Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Личный профессиональный план, который является регулятором жизненного поведения человека, в идеале должен иметь полную структуру.

Что касается личных профессиональных планов молодежи, то по словам Климова Е. А., в психологии он недостаточно разработан как вопрос о самостоятельном феномене, позволяющем регулировать процесс вхождения человека в мир труда [147].

Но чтобы планировать (строить), нужны знания о мире труда, мире профессии; нужна фундаментальная и широкая ориентировка в разнообразии видов профессиональной деятельности людей. Следовательно, на основе определенного образа профессии, образа своей профессиональной деятельности человек планирует свое профессиональное будущее.

Из сказанного выше видно, что образ и план тесно взаимодействуют друг с другом. Можно сделать вывод о том, что если мы знаем о планах человека, то мы можем судить о том, какой образ у него сформирован. Если говорить о различиях между образом и планом, то важно подчеркнуть, что образ является стабильным среди людей одного общества, планы несут в себе большую индивидуальность, как это было уже сказано выше.

Выделяют следующие черты, которыми планы могут отличаться один от другого [242]:

1.  источник планов (т. к. планы можно сообщить, то возникает возможность подражать другим, принимать их планы, вместо того, чтобы пользоваться своими собственными);

2.  объем планов (различия между тем, в какой степени события отдаленного будущего интересуют отдельных людей);

3.  детали (некоторые люди намечают только общую стратегию своих планов, другие не приступят к выполнению, прежде чем не разработают тактику его выполнения во всех деталях);

4.  гибкость;

5.  темп планирования;

6.  координация планов;

7.  удержание плана;

8.  откровенность;

9.  сигналы остановки.

Этот перечень показывает, какого рода различия в планах можно найти при изучении личности.

В научной литературе достаточно мало освещены вопросы, касающиеся представлений человека об избранной профессии и динамики

137

образа профессии во время обучения в учебных заведениях. Практически не разработан вопрос о влиянии образа своей профессии на формирование будущего специалиста, хотя учет этого фактора имеет большое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Эти представления, по мнению В. В. Овсянниковой [217], существуют не изолированно, а в контексте знаний человека о мире профессии и занимают в нем довольно устойчивое положение. Общепризнано, что совокупность адекватных представлений о мире профессий является важным условием планирования трудовой жизни и ее реализации.

Знания о мире труда, о своей профессии включают в себя знания не только о трудовых процессах, предметах, орудиях и условиях труда, но и о людях, относящихся к профессиональным общностям.

Становление профессионала — это, в частности, процесс вхождения человека в профессиональную общность, и в этом смысле есть основания говорить именно о приобщении к профессии.

В одних исследованиях описана динамика представлений о профессии в зависимости от степени приобщения к ней человека (В. В. Овсянникова) [217]. Другие посвящены изучению особенностей представлений молодежи о профессионально значимых качествах для выбираемой профессии, а также влияния представлений на профессиональное самоопределение учащейся молодежи (Брагина В. Д.) [50]. В тех и других работах указывается на то, что образ профессии не статичен.

В основу работы В. В. Овсянниковой [217] легла задача выявить и описать динамику изменения представлений о своей профессии, начиная с новичка и кончая профессионалом. В результате исследований были сделаны выводы о том, что представления формирующегося профессионала о его профессии претерпевают существенные преобразования по мере реального приобщения к ней. Исходя из положения о регулирующей функции образа, можно ожидать, что, внося уточнения в его содержание, можно создать дополнительные психологические условия для успешного овладения мастерством, адаптации к профессии. Были выделены следующие тенденции в динамике представлений:

— от осознания общечеловеческого смысла деятельности к подчеркиванию основных операционально-технических ее сторон.

— от романтически-приподнятого осмысления профессии — к концентрации на узко технологической ее стороне, от неточных, не существенных представлений ко все более точным и обобщенным.

С другой стороны, к рассмотрению данной проблемы подошли ряд специалистов, которые изучали представления молодежи о требованиях,

138

предъявляемых профессией. В работах Д. В. Деминой, В. В. Ермоловой, А. М. Кухарчук, Л. Н. Рожиной, Г. П. Рябоконь, О. Е. Янцининой и других отмечается, что значительная часть выпускников не представляет, какие требования та или иная профессия предъявляет к человеку, а такой важный фактор, как соответствие профессии особенностям личности, учитывается далеко не всеми и не всегда правильно.

На основе изложенного в работе В. Д. Брагиной были сформулированы задачи: изучение особенностей представлений учащейся молодежи о профессионально значимых качествах для выбираемой профессии и особенностей самооценки и выраженности профессионально значимых качеств у них. Помимо студентов 1, 4 и 6 курсов медицинского института в исследовании приняли участие и учащиеся выпускных классов. Данные исследования показали, что, выбирая профессию, выпускники школ не имеют адекватных представлений о требованиях, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим особенностям человека. Ориентируясь в значительной мере на нравственные качества, школьники оценивают и степень их выраженности у себя значительно выше, чем выраженность специальных и организационных качеств.

Профессиональное обучение способствует обогащению и формированию более адекватных представлений о профессии и о самом себе, на это также указывает В. В. Овсянникова. Наряду с этим в оценке значимости различных качеств отчетливо проявилась тенденция переориентировки студентов старших курсов только на узкоспециальные и в некоторой степени на организационные качества. Значимость нравственных качеств в успешной деятельности врача ими явно недооценивалась.

Результаты исследований Исаевой Н. А., проводимых в педагогических вузах, показывают, что без специальной работы со студентами целостное представление о профессии иногда не складывается даже у выпускников вуза [123]. Этот процесс носит стихийный характер, который приводит к тому, что в ряде случаев представление старшекурсников о себе как субъекте профессиональной деятельности далеко не всегда является более полным по сравнению с представлениями учащихся младших курсов.

Более интересной для данного случая представляется работа В. Д. Брагиной [50], которая направлена на изучение субъективной стороны процесса профессионального самоопределения учащейся молодежи, т. е. представлений о профессии учащейся молодежи. Представления о профессии, считает автор, является тем узловым звеном, в котором соприкасаются профессиональный, личностный и социальный аспекты профессионального самоопределения (в содержание

139

этих представлений включены знания о профессии, которые определяют не только род трудовых занятий, но и социальную позицию человека).

В плане профессиональном речь идет о знании субъектом содержания работы, условий труда, требований, предъявляемых профессией к человеку. В личностном — об ориентации на собственные возможности и способности и их совершенствование. В социальном — об осведомленности субъекта о таких аспектах профессии, как общественная значимость ее, зарплата, перспективы профессионального и социально-экономических условий работы, объективная потребность в специалистах выбранной профессии.

Основным выводом указанной работы явилось подтверждение гипотезы о том, что в процессе профессионального самоопределения представления о выбранной профессии выполняют регулятивную функцию.

В самом общем виде регулятивная функция представлений о профессии в процессе профессионального самоопределения у учащейся молодежи выступает в трех аспектах: когнитивном (знаю и соответственно оцениваю), эмоциональном (нравится, не нравится) и поведенческом (намерен выбрать, выбрал и в дальнейшем предполагаю работать по избранной профессии), т. е. влияют на характер профессиональных намерений, эмоциональную привлекательность и устойчивость профессиональных намерений.

Брагиной В. Д. было установлено, что несколько одностороннее развитие представлений о выбранной профессии приводит к тому, что характер устойчивости профессиональных намерений на различных курсах вуза различный. Так, например, если для большинства первокурсников свойственен довольно высокий уровень устойчивости профессиональных намерений, то среди 4-го курса таких оказалось значительно меньше. Причина этого факта (“эффект 4-го курса”) объясняется значительными расхождениями в представлениях о профессии в момент выбора ее в школе и в процессе освоения. И хотя к 4-му курсу число студентов, негативно относящихся к своему будущему занятию, значительно снизилось, вопрос об устойчивости профессиональных намерений не снимается, поскольку и среди шестикурсников имеется довольно большая группа студентов, которые еще окончательно не решили вопрос о своей будущей профессии. Аналогичные результаты были получены и в других исследованиях [54], где указывается, что максимальная удовлетворенность профессией установлена на 1-м курсе, а в дальнейшем наблюдается тенденция к незначительному снижению. Но интерпретация этого факта различна: указываются как объективные причины (уровень преподавания в конкретном вузе), так и субъективные (по мере учебы выявляются

140

теневые стороны будущей профессии).

В. Н. Обносов [215] по результатам исследования делает вывод, что длительность обучения сама по себе, не дает представления о профессии более правильными, профессиональные намерения — устойчивыми, а отношение к профессии — положительным. В ряде случаев уровень профессионального самосознания учащихся старших курсов может существенно не отличаться от уровня первокурсников.

Поэтому стихийному во многих своих частях процессу развития и формирования специалиста должны противопоставить целенаправленное, согласованное во всех звеньях обучение и воспитание будущего профессионала (В. Д. Брагина).

2.1.3. Профессиональное самосознание
и профессиональная идентичность

Зеличенко А. И., Степанова Г. И., Климов Е. А. и другие исследователи подчеркивают важность изучения професси-онального сознания психологов.

“Я-образ” включает в себя ряд элементов, которые составляют так называемое профессиональное сознание. В общем виде и очень сокращенно структуру профессионального самосознания Е. А. Климов характеризует следующими положениями:

1.  сознание своей принадлежности к профессиональной общности;

2.  знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных “ролей” на “шкале” общественных положений;

3.  знание человека о степени его признания в профессиональной группе;

4.  знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного действия, своего наиболее успешного “почерка”, стиля в работе.

5.  представления о себе и своей работе в будущем. [147; 73—74].

С одной стороны, говоря о самосознании, допускали некоторую условность, представляя его как мысленную картину о себе. С другой стороны, это скорее процесс, имеющий диалогическую форму: форму не всегда осознаваемого разговора с самим собой. Более того, этот

141

диалог наполнен противоречиями, мучениями, в нем предстает драма специалиста-психолога.

— “Во-первых, иллюзию, что ты можешь что-то сделать, надо отбросить сразу. ... Да только проснись во мне такая гордыня, что могу чему-то его обучить, дать мудрый совет, вообще бросить в него какое-то зерно, вырастить его, — и тут он все преодолеет, лишь помысли я об этом, — и все, конец, все рушится.”

— “Начинать надо со смирения. Да, помочь я ничем не могу. Но именно это от многого меня и освобождает! Чем мучается всякий начинающий совестливый психолог? Его гложет страшная мысль: зачем все это? Ведь я ничего не могу изменить!”

— “Однажды мне пришла в голову мысль: нам платят не за то, что у нас что-то получается, а как раз за то, что у нас не выходит, и мы молча терпим.”

— “Человек в беде. Другое дело, удастся ему выйти или нет. Я же взял на себя смелость стоять на выходе. Но только не сам по себе — на такое нельзя решиться, думать об этом нельзя, аморальней ничего нет! — а вместе с ним. Только вместе.” [257; 53—55].

Профессиональное самосознание психотерапевта Е. Калитеевская представляет как психотехнический “миф”, не всегда отчетливо осознаваемый [129; 67]. Выбор заниматься психотерапией означает делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую-то собственную программу. В этом она видит экзистенциальный смысл психотерапии, глубоко индивидуальный для каждого. В рамках этого психотехнического мифа неосознанно проявляются представления о личных и профессиональных возможностях психотерапевта, его потребности и тревоги, притязания и ожидания, степень насыщенности эмоциональной внутренней жизни, способность доверять себе и т. д. Психотерапевт находится не только (“здесь и теперь”) в конкретной сессии, он одновременно находится в некоторой смысловой точке собственной жизни. Работа с психотерапевтическим мифом профессионального самосознания позволяет вскрыть препятствия творчеству терапевта [129; 67—70].

Информация о работе Идентичность