Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

166

2. появление нереального клиента (манипуляция).

3. выход профессионала из своей позиции, или раздвоение профессионала (оценочность, смешение личного и профессионального).

Профидентичность через образ “Я”

Склонность науки прошлых лет рассматривать изучаемого человека с точки зрения общественно значимых функций, в отрыве от его повседневной практики, от его ценностей и наклонностей, как бы разрывая его на части, способствует его обезличиванию, выхолащиванию его уникальной личностной сути.

Современные исследования социальных систем и социальных процессов характеризуются взглядом на мир как на необратимо плюралистический, расколотый на большое количество независимых единиц, неорганизованных ни в горизонтальном, ни в вертикальном порядке. По мнению З. Баумана,

“Когнитивные вопросы типа, как я могу интепретировать мир, что я в этом мире, свойственные модернизму, заменяются посткогнитивными, свойственными постмодернизму, —

167

какой это из миров, что с ним надо делать, какое из моих “я” должно это делать“ [31; 54—55].

В основе синергетического подхода лежит тезис о полной автономии любого живого единства. “Самореферентные системы характеризуются в процессе функционирования непрерывными отсылками к самим себе”, — отмечает У. Матурано.

Если в фундаментальных науках стремятся к элиминации личности исследователя из метода, то в практической психологии личность психолога неотъемлемая часть профессиональной деятельности. В связи с этим актуализируется изучение личности психолога как субъекта профессиональной деятельности и как самореферентной системы.

Свойства, которые исследователи и сами психологи-практики выделяют как профессионально важные качества, нами описываются в системе координат: святость и инициативность.

Все личностные свойства, наличествующие у профессионала психолога-практика мы объединили в понятие “святость”. К святости можно отнести гуманность, духовность, эмпатийность, открытость, этичность, мудрость, порядочность, сдержанность, терпеливость, веру в другого человека, благородство и пр.

Все профессиональные свойства, характеризующие психолога-практика как специалиста, объединены нами в понятие “инициативность”. К инициативности можно отнести интеллектуальность, гибкость, технологичность, прагматичность, аутентичность, наблюдательность, оперативность, решительность и пр.

Тогда профидентичность изображается в этих координатах следующим образом:

Профессиональная идентичность не может быть в 3 квадранте: отсутствие и инициативности и святости ведет к обезличиванию, неуверенности, зависимости. В реальности отечественной психологической практики это может быть либо “серый”, бездарный выпускник

168

вуза, либо чье-то протеже. Шансом на профессиональную успешность у него мало.

Профессионал, попавший в 2 квадрант, — очень хороший человек, приятный во всех отношениях, сочувствующий, отзывчивый, но профессионально помочь не сможет в полной степени он за всех страдает, всем сочувствует, сопереживает и в общем не знает, что с этим делать дальше. Это чаще всего профидентичность начинающего психолога, который переполнен желанием помогать, спасать, но не знает как.

Профессионал, попавший в 4 квадрант, — это человек, хорошо владеющий своим мастерством, технологиями, но он не богат в отношении душевности, эмпатийности, уважения к личности, таинству души. Это чаще всего профидентичность эмоционально сгоревшего человека.

Профессионал, попавший в 1 квадрант, — это мастер своего дела (особенно, если он попадает по выраженности свойств на биссектрису), ему хватает и душевности и технологичности. Именно этот квадрант задает профидентичность, более того именно в нем может быть описана харизматическая личность искусного психолога-практика. Здесь аккумулируются все профессионально важные качества психолога-практика.

Сравним представление о харизме и профидентичности, поскольку обе имеют отношение к профессиональной сфере, более того и харизма и профидентичность высвечивают некие грани профессионального мастерства.

Определяя термин “харизма”, исследователи (М. Вебер, 1988; И. Шифер, 1973; А. И. Сосланд, 1997) указывают, что харизма — качество, благодаря которому человек, ею обладающий, оценивается как одаренный сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфическими особыми силами и свойствами. Однако оценка эта производится только на основании внешних впечатлений, т. е. в основе харизмы лежит всего лишь умение производить впечатление обладания такого рода свойствами. Таким образом, харизматический — это тот, кто может убедить других в том, что он всем этим обладает [304].

Определяя термин “идентичность”, мы исходим из самореферентности человека, ощущения своей уникальности и неповторимости при наличии включенности в социальную ситуацию. Ничего “запредельного” в этом варианте не обнаруживается. Более того, идентичность как тождество уравнивает человека с другими людьми в социальной реальности, но как определенность и целостность она

169

позволяет человеку воспринимать свою уникальность и неповторимость. Главное же различие в адресате — другим или себе — реферируется (сообщается) харизма или идентичность.

Идентичный — это тот, кто реально обладает определенными свойствами, в своей совокупности создающими уникальность и неповторимость человека, осознает их именно как свои и способен во всем своем многообразии (и тождественности другим, и отличии от них) включаться в социальные и профессиональные ситуации, отношения и взаимодействия.

Что касается профессиональной терапевтической ситуации, то здесь, безусловно, существует большой спрос на харизматическую личность. Клиентские экспектации связаны с некими необычными способностями психолога, позволяющими ему с особой силой, не поддающейся рациональному объяснению, влиять на личность и здоровье пациента (клиента). И здесь возможны два пути. Первый сводится к тому, что это клиентское ожидание эксплуатируется теми, кто делает свою ставку именно на видимость таких свойств, не желая объяснять как-либо сущность своего метода. Силы и энергия психолога в этом случае тратятся на замысловатость и вычурность своих действий, обеспечивающих поддержание “слепой веры” клиентов.

Профессионал озабочен поиском идей и приемов, которые дали бы ему в руки безотказное терапевтическое оружие и помогли бы найти свое место в беспорядочном, ожесточенном конкурентной борьбой и внушающем поэтому тревогу профессиональном мире.

Другой путь выбирают те, кто не очень озабочен ожиданиями клиентов, его рассуждения строятся по принципу: “клиенту — клиентово, терапевту — терапевтово”. Этот специалист не пытается дистанцироваться от простых человеческих проблем, он не озабочен подчеркиванием разницы между собой и теми, кто испытывает душевную боль. Профессионалы этого сорта “обречены” на самоисследование. В этом случае психология предстает как профессия, которой нельзя овладеть. Психологами становятся. Силы и энергия специалиста в этом случае тратятся на то, чтобы ощущать себя подлинным, отвечать за свой личностный рост, за подлинное самопознание.

Профессионал адресуется не к тому, что явлено в кризисной ситуации, а потенциалу человека. Профессионализм такого специалиста заключается в способности разглядеть великое в других людях.

Онтологические различия харизмы и идентичности обнаружился в их потенциальной или реальной природе. Если принять утверждение, что потенциально харизматическим может считаться любой человек до тех пор, пока он не докажет обратного, то относительно идентичности справедливо: реально идентичным может считаться

170

любой человек, пока он сам не осознает (почувствует) обратного.

Движущие силы развития харизмы реализуются через наличие двух условий: 1. внешние — конкурентная борьба; 2. внутреннее — властострастие. Движущие силы идентичности реализуются через реализацию условий: 1. внешние — потребность в отношениях и построении жизненных ситуаций; 2. внутренние — потребность в адекватном образе “Я”.

Структура харизмы предстает в единстве имиджа, идеологии и инициативного действия. Структура идентичности может быть представлена в единстве смысла, интеракций и формы. Здесь обнаруживаются некие параллели, указывающие на структурную эквивалентность харизмы и идентичности: имидж-форма; идеология-смыслы; инициативное действие-интеракции.

Однако центральное, порождающее ядро у харизмы и идентичности разное. Харизма выстраивается, осуществляется, определяется относительно УСПЕХА. Идентичность выстраивается, осуществляется, определяется относительно — Я-ИНОЕ. В связи с этим для харизматической личности вся энергетика стягивается к утилизации (объяснению промахов), для идентичной личности — референции (определении себя относительно себя и других).

Если довести параллелизм до предела, то в экстремуме получим: идентичность (как уникальность и неповторимость “Я”) — это харизма вне успеха, а харизма (как совокупность специфических свойств) — это идентичность вне себя. Харизма берет изнутри и извне и прилаживает к миру, манипулирует им. Харизма определяется относительно других как привязка к ним, как зависимость. Идентичность берет изнутри и извне и прилаживает к себе, манипулирует собой. Идентичность относительно других определяется как соотношение с другими и вычисление из них своего, в общем виде как некая привязанность.

Состоявшаяся харизматическая личность обладает резкой выраженностью дихотомии свойств по шкалам: центробежное-центростремительное, чувственное-аскетическое, эзотерическое-экзотерическое, авторитарное-либеральное. Личность, достигшая идентичности не обязательно имеет четкий контур обозначенных свойств, но вот, что непременно проявляется так это осознавание и принятие этих качеств.

Возвращая эти понятия в профессиональное поле, заключаем, что идентичность и харизма относятся к терминам, интерпретирующим профессиональное служение человека, его деловую активность.

171

Сила идентичности — в необходимости достижения, власть харизмы — в мистическом осуществлении.

Таким образом, идентичность и харизма как некие грани профессионального мастерства различаются в следующем: первое отличается подлинностью, второе — искусственностью. Дело здесь не в том, что одно понятие лучше, а другое хуже, дело в том, что они разные по сути. Психолог-практик, обладающий харизмой, в плане профессиональной реализации эксплуатирует харизму, психолог-практик, достигший профессиональной идентичности, для этих целей использует себя, обладающего реальным познанием, методическим инструментарием, инициативой и практическими навыками.

Может ли харизматическая личность быть идентичной? Может ли человек, достигший идентичности, обладать харизмой? По нашему мнению, наверняка, может. Это разные понятия, но не абсолютно исключающие или уничтожающие друг друга. Однако, предполагаем, что это перевод обсуждения в плоскость профессиональной талантливости.

Профидентичность через отношения в профессиональном сообществе.

Е. А. Климов считает бесспорным фактом, что каждый человек живет в своем мире, и предлагает понимать это так, что этот “свой мир” должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей и, следовательно, миром культуры человечества в целом. С этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой человеческой культуре и должна быть сопряжена задача профессионального самоопределения. [147;. 149].

Положительные эмоциональные отношения с коллегами играют важную роль в профессиональной деятельности. Профессиональная квалификация часто теряет свою ценность, если из-за своей склонности к обострению взаимоотношений специалисты, во-первых, сами не могут полно раскрываться в работе, и, во-вторых, создавая своим поведением негативную напряженность в жизни коллектива, они объективно являются причиной дезорганизации его деятельности. Сюда же следует отнести и неумение, а порой и нежелание, адекватно оценить результаты своей работы и соответствующим образом сравнить их с результатами деятельности других членов коллектива.

Профидентичность через отношения в профессиональном сообществе предполагает владение умениями в соответствующей форме предложить помощь тому, кто в ней в данный момент нуждается, умение соответствующим образом представить результаты своей деятельности для товарищей, дать адекватную оценку деятельности других специалистов, кроме того, она включает в себя сформированность

172

особого чувства сопричастности ко всему, что происходит в профессиональном сообществе, сопереживание другим людям, коллегам по работе, осознание себя и других в качестве единой общности — “мы”.

Профидентичность отражается в речи через личные и притяжательные местоимения. Идентичность характеризуется четким осознаванием “Я — Мое”, включением этого в контекст профессионально близкого “Мы — Наше”, четкого представления и сопричастности с “Ты — Твое”, “Вы — Ваше”, и разумного дистанцирования и отчуждения с “Он”, “Оно”, “Она — Его”, “Ее”, “Они — Их”.

В более широком контексте эту мысль выразил М. М. Бахтин, говоря о “преодолении чуждости чужого без превращения его в чисто свое” [32; 371].

Э. Фромм утверждает, что человеку трудно обрести профидентичность ибо его профессиональный успех в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а “от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование”.

Информация о работе Идентичность