Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:10, контрольная работа
Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике МЧП. Нормы, регулирующие семейные отношения, настолько тесно связаны с господствующими в стране моралью, религией, основными принципами жизни, что их применение зачастую зависит от существующего в данной стране понятия публичного порядка. Унификация законодательства в этой сфере МЧП наиболее трудноосуществима.
Введение 4
1 Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера 4
2 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки 8
3 Правоотношения между супругами 11
4 Расторжение брака в международном частном праве 16
5 Правоотношения между родителями и детьми 20
6 Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми 23
Заключение 27
Список использованной литературы
Содержание
Введение | 4 | |
1 Особенности
правового регулирования |
4 | |
2 Заключение брака. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки | 8 | |
3 Правоотношения между супругами | 11 | |
4 Расторжение брака в международном частном праве | 16 | |
5 Правоотношения между родителями и детьми | 20 | |
6 Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми | 23 | |
Заключение | 27 | |
Список использованной литературы | 28 |
Введение
Брак – один из древнейших институтов частного, в том числе и международного частного права (далее – МЧП), в котором в наиболее очевидной форме сказываются юридические различия, присутствующие в правовой надстройке разных государств.
В современной жизни брак представляет собой юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и презюмирующий совместное сожительство с ведением общего хозяйства.
Вопросы,
касающиеся брачно-семейных отношений,
занимают особое место в доктрине и практике
МЧП. Нормы, регулирующие семейные отношения,
настолько тесно связаны с господствующими
в стране моралью, религией, основными
принципами жизни, что их применение зачастую
зависит от существующего в данной стране
понятия публичного порядка. Унификация
законодательства в этой сфере МЧП наиболее
трудноосуществима.
1 Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
Общепринято, что область брачно-семейных отношений не полностью, а лишь частично входит в объект регулирования МЧП. Это объясняется тем, что брачно-семейные отношения имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу. А превалирующей в доктрине МЧП сегодня позиция, согласно которой объектом МЧП могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. Из этого следует, что отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, уже будут регулироваться не МЧП, а нормами других отраслей права. К таким отношениям можно отнести порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации и аналогичные отношения, которые имеют административно-правовой характер и регулируются исключительно нормами национального права, хотя традиционно рассматриваются при изучении вопросов семейного права. В Российской Федерации регламентация указанных отношений предусмотрена Федеральным законом «Об актах гражданского состояния»1.
Итак, МЧП регулирует только те отношения из области брачно-семейных, которые имеют гражданско-правовую природу. К брачно-семейным отношениям в международном частном праве относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и другие отношения, имеющие международный характер.
Характеризуя область брачно-семейных отношений, нельзя не отметить такой отличающий ее признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих свои давние исторические и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных и бытовых норм, одним словом, все те социальные регуляторы, которые отражают специфику каждой народности и определенной общности людей. Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве.
Коллизии
в правовом регулировании различных
семейно-брачных отношений
В законодательстве некоторых государств, преимущественно мусульманских, вообще можно встретить непривычные для менталитета российского человека условия: истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака (так называемый «обет верности»), учет разницы в возрасте между женихом и невестой, возможность регистрации брака при условии материальной обеспеченности жениха и др.
Соблюдение материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака, и каждое государство внимательно следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм.
Отсутствие единообразия в содержании понятия материальных условий порождает в последующем «хромающие браки» – браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую в данном случае очень трудно решить.
Однако
и в семейном праве государства
предпринимали и предпринимают
попытки унифицировать
Универсальная
унификация, к сожалению, не стала
эффективным регулятором
Между государствами – членами СНГ унификация коллизионных норм семейного права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (известная как Конвенция стран СНГ 1993 г.)9. Подобно Кодексу Бустаманте, в Конвенции 1993 г. имеется специальная часть «Семейные дела». В ней сформулированы нормы, закрепляющие принципы выбора права при регулировании следующих отношений: материальных условий заключения брака; расторжения брака; признания брака недействительным; отношений между супругами, между родителями и детьми; установления или оспаривания отцовства (материнства); установления или отмены усыновления, опеки и попечительства. Особое внимание в Конвенции уделяется определению компетенции судебных учреждений государств-участников, рассматривающих споры в области брачно-семейных отношений. Так, по делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд государства, законодательство которого подлежит применению; по делам о расторжении брака компетентны учреждения государства, гражданами которого являются супруги в момент подачи заявления, если супруги имеют разное гражданство – учреждения государства, на территории которого проживают супруги (если один из супругов проживает на территории одного государства, а второй – на территории другого, компетентными будут учреждения обоих государств).
Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений принято очень мало.
Что
касается участия Российской Федерации
в унификации семейного права, то
помимо Конвенции стран СНГ 1993 г.,
а также принятого Протокола к этой Конвенции
1997 г. Россия является участницей около
20 двусторонних международных договоров
о правовой помощи, в которых кроме разделов,
посвященных общегражданским вопросам,
имеются разделы, регулирующие брачно-семейные
отношения международного характера.
2 Заключение браков. Признание браков, заключенных за рубежом. Консульские браки
Порядок заключения брака и его основные формы с точки зрения возникновения правовых последствий в разных странах определяются принципиально по-разному: только гражданская форма брака (РФ, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады); альтернативно или та, или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии). Определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некоторых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.
Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и ряд общих черт: достижение установленного законом брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака; запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными; запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами; необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты.
В большинстве развитых стран для заключения брака необходимо представить комплекс медицинских документов (наличие заразных болезней, венерических заболеваний, психических расстройств, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции). Наличие таких заболеваний не является препятствием к заключению брака, но их сокрытие порождает ответственность виновного лица и ведет к признанию брака недействительным (ст. 15, 28 Семейного кодекса РФ)10.
В
законодательстве практически всех
стран предусмотрена
Самая острая проблема брачно-семейных отношений с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т.е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. Например, в Израиле «смешанные» браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. «Хромающие» браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия.
Не так давно была предпринята попытка устранить это явление – принята Гаагская конвенция об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995г.11 Однако эта Конвенция имеет ограниченный круг участников; государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.