Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

В. Особое место в профессиональной подготовке психолога занимает формирование профессионального самоопределения.

Именно профессиональное самоопределение психолога-практика уменьшает дистанцию между “Я-функциональным” и “Я-экзистенциальным”.

232

То есть, когнитивный аспект личности определяет ее экзистенциальный, бытийный аспект. По мнению А. Ф. Бондаренко технологический уровень специалиста детерминирует личностный. А этот, личностный, возвращается к институционально-ролевому лику профессии.

Г. Формирование профессионального психолога возможно при развитии “внутреннего диалога” личности.

Искусство воздействия на развивающееся сознание молодого человека состоит вовсе не в том, чтобы непосредственно повлиять на его поведение, а в том, чтобы понять суть внутреннего диалога “вот этого” человека, встроиться в этот диалог и, принимая в нем участие, оказать действительно полезное влияние на психическую регуляцию поведения и деятельности.

Общеизвестно мнение о том, что профессия изменяет человека: его внутренний мир, его видение окружающего мира и других людей. Такой подход позволяет видеть в профессионале не только производственную функцию, но и воспринимать его во всех человеческих проявлениях. В профессиональной действительности существуют объективные структуры, не зависящие от сознания и воли людей и определенным образом воздействующие на их способы жизни и представления; вместе с тем неотъемлемой и необходимой частью этих структур являются субъективные схемы восприятия, оценивания, мышления и действия, которыми наделены индивиды. Объективные структуры обусловливают субъективные представления и способы действия, однако, для того чтобы эти представления и способы действия реализовывались, они должны быть активно усвоены людьми. Е. А. Климов придерживается точки зрения, что все это достаточно сложно и требует последовательного освоения психологических понятий, схем мышления, навыков корректного обращения с “чужой душой” [147; 73—74].

Становление творческой личности высококвалифицирован-ного специалиста можно считать законченным, если она обрела профидентичность и определенное количество теоретических знаний и практических навыков, необходимых для самостоятельного достижения профессиональных целей.

Наличие этих знаний позволяет сформулировать задачи профессионального обучения и личностного развития как планомерную перестройку и формирование структур субъективного опыта и идентичности.

7. Многообразие психотехнического арсенала ведет к тому, что процедура служит доказательством активности, искусности и компетентности практического психолога. Нужна некоторая унификация и

233

стандартизация процесса оказания психологической помощи, она задает рамки, в которых реализуется психотерапевтическое мастерство. Не только провозглашение лозунга “не навреди”, но и четкое осознание, что можно делать, а чего делать никогда нельзя.

Завершается процесс вузовской подготовки написанием и защитой дипломной работы, однако оценивается она по критериям не практической деятельности, а по стандартам выполнения исследовательской деятельности. В практике подготовки практических психологов необходим поиск иных подходов, где выпускники могли бы демонстрировать практические умения в сочетании с фундаментальной базовой подготовкой.

Совершенствование подготовки психологов-практиков, становление их профессиональной идентичности может трактоваться не как изменение направления обучения, а как совершенствование его качества, расширение репертуара возможностей, увеличение ресурсного банка образования. Изучение и формирование функционального образа “Я”, профессиональной идентичности практических психологов в процессе вузовской подготовки способствует устранению промахов, инициирует поиск новых ориентиров образования, целей, возможностей.

Заключение

Приведенные в данной работе теоретические положения позволяют продвинуться в изучении самобытной природы человека, социально-психологической и субъективно-психологической реальности, профессионального самосознания личности, процессов профессиональной подготовки современных специалистов.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке таких курсов лекций, как “Введение в специальность”, “Педагогика и психология профессиональной деятельности”, “Практическая психология”, а также при разработке и чтении различных спецкурсов.

Концептуальное решение многих из указанных проблем может быть рекомендовано в качестве исходного материала для разработки проблем других видов идентичности. Обнаруженные механизмы достижения идентичности могут способствовать преодолению негативных влияний, предотвращая кризис идентичности. Исследования могут быть применены в целях реформирования гуманитарных сфер общества, системы высшего профессионального образования.

234

Библиография

1.   Абраменкова В. В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии, № 1, 1990.

2.   Абрамова Г. С. Практическая психология. Изд. 2-е, стереотип М., 1997.

3.   Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, Москва, 1995.

4.   Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

5.   Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер. с англ., 1998.

6.   Айламазян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: Деловая игра. М., 1989.

7.   Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. / Пер. с англ. М., 1993. — Пер. изд. Париж, 1990.

8.   Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

9.   Аминов Н. А. МАодели управления образованием и стили преподавания. // Вопросы психологии, № 2, 1994.

10.  Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал, № 5, 1992.

11.  Альберти Р. Э., Эммонс М. Л. Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Пер. с англ. СПб., 1998.

11.  Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

12.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

13.  Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2; Пер. с англ. М., 1982.

14.  Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

15.  Андрианов М. С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: (Факторы групповой идентификации и межгруппового восприятия). Автореф. дис. на соиск. учен. ст. к. психол. н. М:, 1996.

16.  Антонова Н. В. Идентичность педагога и особенности его общения. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М:, 1996.

17.  Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии, 1997, № 6, с. 23—30.

235

18.  Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии, № 1, 1996.

19.  Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования. // Психологический журнал, № 5, 1992.

20.  Анцыферова Л. И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.

21.  Апресян Р. Г. Проблема “другого Я” и моральное самосознание личности // Философские науки, 1986, № 6.

22.  Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994.

23.  Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.

24.  Асеев В. Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе // Психологические исследования социального развития личности. М., 1991.

25.  Бабайцева В. Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. М., 1997.

26.  Бадмаев Б. Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. М., 1997.

27.  Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии, № 2, 1990.

28.  Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал, № 3, 1988.

29.  Бассина Е. З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности // Вестник МГУ, серия 14, Психология, № 4, 1977.

30.  Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологические исследования, № 4, 1994.

31.  Бахтин М. М. Человек в мире слова. М., 1995.

32.  Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

33.  Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2. М., 1995.

34.  Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. Спб., 1992.

35.  Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ., М., 1997.

236

36.  Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание. М., 1986

37.  Бернс. Развитие позитивного самовосприятия / Педагогическое консультирование в школе. Хрестоматия. Пермь, 1993.

38.  Берулава Г. А. Об опыте подготовки практических психологов в Бийском гос. пед. институте // Детский практический психолог, ноябрь, 1994.

39.  Бибихин В. В. К метафизике Другого // Начала. 1992, № 3.

40.  Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов., 1983.

41.  Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

42.  Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.

43.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

44.  Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.

45.  Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб., 1996.

46.  Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.. — Киев, 1997.

47.  Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М.: 1981.

48.  Борневассер М. Социальная структура, идентификация и социальный контакт // Иностранная психология, т. 1, № 1, 1993.

49.  Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб, 1991.

50.  Брагина В. Д. Влияние представлений о выбранной профессии на профессиональное самоопределение учащейся молодежи. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. психол. н. М., 1976.

51.  Братусь Б. С. Психология в моей жизни (Интервью с Б. С. Братусем) //Мир психологии и психология в мире, № 10, 1994.

52.  Братусь Б. С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М., 1994.

53.  Брудный А. А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. М., 1998.

237

54.  Брук В. И. Исследование личности участников и ведущих групп психологических тренингов // Из опыта работы практических психологов. М., 1997.

55.  Брушлинский А. В., Знаков В. В. Новые возможности и перспективы развития психологической науки // Психологи-ческий журнал, № 1, 1998.

56.  Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

57.  Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, № 5, 1993.

58.  Булыгина Т. В. Я, ты и другие в русской грамматике // Res Philogica. Филолог. исследования памяти акад. Г. В. Соколовав. М.; Л., 1990.

59.  Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М., 1998.

60.  Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами // Вопросы психологии, № 1, 2000.

61.  Букякас Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов // Вестник Московского университета, Серия 14, № 1, 2000.

62.  Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии. Т. 3. Пер. с англ. М., 1998.

63.  Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал, № 1, 1992.

64.  Василюк Ф. Е. психология переживания, (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.

65.  Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. 2-е, испр. изд. М., 1996.

66.  Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, № 3, 1994. / ер. с англ. М., 1998.

68.  Витаккер К., Бамберри. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. / Пер. с англ. М., 1997.

69.  Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1991.

70.  Влияние языковой компетенции на формирование этнической идентичности // Этническая психология и общество. М., 1997.

238

71.  Возрастная и педагогическая психология: тексты. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. М., 1992.

Информация о работе Идентичность