Стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Семья может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребёнку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботиться о нем столь бескорыстно. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 36.91 Кб (Скачать)

Введение

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что  ребёнок в детские годы приобретает  в родительской семье, сохраняется  в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что  в ней ребёнок находится значительную часть своей жизни и по длительности и по силе своего воздействия на личность ни один из известных институтов воспитания не может сравниться с  семьей.

Семья может выступать  как в качестве положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи  на личность ребёнка состоит в  том, что никто, кроме близких  для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры – не относится к ребёнку лучше, не любит его с такой самоотверженностью и не заботиться о нем столь  бескорыстно. И вместе с тем никакой  другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей и причинить им столько боли, сколько может сделать семья.

Семья – это особая группа, играющая в воспитании личности основную долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют  своих детей, что это может  привести к формированию у них  комплекса неполноценности; несдержанный отец, неспособный управлять своими отрицательными эмоциями, нередко, сам того не ведая, способствует  формированию подобного типа поведения у своих детей. Именно в семье ребёнок получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, обогащало его внутренний мир, помогало ему без особых проблем адаптироваться в социуме и гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими его людьми. Каждый из родителей видит в детях своё продолжение, реализацию определённых установок или идеалов. Поэтому не так легко бывает отступить от них и принять ребёнка таким, каков он есть в реальности, просто любить и уважать его как самоценную личность.

Родительская любовь может  быть разной. Родители могут любить своего ребёнка не за что-то и несмотря ни на что. Ребёнок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь). Другой вариант: родители любят ребёнка, когда он и его поведение соответствуют  их ожиданиям. А в случае, если ребёнок  не соответствует тем представлениям, на которые ориентированы родители, то он как бы отвергается, отношение родителей к нему меняется в худшую  сторону. Это привносит значительные трудности в семейные взаимоотношения, ребёнок не уверен в своих родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, н а которую рассчитывает в семье (обусловленная любовь). Но хуже всего, когда ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими – только одно присутствие ребёнка рядом с родителями может раздражать их.

В каждой семье объективно складывается определённая, далеко не всегда осознаваемая ею система взаимоотношений между родителями и детьми. Чаще всего это проявляется в особенностях семейного воспитания, самыми распространёнными из которых являются: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

 

Понятие семейного  воспитания и его особенности

Отношение к воспитанию в  семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось  на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребёнка в  производительный труд и относительно простых требований к личности, оно  не представляло особых трудностей. Сегодня  воспитательные задачи семьи и общества усложнились. Неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и  семьёй встают задачи, решить которые  только на основе интуиции и эмпирически  найденных приёмов, без соответствующей  теоретической подготовки родителей  в области педагогики и психологии, не представляется возможным.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего следует иметь в  виду, что это – управляемая  система взаимоотношений родителей  с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своём ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет значение основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного  воспитания отнюдь  не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного  воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребёнка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих. Общественное воспитание протекает в каких-то определённых организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит плановый характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведётся специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и «распылено» в бытовых неурядицах.

Воспитывать своих детей  мешает:

- Усталость, которую на  работе человек вынужденно подавляет,  заставляя себя выполнять служебные  обязанности. Дома же иногда  позволяет себе расслабиться, полагая,  что уж завтра точно займётся  ребёнком всерьёз.

- Неорганизованный быт,  приводящий к несогласию между  родителями, к неупорядоченности  жизни, к отсутствию системы.  Поэтому на фоне решения бытовых  проблем ребёнком могут заниматься  лишь от случая к случаю, все  остальное время он предоставлен  самому себе. В силу этого, не  получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».

- Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха. Отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребёнка ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и внеучебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе.

- Недостаточный уровень  педагогической подготовки родителей:  у одних нет даже минимума  педагогических знаний; у других  отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают  важности специфических методов  воспитания детей. Неумение родителей  воспитывать детей приводит к  нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства  требований, неправильное применение  наказания и поощрения, подавление  личности ребёнка, использование  физических наказаний и др.).

Неправильный выбор форм, методов, средств педагогического  воздействия, как правило, формирует  у детей нездоровые представления, привычки и потребности, которые  приводят к ненормальным отношениям с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребёнка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребёнком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что он их просто не понимает. Подобный суррогат воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (вреден!) для воспитывающихся таким образом детей.

Одной из особенностей семейного  воспитания является постоянное присутствие  перед глазами детей в качестве образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие  характеристики, учатся таким правилам взаимоотношений, которые ре всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может  вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности  семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор  которого чаще всего определяется личными  взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления  своих детей.

 

Роль семьи  в воспитании ребёнка

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Как правило, в семье ребенок  занимает самое главное место. И  родителям следует понимать, что  воспитание ребенка это не только полноценное питание и красивая одежда. В смысл слова «воспитание» входит еще и формирование характера, направление в правильное русло  его поведения. Нередко современные  родители перекладывают это поручение  на педагогов детского сада и школы. Не понимая, что детский сад это  место, в первую очередь предназначенное  для присмотра за детьми, а в  школе ребенок приобретает различные  знания.

Каждый из родителей видит  в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между  родителями – различные подходы к воспитанию детей.

Первая задача родителей  – найти общее решение, убедить  друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно  должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать  так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют  между родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и  детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е.  ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание)  – взрослый смотрит глазами  ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает  адекватное отношение со стороны  взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь).

Возможно, родители любят  его, когда ребенок соответствует  их ожиданиям. когда хорошо учится и  ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет  тем потребностям, то ребенок как  бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной  безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен  и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может  быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные  моменты (например, мама красива, а девочка  некрасива и замкнута. Ребенок  раздражает ее.

И лишь родители несут ответственность  за воспитание собственных детей, за то, какими они вырастут и вступят  в общественную жизнь.

Безусловно, нельзя утверждать, что окружающая действительность никак  не влияет на развитие детской личности. Те, с кем общается ваш ребенок, так или иначе, откладывают свой отпечаток в его душе. Иногда дети попадают в неприятные ситуации, и  родители склонны винить в этом их окружение - плохие компании, подозрительных друзей, которые совратили их чадо на нехороший поступок. 

Однако истинную причину  следует искать не в рамках общества, а в семье. Ребенок не превратится  в отрицательного или положительного героя одномоментно, для этого  понадобится время. Возможно, с какого-то момента ребенок перестал слушать  наставления взрослых, отвергал советы о том, как следует себя вести, а как нельзя. И в этом случае он копировал поведение кого-то из членов семьи, потому что дети стремятся  придерживаться некого шаблона поведения.

Ребенок видит, как общаются между собой родители и другие члены семьи. Поэтому важно продемонстрировать, как следует вести себя с взрослыми  на личном примере. Желательно чтобы  ребенок взял на себя часть семейных обязательств, стал незаменимым в  определенной области человеком, таким  образом, в нем формируется чувство  ответственности.

Информация о работе Стили семейного воспитания