Идентичность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.

Содержание

Введение
7


Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13


1.1. Постановка проблемы профидентичности
13


1.2. Идентичность как психологический феномен
21


1.2.1. Идентичность: общее понятие
21


1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31


1.2.3. Структура идентичности
37


1.2.4. Типология идентичности
41


1.2.5. Развитие идентичности
49


1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56


1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56


1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62


1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67


1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72


1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78


1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80


1.4.1. Я: самоидентичность
80


1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83


1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91


1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93


1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97


1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101


1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105


Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116


2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116


2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116


2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133

6

2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140


2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147


2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157


2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160


2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161


2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164


2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172


2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177


2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183


2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183


2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191


2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195


2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198


2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201


2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206


Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210


3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210


3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215


3.3. Обучение и идентификация
217


3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222


Библиография

Работа содержит 1 файл

Идентичность по Шнейдеру.doc

— 1.76 Мб (Скачать)
ext-align:justify">5. Конфиденциальность — общепринятый принцип работы независимого профессионала.

6. Запрос оптимальной оплаты за свои услуги. Запрашивать чрезмерное вознаграждение от неинформированного клиента — непрофессионально. Занижать вознаграждение и работать в убыток в надежде, что это устранит конкуренцию, — также непрофессионально. [257; 125]. “Смысл сидящего (психотерапевта — Л. Ш.) перед вами в том, что я соглашаюсь за плату, но по-честному ходить с вами по вашим тупикам. И умею это делать.” [257;. 56].

7. Соблюдение этики в маркетинге.

8. Учет широких общественных интересов

В современной психологии считается, что выдача удостоверений является шагом вперед к широкому признанию практической психологии как настоящей профессии. Деловые круги, правительство и общество в целом хотят иметь гарантии, что психологи, принимающие важные решения в частном и государственном секторах, являются проверенными профессионалами. Выдача удостоверений должна помочь навести больше порядка в психопрактике, устранить тех, кто продает свои услуги в качестве практических психологов, но не отвечают принятым стандартам. С другой стороны, имеются различные

131

возражения: выдача удостоверений не может в действительности гарантировать ничего, кроме нескольких общих и довольно элементарных критериев приема в профессию; она не может показать, действительно ли психолог пригоден для сложной работы; наконец, психопрактика сама является бизнесом, и если специалист проходит испытание рынком и находит достаточно клиентов, его услуги рассматриваются клиентами как технически компетентные [325; 130—131]. Некоторые психологи обращают внимание на то, что “разнообразный спрос на профессиональное вмешательство психолога не всегда подкреплен точным представлением о том, что относится к его компетенции, а что нет.” (Робер-Тильман). Практика показывает, что система выдачи удостоверений развивается, в том числе, и в нашей стране.

В январе 1994 г. аттестационной комиссией ИПРАН были разработаны принципы и критерии аттестации для сотрудников Института, желающих заниматься практической деятельностью. Аттестация проводилась по трем категориям: психолог-ассистент, психолог-консультант и психолог-терапевт.

Основными проблемами, с которыми столкнулись кандидаты, были: недостаточная клиническая подготовка, фрагментарность психотерапевтических знаний и навыков, редкость представления конкретных случаев использования своих знаний [100; 180].

Аттестацию психологов, работающих в области психотерапии и психокоррекции, предлагается проводить по трем категориям: ассистент-психотерапевт-супервизор [101; 181].

Аттестационная комиссия проверяет соответствие кандидата формальным требованиям, его теоретические знания в области психотерапии, навыки практической работы и заслушивает доклад о случае собственной терапии или супервизорства [101; 181].

Одной из важных категорий для обсуждения проблемы становления профидентичности является профессиональный рост как представление о карьере специалиста.

Изучение специалиста и его карьеры со стороны его функциональной значимости для общества в строго заданных внешних условиях основывалось на идеях Р. Мертона и Т. Парсонса о структурно-функциональном устройстве общества. В рамках этого подхода социальные явления происходят в рамках строго организованной системы, в соответствии с требованиями этой системы и без учета индивидуальности составляющих ее субъектов (элементов) [105; 52—53].

Изучение эффективности деятельности дистанцирует деятельность от ее результатов и (или) субъекта и превращает их в своеобразные

132

факторы, переменные и количественно-качественная динамика которых могут быть измерены и соотнесены.

Дистантность оказалась очень продуктивной для самой постановки проблемы связи результатов деятельности с обстоятельствами и условиями, при которых достижение эффективности становится как возможным, так и вероятным [344].

В целом карьера специалиста рассматривалась как один из видов мобильности в достаточно стабильных структурах иерархически организованного общества. При этом вертикальная направленность карьеры ассоциировалась с непрерывным движением вверх на основе общественных норм и требований без учета внутренних наклонностей и возможностей человека. Горизонтальная направленность карьеры либо не выделялась как один из возможных способов жизни специалиста в профессии вообще, либо не воспринималась равноправной с другими [105; 53].

Формирование чувства профессиональной самодостаточности, самоорганизованности и неисчерпаемости должности, ориентация на многомерное ее использование в большей степени связано с моделью карьеры интрапринера, в которой к функциональным обязанностям добавляется чувство хозяина своей жизни, получающего удовлетворение от повседневной практики. Положительными сторонами интрапринерской модели являются: стремление самому независимо от других организовывать свою жизнь, необремененность погоней за символами статуса, самодостаточностиь, самоорганизованность и служение самому себе в большей степени, чем другим при соответствующем вознаграждении труда, разумный риск вместо боязливой оглядки на иерархические нормы.

Структуру типичной карьеры психолога (на примере консультанта по управлению) можно описать следующим образом:

— дорабочий уровень: стажер (младший консультант).

— первый уровень: рабочий консультант (консультант-резидент, компаньон, консультант-компаньон, консультант).

— второй уровень: консультант-инспектор (руководитель группы, руководитель проекта, старший компаньон, старший консультант, руководитель).

— третий уровень: начальник (руководитель, консультант по обзорному исследованию).

— четвертый уровень: служащий из числа руководящего состава (директор, партнер, старший партнер, вице-президент, президент).

Более высокому рангу соответствует более трудная роль и большая ответственность. М. Мамардашвили относит это вообще к работе:

133

“А что такое работа, любая действительная работа? Это самостоятельность, ответственность, риск и готовность за все платить. Работа вообще — взрослое дело.” [191]

В управленческом консультировании продвижение по служебной лестнице зависит более всего от достигнутых успехов. Тем, кто не может показать высоких достижений, советуют уйти. Оставшись, они будут свидетелями быстрого продвижения своих более молодых коллег, что неизбежно породит ревность и приведет к фрустрации. Часто подчеркивается, что каждого молодого консультанта следует рассматривать как потенциального партнера и соответственно обращаться с ним и что подъем по служебной лестнице до четвертого уровня не должен занимать более 6—12 лет [325; 290—292].

Стартовое условие для построения карьеры управленческих консультантов формулируется так: “Убедиться, что консультант обладает способностями и достаточной уверенностью в себе, чтобы выполнять задания в своей области управления” [325; 296].

2.1.2. Образ профессии в контексте
профессионального самоопределения

Используя понятие “представление о профессии” как аргумент в решении тех или иных вопросов, исследователи вкладывают в него далеко не однозначный смысл (в одних исследованиях — это количество называемых профессий, в других — осведомленность о содержании труда или требованиях, предъявляемых профессиями к человеку).

В энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию “представление” — образ предмета (явления), который в данный момент непосредственно не воспринимается. В психологической литературе сформировалось свое определение этого понятия.

Образ — все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире (нас интересует мир профессий), в котором он существует [242]. В данном случае под образом понимается нечто большее, чем картина. Имеется в виду тот вид представления, который включает в себя все, что приобрел организм, — его оценки наряду с фактами, — организованное при помощи тех понятий, образов или отношений, которые он смог выработать.

Как видно из этих определений понятие “образ” тесно связано с понятием “представление”. В данной работе образ и представление рассматриваются как идентичные понятия. В результате чего, можно сформулировать следующее определение: образ профессии — это его представление о выбранной профессии и его отношение к ней. В содержание

134

этого понятия вкладываются все те стороны профессии, которые В. Д. Брагина описывает в своем определении.

Под представлениями о профессии В. Д. Брагина понимает совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественную значимость профессии, перспективы профессионального и социального роста, специальности, заработную плату), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (систему требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии [50].

Каждое понятие находится в контексте науки, в окружении определенных понятий, взаимодействуя с ними. Чтобы представить целостную картину изучаемой проблемы, необходимо выделить и хотя бы частично описать те понятия, с которыми взаимодействуют основные. В рассматриваемом случае таковыми являются — профессиональное самоопределение, профессиональные планы, профессиональное самосознание.

Данная работа основана на том, что в профессиональном самоопределении не последнюю роль играет образ профессии. То есть уже на первых этапах профессионального самоопределения встает вопрос, какой образ профессии сложился (или складывается) у человека и как он меняется на последующих этапах. Профессиональное самоопределение состоит из ряда этапов, когда человек постепенно определяет свое место в системе конкретной профессии. И можно сказать, что человек определил свое место (может быть только на время), когда он представляет, где и кем он будет работать, что от него требуется.

Если человек знает, что он будет делать, какие функции будет выполнять в своей профессиональной жизни, значит можно предположить, что у него сформирован определенный образ, образ профессии. Безусловно, этот образ может быть скорректирован или даже разрушен, когда человек начнет свою практическую деятельность, в результате чего могут возникнуть внутреннее напряжение, неудовлетворенность тем, что приходится делать, и следовательно, своим первоначальным выбором. Отсюда возникает потребность знания условий формирования образа и факторов, оказывающих на них влияние, знания того, с чем связан образ профессии, как и на каких этапах профессионального самоопределения его необходимо формировать.

В ряде научных источников центральной проблемой является исследование отношения между образом и планом [242]. Не существует

135

резкого разделения образа и плана. Под планом группа ученых понимает “всякий иерархический процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций”. Также термин “план” используется для обозначения грубого наброска какой-то последовательности действий. Если говорить о соотношении плана и образа, то исследователи приходят к выводу, что план может быть заучен и стать тем самым частью образа. В то же время формулировка планов должна у человека включать в себя часть образа, поскольку то, что человек в состоянии выполнить данные планы, должно являться частью образа о самом себе. Знания должны быть включены в план, поскольку в противном случае план не может служить основой для руководства поведением. Следовательно, образы могут составлять часть плана.

Профессиональный жизненный план — это сложный образ, структура, “конструкция” которого должна состоять из более или менее ясных знаний о следующих обстоятельствах:

1.  Главная цель (что буду делать, каким буду, с кем буду, где буду, что достигну; идеал жизни и деятельности).

2.  Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность или работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3.  Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, проба сил, самообразование, поступление в определенное учебное заведение — профтехучилище, техникум, вуз, на курсы).

4.  Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия).

5.  Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6.  Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов.

Так как профессиональный план — представление, образ в голове, то многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума, характера, опыта человека. Планы у людей различны не только по содержанию, но и по другим качествам. Они могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, устойчивыми или изменчивыми, гибкими или косными, реалистичными или фантастическими; отдельные части плана могут быть согласованными или несогласованными

136

или даже практически несовместимыми друг с другом, противоречивыми.

Информация о работе Идентичность