Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
1) раскрыть понятие семьи;
2) выявить типы семей;
3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;
4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5
1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5
1.2. Типы семей……………………………………………………...7
Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12
2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12
2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие
и воспитание ребёнка………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..
-преданность и сотрудничество,
-общение, предполагающее открытое самовыражение,
-гибкость отношений,
-самостоятельность [8, с. 176].
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей.
Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия.
Кроме комплексной типологии семей существуют другие варианты типов семей по их составу и структуре:
1) «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
2) «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
3) «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
4) «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен [8, c. 35].
А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют семьи по составу:
1) нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
2) расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков) [1, с. 104].
А.Е. Личко разработал следующую классификацию семей:
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
1) централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
2) автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
3) демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере [3, с. 91-92].
Типы семейных структур по критерию власти А.И. Антонов и В.М. Медков разделяют на:
1) партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец;
2) матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
3) эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав, и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью [1, с. 105 ].
Таким образом, в заключение первой главы курсовой работы, были сделаны следующие выводы:
1) семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики:
-семья – малая социальная группа общества;
-семья – важнейшая форма организации личного быта;
-семья – супружеский союз;
-семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство;
2)
типы семей разнообразны, авторы выделяют
комплексную типологию семьи, типы семей
по их составу и структуре, по функциональным
особенностям, по типу распределения ролей
в семье.
ГЛАВА
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1.
Стили семейных взаимоотношений
Супружеские взаимоотношения - это система разнообразных чувств, установок, особенностей восприятия, понимание и принятие друг друга партнерами по браку.
Наиболее содержательной и существенной характеристикой совместной жизни супругов, по мнению Т.М. Мишиной, является стиль супружеских взаимоотношений. Под стилем она понимает «устойчивую совокупность свойств, присущих данному взаимодействию на протяжении длительного времени, определенные в главных тенденциях и характеристиках деятельности пары как целого» [10, с. 256].
Характер семейных взаимоотношений можно определить с помощью циркулярной модели Д.Х. Олсона [22, с. 32]. Модель включает в себя две оси: сплоченность, которая определяется как эмоциональное принятие членами семьи друг друга, а также гибкость, которая определяется как изменения в семейном руководстве, в семейных ролях и правилах, регулирующих взаимоотношения. Данные параметры задают тип семейной структуры.
Д.Х. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и четыре уровня гибкости: очень низкий, низкий к умеренному, умеренный к высокому и чрезмерно высокий уровень. Каждому уровню, как сплоченности, так и гибкости соответствуют определенные типы семейных структур.
Постулируется, что центральные уровни сплоченности (раздельный, объединенный) и гибкости (структурированный, гибкий), которые соответствуют низкому к умеренному и умеренному к высокому уровням, являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное семейное функционирование. Члены семей сбалансированных типов способны сочетать собственную независимость с тесными связями внутри семьи:
1) разделенный тип взаимоотношений имеет некоторую эмоциональную отстраненность, но она не является крайней;
2) объединенный тип характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях;
3) структурированный тип предполагает некоторую демократичность во взаимоотношениях, а роли и внутрисемейные правила остаются стабильными;
4) гибкий тип характеризуется демократичным стилем руководства, роли разделяются между членами семьи и при необходимости изменяются.
Крайние значения по шкалам сплоченности и гибкости (разобщенный, запутанный, ригидный и хаотичный), которые соответствуют либо очень низкому, либо очень высокому уровню, являются проблемными:
1) запутанная семья, в которой слишком много центростремительных сил и крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности. Отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга;
2) разобщенная семья, в которой все ее члены эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу и демонстрируют несогласованное поведение. Члены семьи безразличны друг к другу, не замечают друг друга и не претендуют на внимание, являются сожителями;
3) ригидная, когда семья перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в её продвижении по стадиям жизненного цикла. Это рациональные семьи, в которых невмешательство в личные дела, эмоциональное дистанцирование возведено в принцип взаимного поведения, несмотря на наличие внутренних привязанностей и заботы о благополучии друг друга;
4) хаотическая семейная система, которая появляется в момент переживания кризиса, в ней решения принимаются импульсивно, а роли не ясны и смещены. В семье не складываются более или менее устойчивая система правил, распределения обязанностей и труда [22, с. 33-34].
В современной психологии стили семейных взаимоотношений принято делить на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
Первый из них, как отмечает В.Н. Дружинин, обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же принципов, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей [5, с. 108].
Два других - авторитарный и демократический - образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и - бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом - коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза [5, с. 108-109].
Главенство в семье определяет её иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении её жизнедеятельностью, отношения власти – доминирование и подчинение. Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи.
О.А. Карабанова авторитарный стиль взаимоотношений в семье определяет следующим образом: «Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального типа (главой семьи является жена)» [6, с. 52].
Демократическая
система отношений –
Демократическая партнёрская семья, по мнению О. А. Карабановой, «характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учётов интересов каждого из партнёров и семьи в целом» [6, с. 52].
Тенденцией развития современной семьи, как отмечает О.А. Карабанова, является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин [6, с. 79].
Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций оказываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, однако в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главенство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант). Для определения формы главенства в семье, как отмечает О.А. Карабанова, приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета. «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей [6, с. 80].
Фактическое главенство зависит от распределения функций в семье и меры участия её членов в решении проблем. Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство формальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства, по мнению О.А. Кабановой, возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенства одного из членов семьи [6, с. 80]. Традиционно формальное главенство приписывается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой.