Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
Анализ социально-психологического смысла возникновения идентичности приводит к возможности толкования идентичности как субъективно-психологической реальности нашего “Я”, как продукт реальности и ментальности. Поэтому описание идентичности через опыт, общение, речь кажется наиболее адекватным поставленной задаче. Именно в единстве этих трех компонентов рождается уникальная, самобытная сущность человека, именуемая идентичностью.
Идентичность есть самореферентность, т. е. ощущение и осознавание уникальности Я в его экзистенции и неповторимости личностных качеств, при наличии своей принадлежности социальной реальности.
Общение и опыт детерминируют идентичность, исполнительным механизмом является идентификация и отчуждение, реализуется идентичность в рамках определенных ситуаций и отношений.
112
Динамический аспект идентификации-отчуждения, обеспечивающих социализацию и соответствующих развитию экзистенциально-смысловой и операционально-технической сферы личности решается через самоопределение (соотношение детерминизма и неопределенности). Динамический аспект индентификации-отчуждения, обеспечивающих индивидуализацию и соответствующих развитию коммуникативно-интерактивной и эмоционально-мотивационной сферы личности, решается через персонализацию (соотношение Мы-Они). Интеграция личности достигается самоорганизацией, соответствующей обретению устойчивой формы и структуры, посредством речевых средств (соотношение внешнее многообразие и внутренний мир).
Речь репрезентирует идентичность, исполнительным механизмом является рефлексия. Реализуется репрезентация идентичности в образе Я. Описывается идентичность через семантические представления — объективные, функциональные и эмоциональные самохарактеристики.
Системный анализ позволяет воспроизвести научную картину детерминации и репрезентации идентичности во взаимосвязи и взаимообусловленности психических связей и при сохранении психической целостности. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Системный анализ детерминации
и репрезентации идентичности
|
|
|
|
механизмы | детерминации идентичности | репрезентации идентичности | |
1. порождающий механизм | общение | опыт | речь |
1.а динамические аспекты порождающего механизма | персонализация | самоопределе-ние | самоорганизация |
2. исполнительный механизм | идентификация-отчуждение | идентификация-отчуждение | рефлексия |
3. реализующий механизм | отношения | ситуации | образ Я |
3.а конкретизация реа-лизующего механизма | ритуалы | стереотипы, символы, образы | идеалы, ценности, нормы, правила |
4. описательный механизм | когниции-эмоции-поведение | когниции-эмоции-поведение | объективные-функциональные- |
113
Динамический, процессуальный аспект идентичности обеспечивается такими процессами как самоопределение — ведет к возникновению и присвоению смысла, персонализация — формирует интеракции и трансакции, и самоорганизация — выкристаллизовывает форму и структуру. Но чтобы наполниться “абсолютным содержанием”, сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целостности.
В плане воссоздания целости выделим три “плоскости” обсуждения:
1. “Плоскость” смысла (самоопределения) и формы (самоорганизации) при наличии постоянных интеракций. В данном случае возможны четыре варианта реконструкции идентичности:
а) наличие позитивных смыслов и устойчивой формы — идентичность определена;
б) наличие позитивного смысла при отсутствии четкой формы — идентичность представляется через неоформленный, неявный, ускользающий смысл (кризис идентичности);
в) отсутствие смысла и формы, но, напомним, при возможностях элементарных интеракций — -утрата идентичности (безумие);
г) отсутствие позитивного смысла при наличии формы — идентичность, представленная “формальным”, фиксированным, но присвоенным смыслом (кризис).
2. “Плоскость” смысла (самоопределения) и интеракций (персонализации) при наличии устойчивой формы. Возможны четыре варианта реконструкции идентичности:
а) при наличии конструктивного общения и обретения смысла — идентичность определена;
114
б) при наличии смысла с утраченными коммуникациями — идентичность как случай изоляции (кризис);
в) при отсутствии позитивного смысла и конструктивных интеракций, но, напомним, при сохранной форме и структуре — утрата идентичности (эгоцентризм);
г) при наличии многочисленных интеракций, но лишенных смысла — идентичность, представленная бессмысленным общением (кризис).
3. “Плоскость” формы и интеракций при наличии позитивного смысла. В данном случае возможны четыре варианта реконструкции идентичности:
а) при наличии устойчивой формы и конструктивного общения — идентичность определена;
б) при наличии устойчивой формы и нарушенного характера общения — идентичность, представленная через формальные связи (кризис);
в) при отсутствии устойчивой формы и конструктивных связей, но, напомним, при наличии смысла, — утрата идентичности (мазохизм);
г) при наличии многочисленных связей без выраженной формы — идентичность, представленная бесформенными, неактуальными связями (кризис).
115
Обсуждение структурных аспектов проблемы идентичности — смысла, интеракций и формы — возможно свести к другому плану. Каждый человек умеет (любит, способен, готов) получать и отдавать. Какая-то часть жизненной и ментальной реальности человека является устойчивой, неотъемлемой (пол, возраст, тело, этническая принадлежность, язык, профессия) — он может что-то в ней менять, дополнять, совершенствовать по добровольному волеизъявлению или по необходимости, но эта принадлежность четко фиксирована и осознаваема. Обозначим эту инварианту, неотъемлемую часть как “Я”. Другая часть жизненной и ментальной реальности человека является вариативной, подлежащей обмену в процессе повседневного бытия (идеи, чувства, отношения, вещи и др.), — она продуцируется первой частью, выступает как её производная. Обозначим эту вариативную часть как Мое.
Тогда идентичность человека, обсуждаемая нами как самореферентность, т. е. ощущение и осознавание уникальности в своей экзистенции и неповторимости личностных качеств при наличии своей принадлежности к социальной реальности, структурно представляет собой совокупность “Я+Моё”. Она является const не в силу своей неизменности, а в силу своей психологической определенности и целостности, для каждого человека эта совокупность своеобразна, уникальна и неповторима. Она не возникает из ничего: нужны биологические предпосылки, социальные условия и активность самой личности для ее обретения; она не может бесследно исчезнуть — ее утрата в психологическом смысле очевидна в виде безумия, мазохизма или эгоцентризма, ее трансформации в виде кризисов мучительна.
С нашей точки зрения, Я + Моё = const — это и есть суть идентичности.
Я + Моё = 0 — это утрата идентичности (мазохизм).
Я + Моё = ∞ — это утрата идентичности (эгоцентризм).
Я + Моё ≠ const — это утрата идентичности (безумие).
Выделенная совокупность позволяет выделить пограничные состояния, неврозы личности и просто кризисы идентичности.
К пограничным состояниям, по нашему мнению относятся варианты: бессилие, нарциссизм.
116
Глава 2. Профессиональная идентичность
как психологическая проблема
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности:
определяющие категории
2.1.1. Профидентичность: Я и Дело
Термин “профессия” восходит к корневым значениям слов (латинского, французского языков) profiteri с примерно таким переводом: говорить публично, объявлять, заявлять.
В русскоязычной речевой практике этот термин многозначен, его семантика не совпадает с той, которая употребительна, например, в работах англоязычных авторов, которые различают трудовые занятия (occupation) по уровню, причем профессиями (profession) называют только относительно высокие ступени континуума трудовых занятий (Ritzer, 1972).
В отечественной научной и публицистической литературе термин “профессия” употребляется чаще всего в четырех разных значениях, выделенных Е. А. Климовым:
1. общность людей, занятых в определенной области, отрасли труда (“Мы — представители малочисленной профессии”, “Люди этой профессии должны иметь хорошее пространственное воображение”);
2. область деятельности как множество трудовых постов (“В этой профессии избыток кадров”);
3. работа, процесс деятельности в определенной области (“Это очень беспокойная профессия”);
4. качественная определенность человека, имеющего некоторые умения, знания, опыт, личные качества (“Я хочу приобрести вторую профессию”, “У него нет профессии”).
В. Д. Брагина в дополнение к этим значениям предполагает, что профессия есть не только совокупность трудовых действий человека, требующих от него специальных знаний, умений и навыков, но и его социальная позиция [50].
Профессии, трудовые посты, рабочие места — явления общественные, возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстрее, чем природно обусловленные особенности человека. В тех случаях, когда организм человека, его природные особенности имеют те или
117
иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления.
В соответствии с исторически сложившимся разделением труда в обществе существуют рабочие посты, должности, места. Каждый такой пост не только имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, но и характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работника [147; 176].
Каждый такой пост, со всей системой его требований называют специальностью, ею надо овладеть. Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия — это группа родственных специальностей. [147; 196].
Профессии описываются не только в терминах, выражающих присущие им свойства, т. е. обязанности, умения, навыки, но и в таких характеристиках как престиж, уровень требуемого образования, материальный достаток, социальная значимость труда, привилегии и другие [105; 27—28].
Выделяют следующие основные характеристики профессии [253]:
1 — это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие разделения труда);
2 — деятельность должна быть общественно-полезной;
3 — профессиональная деятельность предполагает специальную подготовку;
4 — это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять не только свои насущные потребности, но и являющиеся условием его развития;
5 — это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус.
Прежде чем детально обсуждать профессионализацию практической психологии, следует упомянуть о критериях, которые обычно используют для определения профессии.
• Знания и умения. Существует определенный объем знаний, присущий данной профессии, который можно приобрести с помощью системы профессионального обучения и тренировки. Необходимого уровня навыков и умений невозможно достигнуть без практической работы на протяжении нескольких лет, желательно под руководством
118
старших представителей данной профессии. Кроме того, специалист постоянно находится в курсе новых разработок в теории и практике.
• Понятие услуг и общественного интереса. Профессионал предоставляет свои знания и опыт в распоряжение клиентов за соответствующее вознаграждение как услугу. Он работает в интересах клиентов. Однако он рассматривает их с точки зрения более широкой социальной перспективы и помнит о более широких общественных нуждах и интересах при работе с индивидуальными клиентами.
• Этические нормы. Существует набор общепринятых этических норм, которые применяют и разделяют члены этой профессии. Они определяют, какое поведение при оказании профессиональных услуг правильно, а какое нет.
• Соответствие общественным требованиям. Общество, в котором существует профессия, и ее клиентура признает общественную роль профессии, статус и нормы поведения. Возможно явное признание, например, с помощью официального документа, регулирующего и защищающего профессиональную практику.
Правовой статус психолога можно рассмотреть на примере школьного психолога (педагога-психолога): Должность психолога вводится на основании инструктивного письма Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 г. № 16 “О введении должности психолога в учреждениях народного образования” в пределах утвержденного фонда заработной платы.
Психолог утверждается из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-психологического обучения и психологического консультирования, прошедший специальную подготовку (переподготовку) для получения соответствующей квалификации.