Типы семей, стили семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

1) раскрыть понятие семьи;

2) выявить типы семей;

3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;

4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5

1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5

1.2. Типы семей……………………………………………………...7

Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12

2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12

2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие

и воспитание ребёнка………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

КТипы семей.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    Складывающиеся  стили взаимоотношения в семье  определяют формы взаимодействия в  семье, которые предлагает С.В. Ковалёв  [7, с. 112]:

    1) сотрудничество – гибкое распределение  ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;

    2) паритетные отношения – союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнёров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнёр стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;

    3) соревнование – явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнёру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой – стремление утвердить своё превосходство в чем-либо – в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счёт унижения партнёра, а достижения реального превосходства;

    4) конкуренция – желание обойти  и «подавить» партнера любыми  средствами. Превосходство над ним  рассматривается как единственный  вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное главенство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремительные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;

    5) антагонизм – дисфункциональность  и дисгармоничность семьи, несовместимость,  противоречивость интересов её  членов, хронический всеобъемлющий  конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной  привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.

    Однако  есть еще одна характеристика семейных отношений, - та, которую Г. Навайтис, определил как смысловую направленность взаимоотношений. Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение [11, с. 144].

    Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях - чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих о внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга (своих) - родных или близких, а то и (нужных) людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом - моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми [11, с. 144-145].

    Итак, в структуре семьи можно выделить взаимоотношения между супругами (супружеские взаимоотношения), взаимоотношения между родственниками, а также наиболее важные на наш взгляд, взаимоотношения между родителями и детьми (родительско-детские отношения). 

    2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие и воспитание ребёнка 

    Супружеские взаимоотношения - это система разнообразных чувств, установок, особенностей восприятия, понимание и принятие друг друга партнерами по браку. Сложившийся характер семейных взаимоотношений оказывает непосредственное влияние на развитие и воспитание появившихся в семье детей.

    Развитие  ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка - это развитие чувств и воли.

    Наиболее  существенное влияние на ребенка  среди взрослых оказывают, в первую очередь, родители. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у родителей.

    Воспитательные  позиции родителей - это характер эмоционального отношения родителей  к ребенку. Л.А. Григорович и Т.Д. Марциновская выделяют несколько типов отношений в зависимости от дистанции между родителями и ребенком.

    1. «Оптимальная дистанция» («уважение») – родители воспринимают своего  ребенка как личность со своими  возрастными и личностными потребностями  и интересами. Основа такого типа отношений – уважение родителей к ребенку. Родители, с одной стороны, категоричны и настойчивы в своих требованиях, но, с другой, дают ему некоторую свободу и независимость.

    2. «Сокращенная дистанция» («слияние»)  – внимание родителей сконцентрированы на ребенке, семья существует ради ребенка. Этот тип родительского отношения к ребенку характеризуется постоянной гиперопекой над ребенком. Поведение ребенка постоянно контролируется родителями. Родители ограничивают социальные контакты ребенка, постоянно дают свои советы, навязывают свое общение.

    3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») – эмоциональная дистанция между  родителями и ребенком. Дистанция  означает редкие и поверхностные  контакты с ребенком, равнодушное отношение к нему [4, с. 134].

    Существует  более традиционная классификация  взаимоотношений, о которой было сказано в предыдущем параграфе, – авторитарный, демократический и попустительский.

    Если  названные типы взаимоотношений  рассматривать с позиции отношений  между родителями и детьми, то названные стили можно охарактеризовать следующим образом. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки [4, с. 136].

    При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами  семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и  заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении [4, с. 136-137].

    При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными [13, с. 171].

    Семья, благодаря всему комплексу межличностных  отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

    Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение.

    А.Ю. Гранкин и А.В. Бабаян отмечают, что  гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение друг к другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью [2, с. 81-82].

    Таким образом, благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).

    Необходимо  отметить, что родительское отношение - это особый опыт общения, который  интегрирует образы родителя и ребенка  и необходимо сочетает в себе такие  черты как: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность  заботиться, ответственность, ожидания, эмоциональная значимость.

    Родительско-детские  отношения - это система разнообразных  чувств родителей по отношению к  ребенку, а также ребенка по отношению  к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и  поступков друг друга. 

    Е.О. Смирнова, раскрывая специфику родительско-детских  отношений, считает, что, во-первых, они  характеризуются эмоциональной  значимостью, как для ребенка, так  и для родителя. Во-вторых, имеет  место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. В-третьих, особенности родительского отношения изменяется в зависимости от возраста ребенка [19, с. 6-7].

    В структуре родительско-детских отношений  необходимо выделить установку родителей. Родительская установка - это система  или совокупность родительского  эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним. Важно, чтобы в семье стили воспитания детей у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу.

    Противоречия  в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи, как института социализации.

    О.С. Сермягина в своем социально-психологическом  исследовании подчеркивает важность эмоциональных отношений в семье. Она отмечает, что в психодинамическом направлении основным предметом изучения являются аффективные связи между членами семьи. Акцент при этом делается либо на родительско-детские, либо на супружеские отношения, а нарушения фиксируются преимущественно на уровне личности (социальная дезадаптация, невротическое расстройство и тому подобное) [17, с. 26].

    X. Шульц-Хенке выделяет несколько  видов влияния родителей на  ребенка, которые могут привести  к невротическим нарушениям развития. Все травматические влияния родителей он характеризует как «тормозящие» и рассматривает «заторможенность» в высшей степени как синоним невроза. К психотравмирующим факторам он относит твердость и изнеженность в обращении с детьми [14, с. 304]. 

    В качестве главных объяснительных категорий  при исследовании аффективных взаимоотношений  родителей с детьми Х.Е. Рихтер использует психоаналитические понятия (роль ребенка и родителей, перенос, нарцистические тенденции), анализируя на их основе нарушения взаимоотношений в семье. Под детской ролью он понимает структурную совокупность неосознанных родительских ожиданий - фантазий, которые приписываются ребенку [17, с. 27].

    К.Г. Юнг говорит о том, что, как  правило, вся жизнь, которую не удалось  прожить родителям в силу сложившихся обстоятельств, передается по наследству детям, то есть дети вынуждены вступить на путь жизни, который должен компенсировать неисполненное в жизни родителей. Наихудшие последствия, по мнению Юнга, имеет «искусственная бессознательность» родителей. Примером тому может служить мать, которая, чтобы не нарушить видимость благополучного брака, искусственным путем, бессознательно, поддерживает себя тем, что привязывает к себе сына - в определенной степени в качестве замены своему мужу» [24, с. 87]. Это приводит к формированию симбиотической связи между матерью и сыном.

    Исходя  из позиции К.Г. Юнга, можно сказать, что родители в какой-то степени  ищут идеального ребенка для себя, то есть дети должны реализовывать  неисполненное, невыполненное в жизни родителей. Бессознательно родители программируют, толкают своих детей на определенный путь, возможно, отклоняющегося поведения. Образ жизни ребёнка в условиях, когда он становится жертвой родительских иллюзий, заставляет его искать пути приспособительного поведения, а приобщение к культуре, основанное на столь откровенном давлении, вызывает у ребенка вполне закономерную оппозицию.

Информация о работе Типы семей, стили семейных отношений