Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
Модель поведения себя в роли авторитетного лица в отличие от реальной модели соответственного профессионального поведения среди коллег, требует большего времени для своего формирования (создания стереотипов поведения) и отличается относительно большей устойчивостью.
В период наиболее выраженной профессиональной идентификации выбор роли авторитетного специалиста связан как с объективными факторами компетентности и престижности, так и субъективными
179
факторами укрепления и подтверждения значимыми профессионалами успешности становления функционального образа “Я”,
Развитие и обогащение функционального образа “Я” в процессе профессионального развития тесно связано с выбором, принятием обдуманных решений, с различением своих ожиданий и реальности, профессионального оценивания и самооценки и т. д. Такое развитие соответствующим образом меняет структуру профидентичности, тем менее оно сопровождается “субъективным чувством непрерывности самотождественности” (Эриксон, 1968).
Представления индивида о самом себе как о личности и профессионале, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Познание самого себя формируется на основании многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми. Это познание постоянно развивается. Переоценка или недооценка себя приводит к соответствующему поведению.
Эмоциональная составляющая. Онтологическую сущность идентификации составляют чувства, переживания (даже аффект, кризис). Если есть амбивалентность чувств, идентификация не наступает, либо носит ущемленный, неполноценный характер. При позитивных чувствах идентификация происходит благодаря им; при негативных чувствах идентификация происходит вопреки им; при отсутствии чувств (равнодушии), идентификация не наступает или носит искаженный характер.
Эмоциональная профессиональная идентификация совершается, главным образом, в процессе профессионального общения.
Общение рассматривается Л. С. Выготским как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. Он писал о “передаче переживаний” и возможно предположить, что в этих процессах происходит как бы перенос индивидуальных характеристик общающихся и формирование идеальной представленности их в чужом “Я”. Видимо, именно в процессе общения происходит трансляция “личностных смыслов” и переживаний.
По мере развития симпатии в межличностных отношениях возникает и синтония как способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека. Синтония, в свою очередь, является основой сопереживания как способности “присваивать” основные свойства эмоционального состояния другого человека и вчувствоваться в его жизненную ситуацию.
180
Л. В. Попова считает, что наличие только эмпатийных переживаний не может быть показателем наличия идентификации в смысле процесса присвоения определенных характеристик модели — в данном случае, утверждает она, мы имеем дело с частичной или транзитивной идентификацией, составляющей основу сопереживания, соучастия в эмоциональном опыте других людей.
По критериям отношений с внешним миром — ассимиляции и социализации — Э. Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстраненность-
Любовь представляет плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. “Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них” [334; 110].
В рамках идентификационных границ, определяемых интерактивными взаимодействиями, реконструируется определенный тип идентичности. Если отношения узкие, четкие, ярко выраженные, ситуация взаимодействия привычная, то и идентификация однозначная, устойчивая (в терминах Антоновой — закрытая идентичность). Если спектр отношений широкий, нечеткий, необычный, то идентификация многоплановая, но неустойчивая (в терминах Антоновой — открытая идентичность).
В исследовании В. В. Абраменковой установлено, что ситуация общности, заданная подлинно совместной деятельностью, способствует установлению определенной степени тождественности переживания. Единство действий всех участников, единая цель и способ ее реализации в ситуации, когда все оказываются в равном положении, объединяют участников между собой, актуализируют межиндивидуальную идентификацию. По отношению к одному участники ведут себя таким образом, чтобы его позиция в совместной деятельности и его эмоциональное состояние были тождественными остальным. [1; 8].
Качества, которые человек приписывает собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном в попытках охарактеризовать себя, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что они воспринимаются как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных в течение жизни. Эмоциональная составляющая существует в силу того,
181
что её когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нём оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений человека могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения (Бодалев А. А.) [41].
Поведенческая составляющая. Э. Фромм пишет, что идентификации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера; характер он определяет как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации. Характер выражается непосредственно в поступке и позволяет человеку действовать вполне последовательно. Человек может устроить свою жизнь сообразно своему характеру и достичь определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Более того, характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. Он также дает основу для приспособления индивида к обществу. Суть этого характера та же, что и у большинства членов данного социального класса или культуры [334; 63—65].
На ранних этапах подражание носит безоговорочный характер и выступает в форме простого копирования поведения. Подражание облегчает приобретение атрибутов поведения. Выготский Л. С. считал подражание источником возникновения всех специфических человеческих свойств сознания и видов деятельности. Подражание представляет собой сложный социально-психологический феномен, выступающий как в форме неосознанного или недостаточно осознанного копирования, так и в форме сознательного воспроизведения внешних черт поведения, действий и поступков людей.
Аронфрид Дж. считает, что условием имитации поведения должно быть совпадение наблюдения модели с сильным аффективным состоянием индивида. Представление о поведении модели становится аффективно значимым, что обусловливает последующее имитационное воспроизведение этого поведения.
Подражание и имитация обозначаются многими психологами термином “идентификация”.
Таким образом, идентификация в когнитивном плане — это сравнение, в эмоциональном — оценивание, в поведенческом — уподобление. Эмоционально начавшись в детстве, продолжаясь в период обучения,
182
она длится весь жизненный цикл.. Во взрослом состоянии она захватывает профессиональную область.
Таким образом, профидентичность может быть построена через три составляющие, которые в “Я-концепции” часто определяют как совокупность установок “на себя”:
1. Когнитивная составляющая установки (профессиональные знания и профессиональные убеждения)
2. Эмоционально — оценочная составляющая (эмоциональное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям)
3. Поведенческая составляющая (соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении).
Иными словами, образ “Я” — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними поведенческих проявлений.
Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определённым объектом. Особенность “Я-концепции” как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности, все эмоции и оценки, связанные с образом “Я”, являются очень сильными и устойчивыми.
Особая роль в этом процессе принадлежит рефлексивным действиям. Это подчеркивалось многими ведущими психологами. По мысли Л. С. Выготского, именно рефлексия позволяет человеку наблюдать себя в свете собственных чувств, внутренне дифференцировать “Я” действующее, рассуждающее и оценивающее (1984 г.). Х. Хекхаузен отмечал, что рефлексия наделяет самосознание обратной связью [343].
Образ “Я” включает в себя многообразие знаний субъекта о себе разной степени осознанности, дифференцированности и обобщенности. Генетически исходной формой образа “Я” является образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение индивида к себе.
Чешир Н., Томе Г. полагают:
“Наша склонность приписывать Я определенные функции, превращать его в нечто антропоморфное, наделять самостоятельной сущностью связана, очевидно, с нашим общим подходом к теоретическим построениям. Мы как будто воображаем, что эти построения прямо отражают внутреннюю форму нашего опыта, в то время как они представляют собой всего лишь один из многих возможных способов активного “конструирования” этой формы.” [355; 29].
183
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
2.3.1. Личностные характеристики консультантов
и групповых терапевтов
Возникший спрос на психологические услуги привел к появлению достаточно большого числа практикующих психологов, работающих в самых различных областях. [45; 178].
Как и в любой профессии, где пытались определить профиль идеального кандидата, не существует какой-либо совершенной модели психолога, по которой можно было бы оценить каждого новичка, однако выявлены определенные общие характеристики, влияющие на успех и личную удовлетворенность работой.
Профессиональное качество психолога — способность понять личность в целом как особую индивидуальность — является определяющим, а методический арсенал — лишь вспомогательным средством (Флоренская Т. А.), инструментарием, в котором нуждается, скорее, средний специалист, чем мастер высокого класса [329; 15].
Известно описание Г. В. Олпорта восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях: 1. опыт; 2. сходство; 3. интеллект; 4. глубокое понимание себя (Insight); 5. сложность; 6. отстраненность; 7. эстетические склонности; 8. социальный интеллект [188; 6—8].
Смит Г. выделил четыре компонента сенситивности, которыми должен обладать практический психолог: наблюдательская, теоретическая, номотетическая, идеографическая сенситивность [188; 4,5].
Сидоренко Е. В., Хрящева Н. Ю. выделяют некоторые общие качества практического психолога.
• Психологическая наблюдательность — это чувствительность в восприятии психологических явлений, других людей. Хороший наблюдатель обладает высокой обсервационной и идеографической сенситивностью, т. е., с одной стороны, он способен видеть другого человека и запоминать, как он выглядел, что говорил и что делал, а с другой стороны, он обладает способностью “нанизывать”, аккумулировать наблюдения и использовать все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного его понимания.
• Психологическое мышление — это особый способ, стиль мышления, предполагающий способность чувствовать психологическое
184
содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать. Развитое психологическое мышление характеризуется высоким уровнем всех мыслительных операций, децентрированностью, высокой версионностью, прогностичностью и парадоксальностью.
• Самообладание — это способность концентрироваться на психологической задаче, несмотря на негативные эмоциональные со стояния, возникающие во время работы, а также невзирая на внешние отвлекающие, мешающие или провоцирующие воздействия.
• Умение слушать означает слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит вслух, но и то, что передается без слов. При этом слышать другого — это также и слышать самого себя, улавливать свои реакции, которые возникают в ответ на те или иные слова, действия, проявления человека.
• Эмпатия — это способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. Она помогает понять состояние человека, установить с ним доверительные отношения, в результате чего возникает атмосфера, позволяющая клиенту экспериментировать со своим поведением, изменяться.
• Креативность — это способность к нестандартным решениям и поведению, способность обнаруживать новые решения проблем или новые способы выражения. Креативность помогает психологу преодолевать стереотипность поведения, находить оригинальные решения проблем в сложных ситуациях [292; 100—106].