Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие
семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями
молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые
приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет
за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой
человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,
новые паттерны поведения.
Введение................................3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений...........5
1.1. Понятие брака и брачных отношений................5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений.............7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи...........9
2.1. Подготовка к семейной жизни...................9
2.2. Устойчивость семейных отношений................14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений............19
3. Исследование...........................22
Заключение.............................24
Список литературы.........................25
Курсовая: Семейные отношения (Скачать)
Введение......................
1. Основные теоретические
аспекты семейных отношений....
1.1. Понятие брака и брачных отношений................5
1.2. Ресурсы и перспективы
брачных отношений.............
2. Готовность и подготовка
студентов к созданию семьи....
2.1. Подготовка к семейной жизни...................9
2.2. Устойчивость семейных отношений................14
2.3. Правовые нормы брачно-
3. Исследование..................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие
семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями
молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые
приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет
за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой
человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,
новые паттерны поведения.
И конечно, не всегда процесс перестройки сопровождается только позитивными
изменениями. В процессе развития
брачных отношений будут
проблемы, и наверно каждому человеку хочется, чтобы семья прошла все эти
проблемы. Но сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак,
не обдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный
вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и
жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что
часть из них вступает в брак, не достигнув совершеннолетия, но и делают это
без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит
к разводу.
С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение брака не
только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий
«зер статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов
при к довольно тривиальным общим выводам типа «крепок брак — крепка
держава» и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не
прихо, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что
сто бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное
плава.
Гипотеза: особенностью готовности к браку современной молодёжи является:
неадекватность ролевых ожиданий будущих супругов, потребительская
нереалистичность.
Поэтому цель данной работы – определить готовность людей к брачным отношениям
в ранней взрослости.
Объектом работы являются студенты в возрасте 20-22 лет.
Предмет – психологическая готовность к браку.
Задачи:
§
отношений;
§
§
созданию семьи.
Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными
сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается
род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в
целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше
культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Глава 1. Основные теоретические
аспекты семейных отношений
1.1. Понятие
брака и брачных отношений
В современном мире понятие отношений используется во многих сферах
жизнедеятельности человека. Отношения бесконечно разнообразны.
Под этим термином понимается - субъективная сторона отражения
действительности, результат взаимодействия человека со средой. Выделяют
отношения пространственные, временные, причинно -следственные, внешние,
внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания и
прочее.
Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между
социальными общностями и их свойствами, возникающими в совместной
деятельности. Их классифицируют согласно сферы рассмотрения:
1. на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные,
групповые и семейные;
2. на уровне занятых некой деятельностью - отношения производственные,
учебные;
3. на уровне взаимосвязей между людьми в группах – межличностные отношения
4. отношения внутриличностные - например, эмоционально - волевые установки
человека по отношению к себе.
При рассмотрении типов отношений возникает вопрос: «К какому типу отношений
можно отнести брачные отношения? К межличностным или к отношениям на уровне
социальных общностей»? Если
рассматривать брачные
межличностные, то можно сказать, что это субъективные переживаемые
взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах
взаимных влияний в ходе совместной деятельности и общении. Это некоторая
система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций,
через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и
управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают
из физического факта разнополости. В качестве такого института брак
функционирует в двух направлениях:
1. Регулирование личных половых отношений.
2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и
общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.
Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами,
регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам
устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и
религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться
свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно
выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть
общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать
ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его
своему исключительному управлению и контролю.
Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что
семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный
существовать и
на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития,
то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может
перестроиться, разделиться, дать начало другой.
Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно
выделить в особую группу
отношений, которые могут
и вторым типами отношений.
1.2. Ресурсы
и перспективы брачных
На наш взгляд ресурс - это то, с что уже имеется в брачных отношениях, то,
что позволяет строить их межличностные взаимоотношения и то, что может
предопределить перспективы развития брачных отношений. То есть это тот набор,
который состоит: выработанных стереотипных реакций, приобретенных в системе
своей семьи и скорректированные влиянием референтной группы, физическим и
психологическим здоровьем, физическим возрастом, временной длительностью
брачных отношений, правилами сексуальных отношений, отношением детей к
родителям, и многое другое, независимо от того какая это семья, но ресурсами
семья обладает во всех случаях. Сами супруги, пожалуй, могут и не осознавать,
всех граней своих ресурсов, поэтому задача психотерапевта изучить имеющиеся
ресурсы брачных отношений и в соответствии с этим выстроить концепцию
перспектив развития брачных отношений.
В процессе брачных отношений ресурс может изменяться в том или ином качестве,
например либо истощаться, либо пополняться, обновляться. И, как правило,
перспективы брачных отношений напрямую связаны с ресурсами, а именно с
качеством изменения ресурса.
Согласно закону развития, каждая семейная система должна пройти свой
жизненный цикл. Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены
событий и стадий, которые проходит любая семья. Семейная система должна
создаться и завершиться. Непосредственными причинами, дающими семье
возможность пройти этот жизненный цикл, является некоторые обязательные для
возникновения этой системы события, такие как брак, изменение физического
возраста и соответственные изменения стадий психического развития. Как любое
другое развитие, брачные отношения претерпевает в процессе развития периоды:
кризиса и стабилизации отношений.
Брачные ресурсы и перспективы развития рассматриваются многими теоретическими
направлениями, но все соглашаются с тем, что брачные ресурсы претерпевают
изменения в процессе прохождения жизненного цикла семьи и стратегия
построения перспектив развития брачных отношений будут четко определены, если
можно будет определить имеющиеся ресурсы, их качество на определенных этапах
развития семьи.
2.
Готовность и подготовка
2.1. Подготовка
к семейной жизни
Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в
старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени
этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно
предшествующим их соответствующему поведению. Далеко позади осталось серьезно
предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в
общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного
возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во
внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала
проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их
семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в
“список” этого необходимого? По мнению специалистов в этот “список” входит
повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью;
увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение
психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им
необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного
возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни,
основным проблемам
освещение вопросов наиболее
рационального ведения
хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.
Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях
достижения готовности молодежи к семейной жизни.
Начнем с осознания социальной сущности семьи, т.е. того, что, будучи
по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется
законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении
К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению
брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам
брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не
изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец -
природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу
вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться
сущности брака”. Дело в том, что исходным моментом готовности человека
к браку и семье является деятельное понимание им общественной
значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом,
ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной
жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не
всегда свойственно
переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений
любви и предбрачного ухаживания к формализованным,
достаточно регламентированным и, главное, обязательным
отношениям супругов как брачно-семейных партнеров
оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего
чисто психологическими, трудностями - мучительным осознанием
новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого
поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.
Как исходное в этой связи, нужно помнить, что семья является исторически-
конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми;
малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными