланта для улавливания неосознанных значений, стоящих за осознанным материалом; лучшие терапевты используют и то, и другое.” [89; 302].

Интеллектуальное знание психологических теорий также является необходимым. Работа с клиентами, семинары, посвященные разбору клинических случаев, чтение литературы с описанием случаев поставляют тот необработанный материал, из которого строится теоретическая структура.

Эмпатия и знания дополняют друг друга. Иногда они могут заменять друг друга. Самой хорошей ситуацией является та, когда имеется в распоряжении и то, и другое, когда знание и эмпатия дополняют и подтверждают друг друга.

Идентификация — о еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки

200

себя на место партнера. В основе идентификации — легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Вот что пишет Бодалев А. А. [41] о качествах личности, нужных для успешного общения:

“... глубокое знание психологии другого человека, прежде всего его ценностных ориентаций, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний, знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает”.

Люди и процесс общения в ценностной шкале терапевта, несомненно, должны занимать одно из центральных мест. Далее А. А. Бодалев пишет о необходимости наличия развитой наблюдательности,

“способности фиксировать мельчайшие колебания в поведении людей и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать малозаметные особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности ... Важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение, является мышление, ... способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы ... Большое значение имеет интуиция — постижение особенностей, характеризующих личность путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств.

Еще одно необходимое качество — воображение, умение ставить себя на место другого (А. А. Бодалев), близкое по смыслу с идентификацией (В. В. Бойко).

Способность осознавать и вербализировать свои чувства особенно важна для терапевта, т. к. работа внутреннего супервизора начинается с анализа собственных эмоций как негативных, так и позитивных.

Слова, язык и тон голоса играют особую, основную роль в наведении мостов над пустым пространством между клиентом и психотерапевтом, т. к. это уже происходило однажды между матерью и ребенком после того, как появилось телесное разделение. В терапевтической ситуации важным аспектом искусства общения является умение психотерапевта использовать молчание.

В своей работе психотерапевт должен демонстрировать, что он считает заслуживающим серьезной работы каждое высказывание пациента (Р. Гринсон; 1994).

201

Нельзя не упомянуть также подлинность психотерапевта, возможность быть собой, способность осознать и преодолеть свой негативный сценарий, умение реализовать свою неповторимую индивидуальность [34].

Каковы же основные навыки, которые должен усвоить человек, стремящийся стать эффективным, идеальным духовным помощником? С. Хаггс выделяет следующие: умение слушать (“слушать — значит не думать о том, что вы скажете, когда человек перестанет говорить” Н. Райт), умение определить уровень нужды, принятие людей такими, какие они есть (ненавидеть грех без ненависти к грешнику), отклик на переживания (путь к сердцу и мужчины и женщины лежит через чувства), смотрите, что вы говорите и как вы это говорите, умение различать причины и симптомы, умение хранить тайны, умение мудро пользоваться вопросами, следите за языком своего тела, не пытайтесь погружаться на самую глубину [337].

Информация о работе Идентичность