Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
1) раскрыть понятие семьи;
2) выявить типы семей;
3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;
4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5
1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5
1.2. Типы семей……………………………………………………...7
Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12
2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12
2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие
и воспитание ребёнка………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………..
В здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В связи с этим необходимо отметить, что семейное воспитание детей - это результат совместной деятельности родителей, всех взрослых членов семьи.
Разумеется, совместное воспитание предполагает различия в воздействии отца и матери. Отличия роли отца и матери в воспитании подростка объясняется, прежде всего, отличием их друг от друга как личностей. Отец и мать обычно дополняют друг друга, но могут и подрывать авторитет друг друга. Таким образом, в семье при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка.
Таким образом, в заключение второй главы курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1) стили семейных взаимоотношений принято делить на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический;
2) авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка;
3) демократическая партнёрская семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учётов интересов каждого из партнёров и семьи в целом. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях;
4)
попустительский стиль отношений характеризуется
отстраненностью и отчужденностью членов
семейного союза друг от друга, их полным
безразличием к делам и чувствам другого,
что в плане воспитания обычно находит
свое выражение в том, что родители не
уделяют должного внимания воспитанию
своих детей, в результате чего дети растут
сами по себе.
Значимость влияния семьи на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловили актуальность данной курсовой работы. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, поэтому так важно изучение типов и стилей взаимоотношений, складывающихся в семье.
Изучение понятия семьи и её типов, позволили обозначить следующие основные выводы.
Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями.
Семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики: семья – малая социальная группа общества; семья – важнейшая форма организации личного быта; семья – супружеский союз; семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Типы семей разнообразны, авторы выделяют комплексную типологию семьи, типы семей по их составу и структуре, по функциональным особенностям, по типу распределения ролей в семье.
Согласно комплексной типологии семьи, существуют следующие типы семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Типы семей по их составу и структуре: «нуклеарная семья»; «пополненная семья»; «смешанная семья»; «семья родителя-одиночки».
Семьи по функциональным
По типу распределения ролей семьи делятся: централистическая (или авторитарная, с оттенками патриархальности); автономная; демократическая.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на: патриархальные семьи; матриархальные.
Изучение стилей семейных взаимоотношений, позволило сделать следующие выводы.
Стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский, авторитарный и демократический;
При
авторитарном стиле взаимоотношения
в семье характеризуются
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка.
При
демократическом стиле
При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях.
При
попустительском стиле семейные
отношения характеризуются
В
этом случае родители не уделяют должного
внимания воспитанию своих детей, в результате
чего дети растут сами по себе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: МГУ, 1996. – 304 с.
2.
Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья
как пространство
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Пресс, 1991. – 312 с.
4. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005. – 345 с.
5. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.
6.
Карабанова О.А. Психология
7.
Ковалёв С.В. Психология
8. Леви Д. Семейная психотерапия. История, теория, практика. – СПб: Питер, 1993. – 345 с.
9.
Личко А.Е. Психопатии и
10.
Мишина Т.М. Исследования
11.
Навайтис Г. Семья в
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 944 с.
13. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владос, 2001. – 386 с.
14.
Психоанализ Харальда Шульца-
15. Сатир В. Психотерапия семьи. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 284 с.
16. Сатир В. Семейная терапия и NLP. – М.: Ин-ут общегуманитарных исследований, 1999. – 180 с.
17.
Сермягина О.С. Эмоциональное
отношений в семье: Социально-
18. Силаева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Пресс, 2008. – 354 с.
19. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5-16.
20. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 53- 59.
21. Харчева А.Г. Современная семья и её проблемы. – М.: педагогика, 1978. – 213 с.
22. Холмс Т.Х., Раз Р. Оценочная шкала общественной приспособляемости. // Журнал психологических исследований. – 1967. Т. 2. – С. 58.
23.
Шерман Р., Фредман Н. Структурированные
техники семейной и
24.
Юнг К.Г. Структура психики
и процесс индивидуализации. –
М.: Педагогика, 1996. – С. 87.