Типы семейных укладов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля. Актуальность темы на рубеже XX и XXI веков обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья – историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типы семейных укладов, наиболее распространенные в современной России……………………………………………………………………………...5
2. Основные особенности брака в европейской культуре…………………….10
3. Основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-дошкольником…….14
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

К.р. Семейная психология.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Типы семейных укладов, наиболее  распространенные в современной  России……………………………………………………………………………...5

2. Основные особенности брака  в европейской культуре…………………….10

3. Основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-дошкольником…….14

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Размышлениям о семье  и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной  роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено  немало работ еще со времен Платона  и Аристотеля. Актуальность темы на рубеже XX и XXI веков обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья – историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья - ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма…», т.е. благодати, бескорыстия - заметил русский философ В.В.Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни. Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно- экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Люди начинают терять интерес к обычным занятиям, отказываются от служебной карьеры, от создания семьи и рождение детей, осуществляют невзвешенные попытки начать бизнес. В сложной ситуации сначала характерным есть повышение уровня напряженности, усиленных поисков решения проблемы обычным путем. В случае неудачи человек или семья в целом оказываются в следующей фазе кризиса или вынуждены перейти на другой уровень развития (найти инновационные средства преодоления кризисной ситуации), или впадают в залог депрессии, потери надежды, дезорганизации. Типичным есть злоупотребления в депрессивных состояниях алкоголем, всякие безрассудные поступки, болезни (соматические и психические).

Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной  вырастить биологически и нравственно  здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего  поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье  формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового  и экономически эффективного общества. Семья еще до недавнего времени  служила организующим началом в  выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых  трудовых навыков и умений, что  гарантировало успешную адаптацию  в социуме.

Таким образом, современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В данной работе будут затронуты  некоторые аспекты, влияющие на становление  и развитие семьи, а именно:

- типы семейных укладов, наиболее распространенные в современной России;

- сопоставление российской и европейской семьи, особенности брака, культурные различия;

- особенности  и   задачи семьи с ребенком-дошкольником.

 

1. Типы семейных укладов, наиболее  распространенные в современной России

Соединение двух людей - это всегда взаимодействие укладов их семей. Особенности распределения ролей, организации быта, соотношения прав и обязанностей членов семьи - все это и составляет семейный уклад.

Семьи традиционого вида характеризуются  ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой (финансы, устройство жилья) сфере ее деятельности. Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный. Возможен временный уход всемейные дела. Досуг совместный, закрытый.

Второй вид – муж  и жена ориентированы преимущественно  на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие. Семья может быть и открытой и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий вид – супруги  ориентированы преимущественно  на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором  семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.

Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.

 

Принято выделять следующие  типы семейных дисгармоний:

Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, с повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семьях чувство ответственности преобладает над искренностью отношений. За видимостью благополучия скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций отражается на самочувствии. Супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают усталость, бессилие. Нередки приступы тоски, депрессии. В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность,  но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.

     Вулканическая  семья. Отношения изменчивы и  открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности. В вулканических семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры, это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности

детского мира.

Семья – санаторий. В такой  семье имеет место своеобразная

«семейная защита», которая  строится вокруг одного члена семьи, чаще всего

взрослого. Как правило, один из супругов требует повышенной любви  и заботы, он получает при этом какую-то выгоду, создает семейную ограниченность, барьер новому опыту. По отношению к этому супругу вся семья идёт на сознательные самоограничения. В таких союзах ограничен круг общения, сведены к минимуму контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и ценностях. Семья внешне кажется солидарной, однако в глубинах отношений кроется тревожная зависимость одного из партнёров. Это симбиотически зависимый союз. Один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя близких всё больше и больше окружать его вниманием. Если семья «санаторий» для матери или отца, дети лишены необходимой заботы, испытывают недостаток в материнском принятии, любви. Также дети рано привлекаются к выполнению домашней работы, годами живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными, зависимыми, сохраняя при этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям.

Когда «санаторным» отношением окружаются братья и сестры, кто-то из других родственников, внутрисемейная позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи внутрисемейными отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на

здоровье, подчеркиванию  всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей, предпочитаемых форм проведения свободного времени. Опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей –

характерные черты отношения  к детям в семьях санаторного  типа. Такие

родительские позиции  приводят к чрезмерной перегрузке нервной  системы

ребёнка, при которой возникают  невротические срывы. У ребёнка  формируется повышенная чувствительность. В подростковом возрасте у таких детей усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Часто у нихформируется личность, у которой забота о состоянии здоровья приобретает характер сверхценной деятельности.

 

Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат  усвоенные

представления об угрозе, агрессивности  и жестокости окружающего мира, о

всеобщем зле и о  людях как носителях зла. У супругов в таких семьях возникает ярко выраженное чувство «Мы». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. «Круговая оборона» – бессознательная маскировка душевной пустоты или нарушения сексуальных

отношений. Часто в таких  семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого. Вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена внутрисемейным целям. Эмоциональная атмосфера семьи лишена естественной теплоты и непосредственности. Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируется непоследовательной гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Отношение к ребенку лишено

эмоциональной открытости, искренности. Любовь к нему носит  условный характер. Он любим только тогда, когда оправдывает ожидания и выполняет требования семьи. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания ведут к неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда вызывают протестные реакции, провоцируют упрямство, негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребёнка на собственных переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает замкнутость, трудности в общении со сверстниками. Такие дети часто страдают невротическими расстройствами.

Семья-театр. Такие семьи  утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из

супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в  признании, в

постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит  любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия. В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и так же быстро забываются. Посторонним демонстрируется любовь и забота о ребенке, который ощущает, что родителям не до него. Часто контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются игрушками, специальным оборудованием для занятий. А воспитание передоверяется детскому саду, гувернёру, школе. Детям даётся «модное» воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой. В театрализованном образе жизни часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки, выпятить достоинства, мнимые достижения. Все это приводит к ослаблению у ребенка самоконтроля, внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

Семья – третий лишний. Это  семья, где личные взаимоотношения

супругов имеют для  них особую значимость, а родительство бессознательно

воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при неподготовленности одного или обоих супругов к выполнению родительских функций. Стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия.

В контакте с детьми такие  родители внушают им чувство неполноценности, без конца фиксируют внимание на недостатках. Нередки случаи соперничества межу еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Дети в таких семьях вырастают неуверенными в себе, безынициативными, с комплексами неполноценности при усиленной зависимости и подчиненности родителям.

У такихдетей часто возникают  опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временную разлуку с ними, с трудом адаптируются в детских коллективах.

Семья с кумиром. В таких  семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с

преувеличенным вниманием  относятся к ребенку, перенося на него свои

нереализованные чувства. Поступки ребенка воспринимаются без должной  критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности, чему способствует бессознательная тенденция замедлить процесс взросления, поскольку уменьшение опеки угрожает разрушению семейной группы. Ребенок воспитывается в атмосфере заласканности,

Информация о работе Типы семейных укладов