Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
Раскрывая психологический смысл труда, Пряжников Н. С. выделяет профессиональное самоопределение, сущностью которого является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения [253; 78—79].
В этой связи Пряжников обнаруживает следующий парадокс: с одной стороны, многие связывают самоопределение личности с трудом и работой, но с другой стороны, неясно, для чего же сама эта работа, каков ее смысл? [253; 79—80]. Представляется, что затрагивается очень важный драматический вопрос. Получается нечто “вроде того, что если вы не хотите работать, то единственное, что позволяет вам иметь средства, чтобы не работать, это усердная работа” (Огден Нэш).
Что мы имеем с психологом-практиком в реальности? Профессионально самоопределяясь, человек обретает личностные смыслы в деятельности, формулирует их (помогать другим людям и т. п.), но чувства уверенности, завершенности, подлинности не возникает, в повседневности распространены быстрое эмоциональное сгорание, авторитарность и тревожность психологов-практиков, феномен мнимого ухода из профессии.
По критерию творческого участия человека, по критерию субъектности Н. С. Пряжников выделяет несколько уровней самоопределения:
154
1. агрессивное неприятие данной деятельности;
2. стремление избежать данной деятельности;
3. выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции;
4. стремление усовершенствовать отдельные элементы выполняемой деятельности, сделать что-то по-своему;
5. стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом, связанное с нахождением особых смыслов, иногда сразу и непонятных для окружающих.
С нашей точки зрения, возможна несколько иная иерархия в уровнях профидентичности:
1. осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: “хочу”; характеристика самого субъекта деятельности — мечтающий; профидентичность — невыраженная.
2. усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: “знаю”, характеристика самого субъекта деятельности — осведомленный; профиден-тичность выраженная, пассивная.
3. практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профес-сиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: “могу”; характеристика самого субъекта деятельности — умелый; профидентичность активная.
4. свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний — поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство
155
и творчество (профессиональный опыт → ∞); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желение передавать свой опыт другим, делиться им (профес-сиональное общение → ∞); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: “делаю”; характеристика самого субъекта деятельности — творческий; профессиональная идентичность устойчивая.
Самоопределение Пряжниковым Н. С. определяется как “выбор и реализация способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности” [253; 92]. Профидентичность — близкое понятие, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности.
Гинзбург М. Р. (1994) пишет, что формирование идентичности (наиболее близкое в англоязычной литературе понятие к самоопределению) является психологической задачей подросткового возраста.
Собственно формирующаяся идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее. Функция психологического настоящего — саморазвитие, включающее самопознание (ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания) и самореализацию (воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности). [80; 43—53].
Пряжников Н. С. выделяет различные этапы развития самоопределения, понимаемого как идентификация себя с тем или иным способом освоения и взаимодействия с окружающим миром:
1) самоопределение в своем “родном” организме, выбор оптимальных способов движений, освоение простейших органических функций и т. п.;
2) самоопределение в ближайшем (окружающем ребенка) предметном мире, выбор оптимальных способов действий с предметами и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) самоопределение в ближайшем социальном окружении, идентификация себя с различными ролевыми позициями;
4) самоопределение в способах получения знаний;
5) самоопределение в мире идей, ценностей и смыслов;
156
6) самоопределение как выбор и проигрывание в воображении вариантов будущей жизни, а также начало освоения определенных жизненных стереотипов;
7) самоопределение в конкретных вариантах будущей профессиональной деятельности — собственно профессиональное традиционно понимаемое самоопределение;
8) самоопределение в вариантах и способах освоения и выполнения данной профессиональной деятельности и т. п. [253; 92—93].
По Э. Эриксону, при становлении профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации — доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность, творчество, интеграцию. Для становления профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, основанная на соглашении взаимодействия по меньшей мере двух людей, которые через определенные интервалы времени возобновляют его в повторяющихся обстоятельствах, например: защита дипломов, диссертаций, выступление на конференциях. Оно имеет важное значение для “Я” всех участников. В обрядах социальная группа побуждает посвященного пройти через испытания, совершить деяния ради такого человека, уподобление с которым позволяет найти свое “Я”.
Профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека и профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии, умение хорошо выполнять свои профес-сиональные функции.
Если рассматривать развитие субъекта труда как процесс достижения профидентичности, тогда типы самоопределения (в конкретных трудовых функциях, в рамках определенного трудового процесса, специальности, профессии, в рамках жизни, в границах личностного бытия, самости, в рамках культуры) — это объективные или ситуативные слагающие профидентичности, а уровни реализации возможностей самоопределения — субъективные слагающие профидентичности.
Понятие “профессиональное самоопределение” в одних отношениях шире понятия “профидентичность”, в других — уже. Шире, т. к. профессиональное самоопределение охватывает больший возрастной диапазон, уже — т. к. в основном относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов ее реализации). Профидентичность уже, т. к. является категорией профессионального самосознания, отражает единство человека и его дела, профессиональное мастерство, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профидентичность шире,
157
т. к. выражается в речи, связывая воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, относится и к выбору, и к принятию решения, и к кризисам профессионального самоосуществления.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как нахождение смыслов выполняемой работы, предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профидентичность — это самостоятельное и осознанное владение смыслами выполняемой работы.
Если профессиональное самоопределение — это проектирование и строительство трудового и, в целом, жизненного пути, то профидентичность — это освоение завершенного строительства. Если первое без второго бессмысленно, то второе без первого нереально.
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий,
реализующий и описательный механизмы
В психологии экзистенциального и гуманистического направления свобода является основной психологической характеристикой бытия. Мы постулировали эту характеристику в исследовании аксиоматически. Это положение является отправной точкой для развития идеи идентичности в категориях свободы-несвободы через идентификацию и отчуждение.
Центральное место в экзистенциональном анализе В. Франкла занимает понятие экзистенциального вакуума и стремления к смыслу [330]. Хотя Франкл не ставит прямо проблемы идентификации-отчуждения, положения его теории удобно анализировать в тех же терминах. Однако в качестве критерия в данном случае целесообразнее было бы выделить принятие или непринятие человеком ответственности за нахождение смысла и реализацию ценностей. В то же время у Франкла понятие ответственности весьма расплывчато: ответственность — это умение различать, что существенно, а что нет в каждой данной ситуации.
В отечественной психологии понятие ответственности анализировалось Н. А. Минкиной (1990), она заключает, что в настоящее время направления развития ответственности можно представить в виде нескольких векторов, один из которых идет от объективной к субъективной, другой — от внешней к внутренней, осознанной. С ними связан и третий вектор понятия ответственности — не только за поведение, но и за помыслы. В. Энгельгардт (1984) указывает, что ответственность по своей направленности может иметь позитивную идентичность и негативную. Внешняя ответственность, ориентированная
158
на общество, в случае позитивной идентичности означает причастность, участие, состязание. В случае же негативной идентичности — выступает в форме дискриминации, насилия. Наряду с внешней существует внутренняя ответственность, т. е. ориентированная на самого себя. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самос-тоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и прежде всего перед своей совестью. Негативная внутренняя ответственность выступает в форме саморазрушения. [200; 87].
Если человек не принимает ответственности, то возникает чувство самоотчуждения, от которого человек спасается бегством в социальную идентификацию при неприятии ответственности. Если она успешна, то возникает самоидентификация (может быть неустойчивой). Если же социальная идентификация неуспешна, она порождает социальное отчуждение. Если же человек с самого начала принимает ответственность, то через социальное отчуждение, тождественное самотрансценденции и творческую социальную идентификацию он приходит к подлинному единству с самим собой — самоидентичности.
Отталкиваясь от традиционных представлений о социальной идентификации и отчуждении, можно прийти к следующим формулировкам профессиональной идентификации и отчуждения. Профессиональная идентификация — это объективное и субъективное (т. е. данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Обратный процесс, связанный с объективным и субъективным отвержением этого единства и ломкой профессиональных характеристик личности, есть профессиональное отчуждение. Определения не противоречат реальности, но имеют ярко выраженную эмоциональную полярность (позитивное-негативное).
Мы используем в дальнейшем схему анализа профессиональной идентификации и отчуждения, опираясь на представления, что идентификация и отчуждение есть способ персонализации и самоопределения субъекта через естественно существующую социальную реальность.
В категориях нашего исследования выделяется два типа реальности: опыт, общение, что реализуется в ситуациях и отношениях, а репрезентируется через образ “Я”.
Рассмотрим это подробнее.
159
2.2.1. Порождающий механизм:
профессиональная идентификация
Ситуация. Из всеобщей стандартизации и рождается вынужденная социальная идентификация, как средство ощутить себя, по крайней мере, не хуже других. Реклама, столь широко применяющаяся в бизнесе, снижает критическое мышление личности, подгоняет ее под единый стандарт, вырабатывает одинаковые вкусы, потребности, взгляды и т. д. Огромная индустрия развлечений позволяет человеку потратить свободное время, ни разу не задумавшись, слившись с другими столь же жаждущими развлечений. Психология толпы доминирует над психологией индивида. Обучение в школе приводит к тому, что ребенок приучается запоминать информацию, а не мыслить. Вездесущий релятивизм объявляет любую истину относительной — не надо тратить время и силы на поиск истины.
Демонстративная профессиональная идентификация может включать в себя подчеркнутую, возможно вычурную, целостность со своим делом. Вне работы человек продолжает носить слу-жебную одежду, использует профессиональный жаргон, часто апеллирует к своим профессиональным примерам.