Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

195. Матюшкин А. М., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе // Вопросы психологии, № 2, 1988.

196. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981.

197. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 1998.

198. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. // Ученые записки Пермского пед. института, т. 77, 1970.

199. Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. М., 1990.

200. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с анг. М., 1998.

201. Митрополит Антоний (Храповицкий). Исповедь. Изд. 2-е. М., 1996.

202. Михалевская М. Б. Экспериментальные исследования эффектов установки в русле теории деятельности. // А. И. Леонтьев и современная психология. М. 1983.

203. Модели мира., М., 1997.

245

204. Молоканов М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал, № 2, 1998.

205. Мольц М. Я — это Я, или Как стать счастливым: Пер. с анг. / Предисл. В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. М., 1991.

206. Мумендий А. Как преодолеть негативную идентификацию // Иностранная психология, Т. 1, № 1, 1993.

207. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.

208. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

209. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. М., 1994.

210. Найсеер У. Познание и деятельность. М., 1981.

211. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997.

212. Невярович В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия). Воронеж., 1997.

213. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

214. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994.

215. Оборина Д. В. Взаимопонимание и взаимодействие психолога и учителя // Детский практический психолог, январь, 1994.

216. Обносов В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // опросы психологии, 1986, № 6.

217. Овсянникова В. В. Динамика “образа своей профессии” в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии, 1981, № 5.

218. О'Коннор, Сеймор Дж. Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Пер. с англ. Челябинск., 1997.

219. Олейник Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1975.

220. Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997.

221. Орлов Д. Закат идентичности и игры в другого // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. Вып. 6., 1998.

222. О человеческом в человеке. / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 1991.

246

223. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии, № 1, 2000.

224. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический ж-л, № 1, 1998.

225. Пайне Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб, 2000.

226. Пантелеев С. Р., Визгина А. В., Зимачева Е. М. Способы вербальной презентации образа “Я” и самоотношения субъекта // Психологическое обозрение, № 2, 1997.

227. Папуш М. Практическая психотехника. Научное издание М., 1997.

228. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, М. А. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 1997.

229. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону. 1998.

230. Педагогические технологии негосударственного высшего образования. Сборник научных трудов. М., 1997.

231. Перлз Ф. Внутри и снаружи помойного ведра // Московский психотерапевтический журнал, № 1, 1992..

232. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

233. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

234. Петривняя И. В. Интегративно-интенсивный курс иностранного языка: психологический аспект личностного развития будущего учителя // Вопросы психологии, № 6, 1999.

235 Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

236. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии, № 3, 1982.

237. Петровский А., Петровский В. “Я” в “других” и “другие” во “мне” // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.

238. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

239. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

240. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

247

241. Пионтковски У. Лингвистические стратегии в социальном взаимодействии // Иностранная психология, Т. 1, № 1, 1993.

242. Подготовка школьников к выбору профессии. / Под ред. А. А. Боровиковой. М., 1966.

243. Полани М. Личностное знание. Пер. с англ. М.: 1985.

244. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. М., 1994.

245. Попова Л. В. Методы изучения процессов идентификации // Вопросы психологии, № 1, 1988.

246. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

247. Практикум по социально-психологическому тренингу. Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: СКФ, 1994.

248. Практические рекомендации по составлению программы и ведению групп социально-психологического тренинга. СПб., 1994.

248. Прангишвили А. С. Исследование по психологии установки. Тбилиси., 1967.

249. Прихожан А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М., 1997.

250. Профессор Спиваковская // альманах “Консонанс”, № 1, 1995.

251. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986. // Вопросы психологии, № 6, 1990.

252. Прошкина В. М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М.: 1990.

253. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997.

254. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.

255. Пряжников Н. С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Автореф. диссерт. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. Екатеринбург, 1995.

256. Психологические основы профессионально-технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева и А. И. Сухаревой. М., 1988.

257. Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия / Сост. Н. В. Коптева. Пермь, 1993.

258. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М., 1992.

248

259. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.

260. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

261. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Составитель В. Хохлов. Пер. с англ. Мн., 1998.

262. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов // Политические исследования, № 2, 1996.

263. Путилова Л. М. сущность самопознания в опыте ментальной идентификации (в контексте философской антропологии). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. философ. н. М., 1999.

264. Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996.

265. Реан А. А. Формирование творческой личности специалиста в вузе (мотивационный и когнитивный аспекты). // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1983.

266. Ретюнских Л. Т. Игра как она есть или онтология игры. М., Липецк., 1997.

267. Ретюнских Л. Т. Этика игры. — М., 1998.

268. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.

269. Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с англ. М., 1997.

270. Рогачева Т. В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема. Свердловск, 1991.

271. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

272. Рождественская Н. А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии, № 4, 1986.

273. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи., 1990.

274. Розеншток-Хюсси. Речь и действительность. М., 1994.

275. Розин В. М. Психологическая помощь. Психотехника. Эзотерический опыт: Учебное пособие. М., 1995.

276. Розин В. М. Психология: теория и практика. М., 1997.

277. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

278. Рубинштейн С. Л. Принципы творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии, № 4, 1986.

249

279. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.

280. Руководство практического психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.

281. Рыбалко Е. Ф. Психологическое обеспечение системы обучения и воспитания на разных этапах жизненного пути. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.

282. Рыбников. На распутье. Л., 1917.

283. Саймон Р. Один к одному. Беседы с создателями семейной терапии. М., 1996.

284. Самоорганизация: психо- и социогенез / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб., 1996.

285. Самиоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

286. Сартан Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М., 1993.

287. Сартр Ж. П. Проблемы метода: Пер. с фр. М., 1993.

288. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. М., 1992.

289. Семенов А. Как делать кадры для столичного образования // Россия 2010. Столичное образование, № 4, 1990.

290. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.

291. Сидоренко Е. В. Опыты реориентационного тренинга. СПб., 1995.

292. Сидоренко Е. В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.

293. Скворцов Л. В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.

294. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

295. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

296. Смирнова Е. Э. Пути формирования специалиста с высшим образованием. Л., 1977.

297. Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб., 1998.

298. Собкин В. С., Грачева А. М., Нистратов А. А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии, № 4, 1990.

250

299. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

300. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М., 1989.

301. Соколова Е. Т., Е. П. Чечельницкая. О метакоммуникации в процессе проективного исследования пациентов с пограничными личностными расстройствами // Московский психотерапевтический журнал, № 3, 1997.

302. Солдатова Г. У. Этнические идентичности народов России и границы межкультурного понимания // Психологическое обозрение, № 2, 1997.

303. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. Пер. с анг. М., 1996.

304. Сосланд А. И. Харизматическая личность в психотерапии. // Московский психотерапевтический журнал, № 3, 1997.

305. Социальная идентификация личности. Кн. 1 и 2. / Отв. ред. В. А. Ядов. М., 1994.

306. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности. / Под ред. Н. А. Шматко. М.: РАН, Институт социологии, 1992.

307. Спаркс М. Гипноз по методу М. Эриксона (занятия по овладению начальными навыками гипноза). Пер. с англ. Саратов., 1992.

308. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

309. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал, № 6, 1994.

310. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. М., 1997.

311. Стойков И. Д. Анализ защитных проявлений личности: Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1986.

312. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

313. Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии, № 4, 1988.

314. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

315. Талызина Н. Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенок, Л. Б. Хихловский. — Саратов, 1987.

251

Информация о работе Идентичность