Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
1) раскрыть понятие семьи;
2) выявить типы семей;
3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;
4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5
1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5
1.2. Типы семей……………………………………………………...7
Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12
2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12
2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие
и воспитание ребёнка………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..
Складывающиеся стили взаимоотношения в семье определяют формы взаимодействия в семье, которые предлагает С.В. Ковалёв [7, с. 112]:
1)
сотрудничество – гибкое
2) паритетные отношения – союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнёров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнёр стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;
3) соревнование – явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнёру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой – стремление утвердить своё превосходство в чем-либо – в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счёт унижения партнёра, а достижения реального превосходства;
4)
конкуренция – желание обойти
и «подавить» партнера любыми
средствами. Превосходство над ним
рассматривается как
5)
антагонизм –
Однако есть еще одна характеристика семейных отношений, - та, которую Г. Навайтис, определил как смысловую направленность взаимоотношений. Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение [11, с. 144].
Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом - моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми [11, с. 144-145].
Итак,
в структуре семьи можно выделить взаимоотношения
между супругами (супружеские взаимоотношения),
взаимоотношения между родственниками,
а также наиболее важные на наш взгляд,
взаимоотношения между родителями и детьми
(родительско-детские отношения).
2.2.
Стили семейного общения и их влияние
на развитие и воспитание ребёнка
Супружеские взаимоотношения - это система разнообразных чувств, установок, особенностей восприятия, понимание и принятие друг друга партнерами по браку. Сложившийся характер семейных взаимоотношений оказывает непосредственное влияние на развитие и воспитание появившихся в семье детей.
Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка - это развитие чувств и воли.
Наиболее существенное влияние на ребенка среди взрослых оказывают, в первую очередь, родители. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у родителей.
Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения родителей к ребенку. Л.А. Григорович и Т.Д. Марциновская выделяют несколько типов отношений в зависимости от дистанции между родителями и ребенком.
1.
«Оптимальная дистанция» («уважение»)
– родители воспринимают
2.
«Сокращенная дистанция» («слияние»)
– внимание родителей
3.
«Увеличенная дистанция» («отчуждение»)
– эмоциональная дистанция
Существует более традиционная классификация взаимоотношений, о которой было сказано в предыдущем параграфе, – авторитарный, демократический и попустительский.
Если
названные типы взаимоотношений
рассматривать с позиции
При
демократическом стиле
При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными [13, с. 171].
Семья,
благодаря всему комплексу
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение.
А.Ю. Гранкин и А.В. Бабаян отмечают, что гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение друг к другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью [2, с. 81-82].
Таким образом, благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).
Необходимо отметить, что родительское отношение - это особый опыт общения, который интегрирует образы родителя и ребенка и необходимо сочетает в себе такие черты как: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность заботиться, ответственность, ожидания, эмоциональная значимость.
Родительско-детские
отношения - это система разнообразных
чувств родителей по отношению к
ребенку, а также ребенка по отношению
к родителям, особенностей восприятия,
понимания характера личности и
поступков друг друга.
Е.О.
Смирнова, раскрывая специфику
В
структуре родительско-детских
Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи, как института социализации.
О.С.
Сермягина в своем социально-
X.
Шульц-Хенке выделяет
В качестве главных объяснительных категорий при исследовании аффективных взаимоотношений родителей с детьми Х.Е. Рихтер использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарцистические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые приписываются ребенку [17, с. 27].
К.Г. Юнг говорит о том, что, как правило, вся жизнь, которую не удалось прожить родителям в силу сложившихся обстоятельств, передается по наследству детям, то есть дети вынуждены вступить на путь жизни, который должен компенсировать неисполненное в жизни родителей. Наихудшие последствия, по мнению Юнга, имеет «искусственная бессознательность» родителей. Примером тому может служить мать, которая, чтобы не нарушить видимость благополучного брака, искусственным путем, бессознательно, поддерживает себя тем, что привязывает к себе сына - в определенной степени в качестве замены своему мужу» [24, с. 87]. Это приводит к формированию симбиотической связи между матерью и сыном.
Исходя из позиции К.Г. Юнга, можно сказать, что родители в какой-то степени ищут идеального ребенка для себя, то есть дети должны реализовывать неисполненное, невыполненное в жизни родителей. Бессознательно родители программируют, толкают своих детей на определенный путь, возможно, отклоняющегося поведения. Образ жизни ребёнка в условиях, когда он становится жертвой родительских иллюзий, заставляет его искать пути приспособительного поведения, а приобщение к культуре, основанное на столь откровенном давлении, вызывает у ребенка вполне закономерную оппозицию.