Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:31, реферат
Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др.
Типы сесмейных конфликтов.
Данная разновидность
конфликтов - одна из самых распространенных
в повседневной жизни. Однако она
в определенной степени обойдена
вниманием специалистов - психологов
и педагогов. Мы не рассматриваем
проблему конфликта поколений, которая
намного шире и активно разрабатывается
социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических
работ по проблеме конфликта вряд ли наберется
с десяток-другой публикаций, в центре
которых стояла бы проблема конфликтов
между родителями и детьми. Она, как правило,
изучается в контексте более обширных
исследований; семейных отношений (В. Шуман),
возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских
конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков,
А. Спиваковская) и др. Однако невозможно
найти такую семью, где бы отсутствовали
конфликты между родителями и детьми.
Даже в благополучных семьях в более чем
30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения
(с точки зрения подростка) с обоими родителями
(И. Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями
и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих
конфликтность взаимоотношений людей,
которые рассмотрены выше, выделяют психологические
факторы конфликтов во взаимодействии
родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных
отношений. Выделяют
Дисгармония семьи - это негативный характер
супружеских отношений, выражающийся
в конфликтном взаимодействии супругов.
Уровень психологического напряжения
в такой семье имеет тенденцию к нарастанию,
приводя к невротическим реакциям ее членов,
возникновению чувства постоянного беспо-кой-ства
у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия
членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность,
неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни
детей;
• повышенные требования к детям, частое
применение угроз, осуждений,
3. Возрастные
кризисы детей рассматриваются
как факторы их повышенной
конфликтности. Возрастной
• кризис первого
года (переход от младенчества к
раннему детству);
• кризис "трех лет" (переход от раннего
детства к дошкольному возрасту);
• кризис б-7 лет (переход от дошкольного
к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход
от младшего школьного к подростковому
возрасту - 12-14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный
фактор. Среду личностных особенностей
родителей, способствующих их конфликтам
с детьми, выделяют консервативный способ
мышления, приверженность устаревшим
правилам поведения и вредным привычкам
(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность
суждений, ортодоксальность убеждений
и т.п. Среди личностных особенностей детей
называют такие, как низкая успеваемость,
нарушения правил поведения, игнорирование
рекомендаций родителей, а также непослушание,
упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность,
леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые
конфликты могут быть представлены как
результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующий типы отношений родителей
и детей:
• оптимальный
тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но
родители вникают в интересы детей, а дети
делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей,
чем дети делятся с ними (возникает обоюдное
недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться
с родителями, чем те вникают в заботы,
интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей
вызывают в семье конфликты, и при этом
скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей
вызывают в семье конфликты, и при этом
скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей,
а дети не испытывают желания делиться
с ними (противоречия не замечались родителями
и переросли в конфликты, взаимное отчуждение-
С. Годник).
Наиболее часто
конфликты у родителей возникают с детьми
подросткового возраста. Психологи выделяют
следующие типы конфликтов подростков
с родителями: конфликт неустойчивости
родительского отношения (постоянная
смена критериев оценки ребенка); конфликт
сверх заботы (излишняя опека и сверхожида-ния);
конфликт неуважения прав на самостоятельность
(тотальность указаний и контроля); конфликт
отцовского авторитета (стремление добиться
своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные
действия родителей отвечает такими реакциями
(стратегиями), как:
• реакция оппозиции
(демонстративные действия негативного
характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям
родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать
нежелательных контактов с родителями,
сокрытие информации и действий). Исходя
из этого основными направлениями профилактики
конфликтов родителей с детьми могут быть
следующие:
1. Повышение
педагогической культуры
2. Организация
семьи на коллективных началах.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к
внутреннему миру детей, их
заботам и увлечениям. По мнению
психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т.
Юферова, С. Якобсон), конструктивному
поведению родителей в
? всегда помнить об индивидуальности
ребенка;
? учитывать, что каждая новая ситуация
требует нового решения;
? стараться понять требования маленького
ребенка;
? помнить, что для перемен нужно время;
? противоречия воспринимать как факторы
нормального развития;
? проявлять постоянство по отношению
к ребенку;
? чаще предлагать выбор из нескольких
альтернатив;
? одобрять разные варианты конструктивного
поведения;
? совместно искать выход путем перемены
в ситуации;
? уменьшать число "нельзя" и увеличивать
число "можно";
? ограниченно применять наказания, соблюдая
при этом их справедливость и необходимость;
? дать ребенку возможности прочувствовать
неизбежность негативных последствий
его проступков; логически разъяснять
возможности негативных последствий;
? расширять диапазон моральных, а не материальных
поощрений;
? использовать положительный пример других
детей и родителей;
? учитывать легкость переключения внимания
у маленьких детей