Семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие
семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями
молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые
приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет
за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой
человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,
новые паттерны поведения.

Содержание

Введение................................3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений...........5
1.1. Понятие брака и брачных отношений................5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений.............7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи...........9
2.1. Подготовка к семейной жизни...................9
2.2. Устойчивость семейных отношений................14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений............19
3. Исследование...........................22
Заключение.............................24
Список литературы.........................25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

Курсовая: Семейные отношения (Скачать)

                                   Оглавление                                  

Введение................................3

1. Основные теоретические  аспекты семейных отношений...........5

1.1. Понятие брака и брачных  отношений................5

1.2. Ресурсы и перспективы  брачных отношений.............7

2. Готовность и подготовка  студентов к созданию семьи...........9

2.1. Подготовка к семейной  жизни...................9

2.2. Устойчивость семейных  отношений................14

2.3. Правовые нормы брачно-семейных  отношений............19

3. Исследование...........................22

Заключение.............................24

Список литературы.........................25

Приложение............................26

                                    Введение                                   

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие

семьи, семейных или брачных  отношений. Рано или поздно за ухаживаниями

молодого человека, следуют  более сложные личностные отношения, которые

приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого  человека, влечет

за собой множество  изменений и в нем самом  и в окружающих его людях. Молодой

человек станет отцом, его  родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,

новые паттерны поведения.

И конечно, не всегда процесс  перестройки сопровождается только позитивными

изменениями. В процессе развития брачных отношений будут появляться различные

проблемы, и наверно каждому  человеку хочется, чтобы семья прошла все эти

проблемы. Но сейчас такое  время, когда  большинство молодёжи вступают в брак,

не обдумав своё решение  на столько серьёзно, на сколько  требует данный

вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать  себя взрослыми и

жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что

часть из них вступает в  брак, не достигнув совершеннолетия, но и  делают это

без согласия  родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит

к разводу.

С теоретической точки  зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не

только задает отчужденность  в подтексте, но и, извлекая на свет божий

«зер статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов

при к довольно тривиальным  общим выводам типа «крепок брак — крепка

держава» и наоборот. А  так как о крепости державы  сегодня говорить не

прихо, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что

сто бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное

плава.

Гипотеза: особенностью готовности к браку современной молодёжи является:

неадекватность ролевых  ожиданий будущих супругов, потребительская

нереалистичность.

Поэтому цель данной работы – определить готовность людей к  брачным отношениям

в ранней взрослости.

Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.

Предмет – психологическая  готовность к браку.

Задачи:

§                                 изучить теоретические аспекты  брачных

отношений;

§                                 выявить степень подготовки молодежи к браку;

§                                 исследовать степень готовности студентов к

созданию семьи.

Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью

сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через  нее продолжается

род. Семья, ее формы и функции  напрямую зависят от общественных отношений  в

целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше

культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

           Глава 1. Основные теоретические  аспекты семейных отношений          

                 1.1.          Понятие  брака и брачных отношений                

В современном мире понятие  отношений используется во многих сферах

жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.

Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения

действительности, результат  взаимодействия человека со средой. Выделяют

отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние,

внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и

прочее.

Особый тип отношений  составляют отношения общественные как взаимосвязи между

социальными общностями и  их свойствами, возникающими в совместной

деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:

1.     на уровне  социальных общностей - отношения  классовые, национальные,

групповые и семейные;

2.     на уровне  занятых некой деятельностью - отношения производственные,

учебные;

3. на уровне взаимосвязей  между людьми в группах –  межличностные отношения

4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки

человека по отношению  к себе.

При рассмотрении типов отношений  возникает вопрос: «К какому типу отношений

можно отнести брачные  отношения? К межличностным или к отношениям на уровне

социальных общностей»? Если рассматривать брачные отношения  как

межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые

взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере  и способах

взаимных влияний в  ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая

система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций,

через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Брак является общественным механизмом, предназначенным для  регулирования и

управления теми многочисленными  человеческими отношениями, которые  вытекают

из физического факта  разнополости. В качестве такого института  брак

функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных  половых отношений.

2. Регулирование передачи  и получения наследства, правопреемства  и

общественного порядка, что  является его более древней и  изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья  сама укрепляет институт брака, наряду с нравами,

регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам

устойчивости брака относятся  достоинство, тщеславие, рыцарский  дух, долг и

религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или  не одобряться

свыше, они едва ли заключаются  на небесах. Человеческая семья является явно

выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть

общественный, а не церковный  институт. Конечно, религия должна оказывать

ощутимое воздействие  на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его

своему исключительному  управлению и контролю.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что

семья и семейные отношения  рассматриваются как организм, способный

существовать и функционировать  даже, если его составляющие (члены) находятся

на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться  закону развития,

то есть облик семьи  претерпевает со временем изменения: семья  может

перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения  можно

выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться  и первым

и вторым типами отношений.

              1.2.          Ресурсы  и перспективы брачных отношений             

На наш взгляд ресурс - это то, с что уже имеется  в брачных отношениях, то,

что позволяет строить  их межличностные взаимоотношения  и то, что может

предопределить перспективы  развития брачных отношений. То есть это тот набор,

который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе

своей семьи и скорректированные  влиянием референтной группы, физическим и

психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью

брачных отношений, правилами  сексуальных отношений, отношением детей к

родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами

семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать,

всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить  имеющиеся

ресурсы брачных отношений  и в соответствии с этим выстроить  концепцию

перспектив развития брачных  отношений.

В процессе брачных отношений  ресурс может изменяться в том  или ином качестве,

например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило,

перспективы брачных отношений  напрямую связаны с ресурсами, а  именно с

качеством изменения ресурса.

Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой

жизненный цикл. Жизненный  цикл семьи - это некая последовательность смены

событий и стадий, которые  проходит любая семья. Семейная система  должна

создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими  семье

возможность пройти этот жизненный  цикл, является некоторые обязательные для

возникновения этой системы  события, такие как брак, изменение  физического

возраста и соответственные  изменения стадий психического развития. Как любое

другое развитие, брачные  отношения претерпевает в процессе развития периоды:

кризиса и стабилизации отношений.

Брачные ресурсы и перспективы  развития рассматриваются многими  теоретическими

направлениями, но все соглашаются  с тем, что брачные ресурсы  претерпевают

изменения в процессе прохождения  жизненного цикла семьи и стратегия

построения перспектив развития брачных отношений будут четко  определены, если

можно будет определить имеющиеся  ресурсы, их качество на определенных этапах

развития семьи.

         2.          Готовность и подготовка студентов  к созданию семьи        

                    2.1.          Подготовка  к семейной жизни                   

Как известно (к сожалению  или к счастью), осуществляющаяся в

старших классах подготовка к семейной жизни является последним  по времени

этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно

предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно

предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского  опыта в

общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного

возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во

внутри- и внешкольном  общении, и вот уже на  повестку дня настоятельно встала

проблема передачи юности всего необходимого для обретения  счастья в их

семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в

“список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот  “список” входит

повышение ответственности  молодежи перед брачной и семейной жизнью;

увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение

психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им

необходимых знаний по гигиене  и уходу за ребенком, психологии дошкольного

возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни,

основным проблемам взаимоотношений  между супругами; наконец,

освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего

хозяйства, эффективной и  экономной организации бюджета  семьи.

Безусловно, что все эти  задачи действительно должны быть решены в целях

достижения готовности молодежи к семейной жизни.

Начнем с осознания  социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи

по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется

законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении

К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению

брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам

брака, раз он вступил в  брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не

изобретает его, он также  мало творит и   изобретает брак, как пловец -

природу и законы воды и  тяжести. Брак поэтому не может подчиняться  произволу

вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться

сущности  брака”. Дело в  том, что исходным моментом готовности человека

к браку и семье является деятельное понимание им общественной

значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом,

ответственность за семью  и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной

жизни хлопот и ограничение  личной свободы. К сожалению, понимание  этого не

всегда свойственно современным  юношам и девушкам, отчего сплошь и  рядом

переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений

любви и предбрачного ухаживания к                   формализованным,

достаточно регламентированным и, главное,                   обязательным

отношениям супругов как  брачно-семейных партнеров

оказывается для них сопряженным  со значительными, прежде всего

чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием

новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и  чужого

поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и  заданности.

Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-

конкретной системой взаимоотношений  между супругами, родителями и детьми;

малой группой, члены которой  связаны между собой брачными или родственными

Информация о работе Семейные отношения