Типы семей, стили семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

1) раскрыть понятие семьи;

2) выявить типы семей;

3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;

4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5

1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5

1.2. Типы семей……………………………………………………...7

Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12

2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12

2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие

и воспитание ребёнка………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

КТипы семей.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

    В здоровой семейной структуре устанавливается  подвижное равновесие, проявляющееся  в оформлении психологических ролей  каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В связи с этим необходимо отметить, что семейное воспитание детей - это результат совместной деятельности родителей, всех взрослых членов семьи.

    Разумеется, совместное воспитание предполагает различия в воздействии отца и матери. Отличия  роли отца и матери в воспитании подростка объясняется, прежде всего, отличием их друг от друга как личностей. Отец и мать обычно дополняют друг друга, но могут и подрывать авторитет друг друга. Таким образом, в семье при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка.

    Таким образом, в заключение второй главы  курсовой работы были сделаны следующие  выводы:

    1) стили семейных взаимоотношений принято делить на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический;

    2) авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских. Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка;

    3) демократическая партнёрская семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учётов интересов каждого из партнёров и семьи в целом. При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях;

    4) попустительский стиль отношений характеризуется отстраненностью и отчужденностью членов семейного союза друг от друга, их полным безразличием к делам и чувствам другого, что в плане воспитания обычно находит свое выражение в том, что родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Значимость  влияния семьи на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловили актуальность данной курсовой работы. Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни, поэтому так важно изучение типов и стилей взаимоотношений, складывающихся в семье.

    Изучение  понятия семьи и её типов, позволили обозначить следующие основные выводы.

    Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями.

    Семья – сложное образование, которое имеет четыре характеристики: семья – малая социальная группа общества; семья – важнейшая форма организации личного быта; семья – супружеский союз; семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

    Типы семей разнообразны, авторы выделяют комплексную типологию семьи, типы семей по их составу и структуре, по функциональным особенностям, по типу распределения ролей в семье.

    Согласно  комплексной типологии семьи, существуют следующие типы семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

    Типы  семей по их составу и структуре: «нуклеарная семья»; «пополненная семья»; «смешанная семья»; «семья родителя-одиночки».

         Семьи по функциональным особенностям  делятся на следующие типы: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

    По  типу распределения ролей семьи  делятся: централистическая (или авторитарная, с оттенками патриархальности); автономная; демократическая.

    Типы  семейных структур по критерию власти разделяют на: патриархальные семьи; матриархальные.

    Изучение  стилей семейных взаимоотношений, позволило  сделать следующие выводы.

    Стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский, авторитарный и демократический;

    При авторитарном стиле взаимоотношения  в семье характеризуются единоличным  главенством супруга авторитарного  типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских.

    Авторитарный  стиль в отношениях характеризуется  властностью родителей, которые  стремятся подавить волю ребенка.

    При демократическом стиле взаимоотношений  в семье наблюдается равноправие  супругов, совместное главенство с разделением функций, гибкость в распределении ролей и обязанностей и готовность к изменению ролевой структуры на основе учётов интересов каждого из партнёров и семьи в целом.

      При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях.

    При попустительском стиле семейные отношения характеризуются отстраненностью и отчужденностью членов семейного союза друг от друга, их полным безразличием к делам и чувствам другого.

    В этом случае родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. 
 
 
 
 
 

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология  семьи. – М.: МГУ, 1996. – 304 с.

    2. Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья  как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – С. 81-82.

    3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Пресс, 1991. – 312 с.

    4. Григорович Л.А., Марциновская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005. – 345 с.

    5. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.

    6. Карабанова О.А. Психология семейных  отношений: Учебное пособие. –  М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

    7. Ковалёв С.В. Психология современной  семьи. – М.: Владос, 1988. – 232 с.

    8. Леви Д. Семейная психотерапия. История, теория, практика. – СПб: Питер, 1993. – 345 с.

    9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации  характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. -  211 с.

    10. Мишина Т.М. Исследования семьи  в клинике и коррекция семейных  отношений / Методы психологической  диагностики и коррекции в  клинике / Под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко, В.И. Смирнова. – Л.: Медицина, 1983. – С. 255-281.

    11. Навайтис Г. Семья в психологической  консультации. – М.: Московский псих.соц.  ин-ут, 1999. – 244 с.

    12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 944 с.

    13. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владос, 2001. – 386 с.

    14. Психоанализ Харальда Шульца-Хенке  / Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. – М.: Когито-Центр, 2002. – 410 с.

    15. Сатир В. Психотерапия семьи. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 284 с.

    16. Сатир В. Семейная терапия и  NLP. – М.: Ин-ут общегуманитарных исследований, 1999. – 180 с.

    17. Сермягина О.С. Эмоциональное  отношений в семье: Социально-психологическое  исследование. – Кишинев6 ШТИИНЦА, 1991. – 86 с.

    18. Силаева Е. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Пресс, 2008. – 354 с.

    19. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5-16.

    20. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – С. 53- 59.

    21. Харчева А.Г. Современная семья и её проблемы. – М.: педагогика, 1978. – 213 с.

    22. Холмс Т.Х., Раз Р. Оценочная шкала общественной приспособляемости. // Журнал психологических исследований. – 1967. Т. 2. – С. 58.

    23. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные  техники семейной и супружеской  терапии: Руководство. – М.: Класс, 1997. – 304 с.

    24. Юнг К.Г. Структура психики  и процесс индивидуализации. –  М.: Педагогика, 1996. – С. 87. 
 
 
 
 

      
 
 

Информация о работе Типы семей, стили семейных отношений