Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)
ify">Основоположником научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека является Ф. Парсонс (1908). Он сформулировал основы практической работы по подготовке молодежи к выбору профессии.

Сам учащийся рассматривался как объект обширной системы профориентационной работы, направленной на выявление соответствия вышеуказанных качеств требованиям профессии. То есть, по существу своему выбор профессии сводился к профессиональному отбору.

В 30-е годы прошлого столетия начинается активная работа по изучению возможностей интенсификации труда за счет познания и использования таких сторон человеческой психики, как отношение к труду, оценка человеком выполняемой деятельности, ее условий и

148

результатов. Исследования целого ряда американских специалистов в области мотивации трудовой деятельности (Ч. Бернард, А. Маслоу, Э. Мэйо, Р. Ликерт, Ф. Херцберг, Э. Ро) свидетельствуют о том, что эффективность труда во многом определяется, помимо соответствия индивидуально-психологических особенностей индивида требованиям профессии, еще и тем, насколько удовлетворяются в работе социальные потребности человека, его стремления и желания. В связи с этим значительно усиливается интерес к вопросам психологии выбора профессии. В профориентации на смену традиционному диагностическому подходу приходят новые теории, известные как структурная теория “стадий жизни” (Э. Гинзберг, С. Акселрад, И. Херма) теория “индивидуальности” (Д. Сьюпер, Л. Тайлер, Дж. Холланд, Т. Тидеман, С. Хара), “мотивационные” теории (В. Врум, Д. Блохер и Р. Шутц, Э. Ро). Важной особенностью этих теорий является стремление их сторонников выявить некоторые особенности становления индивида как субъекта выбора профессии. К критериям, определяющим процесс профессионального самоопределения, относят потребности, интересы, знания о профессии и о самом себе.

Теоретические аспекты проблемы самоопределения анализируются в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Е. А. Климова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. В. Чебышевой и других.

Постепенно складывается потребность в изучении роли субъективных факторов в профессиональном самоопределении молодежи. К их числу относятся и представления о профессии.

Из отечественных работ 20—30-х годов прошлого столетия, посвященных изучению этого вопроса, наибольший интерес представляет исследование И. С. Лапатухина, в котором рассматриваются теоретические аспекты проблемы, разработана своеобразная методика изучения профессиональной осведомленности, приводится фактический материал. Позднее появляются работы В. В. Ермолина, Г. А. Журавлевой, Н. И. Крылова, И. Н. Назимова, Т. В. Фомичевой, В. В. Чебышевой, В. В. Ярошенко и других, в которых, указывается на наличие прямой связи между особенностями представлений (адекватные, неадекватные) и характером выбора профессии (сознательный, случайный). Подчеркивается зависимость профессионального самоанализа учащихся (формирование адекватной самооценки пригодности к профессии) от характера их представлений о требованиях, предъявляемых профессиями к работникам (И. В. Михайлов и др.).

Выбор профессии — это сложный процесс для человека, который необходимо совершить на основе предварительной обзорной ориентировки во всем разнообразии профессий. Работа оказывает

149

большое влияние на состояние и самочувствие человека. Американские ученые показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе (Dore R., Meachum M., 1983; Erickson E. H., 1968); сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем (Schmitt N., Mellon P. M., 1980). Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессией влияет на все стороны жизни человека.

М. Х. Титма и ряд его коллег подходили к изучению профессионального самоопределения с позиций социальных перемещений. Высокий профессионально-образовательный уровень позволял подняться индивиду над социальным происхождением родительской семьи. Направления социальных перемещений лиц, окончивших вуз в 90-е годы прошлого столетия, и особенности структуры занятости в целом, имеют принципиальное отличие от тех, которые были установлены в 70—80-х годах [318]. Вопрос о приоритетности в профессиональном самоопределении ценностных ориентации личности либо ориентаций на внешнюю, более гибкую сторону социально-профессиональной деятельности в настоящих условиях чаще решается в пользу последних.

Система профессионального и высшего образования является центральным звеном в профессиональном самоопределении молодежи. Со стороны общеобразовательной школы она ориентирована на профессиональные склонности, на выходе — на структуру вакансий. Заданный ритм социального выравнивания через систему высшего образования стимулировал расширение последней. Это, по мнению В. Н. Шубкина, создавало предпосылки для все более свободного выбора профессий. Однако дальнейшая судьба профессиональных навыков глубоко не исследовалась [105].

Изучение процесса самоопределения у выпускников вузов стало целесообразным в начале 90-х годов прошлого столетия, когда нормативные документы о статусе молодых специалистов начали утрачивать реальную силу в связи с либеризацией процессов в экономической и социально-политической сферах. Усиление процессов социальной мобильности в обществе в контексте всеобщего государственного и социального переустройства видоизменяет взаимосвязь, установленную М. Х. Титмой, между стремлением индивидов закрепиться в высших слоях общества (того периода) и повышением образовательного уровня [318]. Как показывают многочисленные исследования, в подавляющем большинстве случаев подросток осуществляет выбор формально, без внутреннего процесса профессионального самоопределения, т. е. часто происходит необдуманный выбор профессии, имеющий далеко идущие последствия как для отдельной взятой личности (разочарование в профессии, нежелание работать по избранной

150

специальности), так и для общества в целом (текучесть кадров, “отсев” из высших и средних специальных учебных заведений).

Соотношение понятий “профессиональное самоопределение” и “выбор профессии” подробно рассматривает Самоукина Н. В. [258]. Профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс, но больше внутреннего, субъективного плана, в отличие от выбора профессии, который относится в большей степени к поведению человека. Профессионально самоопределение — это поиск человеком “своей” профессии и “себя в профессии”, собственной профессиональной роли в ней, определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их. Самоукина Н. В. указывает на то, что имеются случаи совпадения профессионального самоопределения с выбором профессии, в то же время не редки ситуации в жизни людей, когда внешне выраженные акты поведения не совпадают с протеканием внутреннего процесса профессионального самоопределения личности. Например, осуществив в поведенческом плане выбор определенной профессии и начав работать или поступив в институт, психологически человек может находиться на начальном этапе зарождения интереса к другой профессии, иногда далекой от выбранной профессиональной области.

С. А. Боровикова [49] выделяет ряд факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на процесс профессионального самоопределения:

1.  интересы, на формирование которых в свою очередь, влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии,

2.  индивидуальные особенности (черты характера, темперамент, свойства нервной системы),

3.  уровень подготовки (культурный кругозор, мировоззрение, школьная успеваемость),

4.  состояние здоровья,

5.  ряд социальных факторов (место жительство, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средства массовой информации).

Современные исследователи рассматривают профессиональное самоопределение как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Существуют и другие точки зрения, например, когда профессиональное самоопределение личности рассматривается как социальная проблема, требующая социально-психологического подхода [270], т. е. анализа как на уровне особенного, так и на уровне единичного,

151

личностного проявления сущностных процессов профессионального самоопределения.

В современной научной литературе существуют подходы к профессиональному самоопределению, где данный процесс анализируется с точки зрения внутренней детерминированности профессионального выбора. Профессиональное самоопределение с этой позиции понимается как осознание личностью.

— своих потребностей, мотивов, интересов (“хочу”)

— возможностей, склонностей, профессионально значимых качеств и способностей (“могу”)

— относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических и характерологических качеств (“имею”) и соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию.

Следовательно, в этом понимании профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания и соотнесения “хочу — могу — имею — требуют”, т. е. становится субъектом деятельности [270].

Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени — во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров.

Процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии. Во-первых, как замечает Е. А. Климов (1974), сам вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течение всей трудовой жизни человека. Во-вторых, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию случайно, затрудняясь обоснованно мотивировать свой выбор (Бардикова А. А., 1966). Кроме того, специалисты считают, что даже мотивированный выбор личностью будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. По их мнению, о завершенности этого процесса трудно говорить до того, как человек сам в ходе профессиональной деятельности или в условиях, максимально приближенно имитирующих реальные производственные (профессиональные) ситуации, не проверит свои возможности и не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [162]. Поэтому выбор профессии — это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития.

152

Качественное своеобразие его динамики начинает при этом определяться рядом новых факторов (содержания, методов и средств профессионального обучения, характера межличностных отношений в профессиональном учебном заведении и т. д.).

Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, индивид не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Формируясь как субъект профессиональной деятельности, и формируя отношение к себе как к деятелю, он развивается как личность. Следовательно, профессиональное становление — это одна из форм развития личности.

В научных статьях по данному вопросу встречается описание стадий профессионального самоопределения (становления) личности. Т. В. Кудрявцев описывает четыре стадии [162]:

1. возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия в основном характерна для старшего школьного возраста;

2. профессиональное обучение. Это этап целенаправленной подготовки к избранной профессиональной деятельности в ходе систематического обучения в стенах любого из типов послешкольных учебных заведений. Психологический критерий этого этапа — профессиональное самоопределение, т. е. формирование у личности отношения к себе как к субъекту определенной деятельности и профессиональной направленности, в которой отражается установка на развитие профессионально-значимых качеств;

3. профессиональная адаптация (профессиональный старт), характеризующаяся активным освоением профессии и нахождением своего особого места в системе производственного коллектива;

4. полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде, который характеризуется как степенью овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности отношения к делу, а также мерой творчества, мастерства. Здесь выявляется настоящая профессиональная пригодность, определяющаяся способностями к избранному труду и удовлетворенностью им.

В соответствии с этими стадиями выделяют этапы профессионального самоопределения:

1.  начальный этап — этап формирования профессиональных намерений и выбора профессии выпускниками общеобразовательной школы

153

2.  формирование отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.

Адекватность профессионального самоопределения зависит, главным образом, от сложившегося в самосознании личности “образа” будущей профессии, который определенным образом соотносится с образом “я”.

Профессия человека — его жизненный путь, судьба. Но трудовую жизнь надо не копировать (любой образец — это вчерашний день), а создавать. “Метод образцов” при построении жизненного пути здесь может быть лишь вспомогательным, а основным должен быть другой — “метод творческого проекта”. Но для этого нужна большая и серьезная подготовка по мнению Е. А. Климова.

В теории самоорганизации установлено, что общественное развитие отнюдь не линейно, общественные нормы не навязывают и не диктуют человеку тот или иной жизненный путь, а предлагают для осуществления собственный выбор, субъектность рассматривается как главный методологический принцип деятельности, многообразие способов жизни и равноценность реальных практик не игнорируются, а признается их необходимость.

Информация о работе Идентичность