Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
В святоотеческом учении достаточно четко определены духовные дары (от Духа Святого), обладание которыми необходимо в профессиях по оказанию вспомошествования другому человеку: дар мудрости (софиа гнозис), дар знания, дар веры, дар целительства, дар чудотворения, дар пророчества (профития), дар различения духов (диакрисис пневматон), дар служения (диакония), дар языков, дар пастырства (хивепнисис) и дар любви (агапе).
Из всех даров дар любви есть наивысший. Кроме вышеуказанных, В. Невярович подчеркивает, что плодами действия в человеке
185
Св. Духа являются: “радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (гал. 5, 22—23)”. [212; 32].
В психограмме профессии психолога, составленной по материалам японских авторов, наличиствуют следующие черты: внимание, стремление понять позицию других, дружелюбие, общительность, способность стать лидером, вежливость, обходительность, руководство здравым смыслом, жизнерадостность, мужество, смелость, терпеливость, склонность к разнообразию, энтузиазм в трудовой деятельности, тщательность, схватывание новых идей, самостоятельность, ответственность, аккуратность и последовательность в работе, способность к планированию своего будущего, способность к словесным высказываниям, хорошая память, способность обучать других, умение заботиться о больных, умение заботиться о посторонних [324; 154].
Основные психические свойства: дружелюбие, общительность, вежливость, обходительность, жизнерадостность, умение заботиться о посторонних.
В управленческом консультировании повышенные требования предъявляются к аналитическим способностям и умению решать проблемы, специальной компетенции в области поведенческих реакций, общения и к умению помочь другим людям понять необходимость изменений и определить пути их введения. [325].
Качества, которыми должен обладать консультант делятся на две широкие категории: интеллектуальные способности и личностные свойства.
• Интеллектуальные способности: способность усваивать материал быстро и легко, способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты, здравые суждения, индуктивный и дедуктивный логический ход мысли, способность к синтезу и обобщению, экспериментальная гибкость. Способность к анализу дилемм: диагностические навыки, практицизм, проницательность, тонкое восприятие и интуиция.
• Способность понимать людей и работать с ними: уважение к мнению других людей, терпимость, способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции, легкость в налаживании человеческих контактов, способность завоевать доверие и уважение, вежливость и хорошие манеры: способность выслушивать собеседника, умение вести устное и письменное общение, способность учить и обучать людей, способность убедить и создать мотивы для действий. Умение почувствовать климат организаций: проницательность, интуиция,
186
умение воплотить замыслы в реальные дела (знание бихевиоризма и методов самодисциплины), воображение. Объективность, честность, прямота, большая терпимость, способность противостоять высокому уровню фрустрации, зрелость и ощущение реальности, которое помогло бы понять, что многие из консультативных действий и надежд на прогрессивные изменения окажутся тщетными. Чувство времени и искусство понимания межличностных отношений., способность убеждать и такт.
• Интеллектуальная и эмоциональная зрелость: стабильность в поведении и действиях, независимость в выводах, способность противостоять давлению извне и справиться с фрустрацией и неуверенностью, способность действовать уравновешенно и в спокойной объективной манере, самоконтроль во всех ситуациях, гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
• Личная напористость и инициатива: нужная степень самоуверенности, здоровое честолюбие, дух предпринимательства, мужество, инициатива и самообладание в действии.
• Соблюдение этики и честности: искреннее желание помочь другим, исключительная честность, способность осознать границы собственной компетентности, способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
• Физическое и умственное здоровье: способность переносить специфические рабочие и бытовые условия консультантов по вопросам управления [325; 282—286].
Р. Гринсон утверждает, что то умение, которого требует от аналитика психоаналитическая ситуация, во многом зависит и от его личности и характера, от его темперамента, чувствительности, отношений, привычек, ценностей и интеллекта [89].
Аналитик должен обладать жизненным интересом к людям, их способу жизни, эмоциям, фантазиям и мыслям. Ему следует иметь испытующий ум, ищущий знаний, причин и происхождений. Энергия, побуждающая человека в этом направлении, исходит из его любопытства, которое должно быть богатым количественно и благожелательным качественно.
Особая чувствительность, которая помогает аналитику различать неявные комбинации аффектов в модуляции тона и ритма пациента, связана с его пониманием музыки.
Очень полезно быть свободным от ограничений, которые накладывает конвенциональное общество, и быть относительно индифферентным
187
к поверхностным событиям повседневной жизни, необходима легковерность и доля скептицизма.
У людей, которые обладают способностью и желанием заниматься поисками инсайта, даже когда это причиняет боль, отличающихся любовью к правде, проявлению независимости ума и интеллектуальным мужеством перед лицом нового, неконвенционального и неизвестного, желание понять другого человека стало уравновешенной, автономной функцией. Для того чтобы достичь этого, аналитик должен на время отказаться от какой-то части своей идентичности, а для этого он должен иметь свободный или гибкий образ “Я”.
Р. Гринсон подчеркивает обязательность наличия хороших вербальных способностей, способности использовать разговорный язык живо и экономично, умения молчать.
Аналитик должен иметь желание помогать и лечить пациента, он должен беспокоиться о благоденствии пациента, не теряя при этом из виду своих отдаленных целей. “...это нечто, для чего нет модели в реальной жизни” [89; 318].
“Аналитик должен обладать высоким уровнем эмоциональной мобильности и гибкости... Нашей целью не является уничтожение любой своеобразности человеческого характера ради схематической “нормальности”, также не требуется, чтобы личность, которая “тщательно проанализирована”, не чувствовала никаких страстей и не имела внутренних конфликтов...
Высокий интеллектуальный и культурный уровень действительно требуется от аналитика, но всесторонний, легко схватывающий разум является даже более важным [89; 322].
Некоторые авторы на вопрос, обладают ли психотерапевты какими-то специфическими особенностями личности, отвечают отрицательно.
Среди общих профессиональных качеств психолога-психотерапевта выделяют следующие:
1. Психофизиологический уровень.
Он должен быть эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивать обстановку, устойчив к стрессу, психотерапевты должны обладать сильным типом нервной системы.
2. Интеллектуальный уровень.
По данным теста Кеттела, успешность деятельности напрямую коррелирует прямо с фактором интеллекта. Помимо этого, за годы обучения на психологическом факультете (в том случае, если оно
188
проходило достаточно эффективно), у студентов формируется особо мировоззрение. Основой его является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека, отсутствие каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен.
3. Личностные качества.
Психотерапевт социабилен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении. Он также любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Фасилятивность.
Склонность в эмоциональной поддержке в общении с другими. В этом большую роль могут играть особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, направленность на другого, тактичность и другое. При этом особенно важным является умение увидеть мир глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.
Специалисту в области психотерапии необходимо личное мужество для того, чтобы признавать ошибки, иногда позволить себе быть уязвимым, обнаруживать неточности собственного восприятия.
Эффективный психотерапевт должен быть личностно защищен и, следовательно, признавать и принимать личностные ограничения, и при этом у него не должно возникать ощущения, что это угрожает его профессиональной состоятельности.
А. Комбс, изучая профессиональные особенности людей “помогающих профессий”, пришел к выводу, что эффективность их работы определяется прежде всего ожиданиями по отношению к людям. Поэтому эффективный психотерапевт должен относиться к людям с позитивными установками (верить в людей) [279].
А что же ценят клиенты в своих спасителях? Ответы на первых местах содержат следующее: человеческое, неформальное, душевное отношение, способность вызвать к себе симпатию.
Личностные особенности психотерапевта, работающего с группой, во многом дублируют личность специалиста, работающего индивидуально. Тем не менее, работа в группе предполагает наличие особых качеств.
189
Петровская Л. А. пишет о ведущем группового тренинга: ориентирован на язык чувств, владеет невербальными средствами общения, искренен, естественен в эмоциональных проявлениях, способен постоянно оставаться самим собой, планомерно выполнять программу общения, способен импровизировать.
“Все вышеизложенное означает, между прочим, что отнюдь не владение психотехникой является определяющим в профессиональной подготовке ведущего” [238; 83].
Б. Мастеров полагает, что ведущий должен достаточно хорошо знать самого себя, то есть те струны своей души, за которые может “зацепиться” агрессия, похвала или хула, когда у него самого может появиться желание попросить поддержки. Ведущий психологической группы должен быть подготовлен и компетентен личностно и профессионально [193; 130].
Брук В. И. отмечает, что эффективность работы ведущих групп связана с тем, насколько успешно построено их взаимодействие с участниками. У предпочитаемого для себя инструктора участники хотят видеть выраженным фактор социабельности. [54; 116].
Анализ работы начинающих ведущих показал, что у них имеется ряд трудностей в работе: периодические спады эмоционального и иногда физического состояния, нестабильность; трудности работы с участниками, обладающими родственными проблемами; работа больше построена на вопросах к участнику и делении своим жизненным опытом, чем на умении подвести клиента к ответу на свои собственные вопросы и выявлению его собственных ресурсов; сочетание сильной авторитарности в работе с чрезмерным попустительством под лозунгом “идти за клиентом”; в случае затруднений возможные обвинения самого участника в нежелании двигаться, сопротивлении, страхе перемен; сочетание потребности долго говорить самому с невмешательством и отсутствием выраженной собственной позиции; копирование методов собственного ведущего, трудность отойти от жесткого плана занятий, недостаточное умение приспособиться к изменяющейся ситуации; недостаточный опыт саморегуляции, приведения себя в уравновешенное эмоциональное и физическое состояние после группы [54; 112—113].
Данные утверждения содержат общие положения: недостаток знаний и опыта. Современные требования становятся более жесткие: адаптацией молодого специалиста никто не занимается. С момента профессионального старта востребованными являются профессиональная компетентность и устойчивая идентичность.
190
При систематизации поведения групповых терапевтов обычно используют такие категории как “роль”, “ориентация”, “терапевтический стиль” (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990). Понятие “роль” сводится к положению, которое занимает терапевт в структуре группы. И. Ялом (1970) выделяет 2 основные роли — технический эксперт и эталонный участник. Выступая в качестве эксперта (“социальный инженер”, по М. Либерману), терапевт планомерно и целенаправленно использует свои навыки и знания для достижения терапевтических целей, в нужный момент применяя соответствующие методы. В качестве эталонного участника группы он может преследовать двоякую цель: демонстрацию желательных образцов целесообразного поведения, либо ускорение процесса социального научения.
С. Кратохвилл (1978) выделяет пять основных ролей группового терапевта: “активный руководитель”, “аналитик”, “комментатор”, “посредник”, “член группы”.
М. Либерман и соавторы (1973) выделили четыре основных стиля группового терапевта: эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительская функция.