Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Органам государственной   власти   субъектов   Федерации  передаются

_______________________________________________

1 См.: СЗ РФ. 1994. № 6. Ст. 607.

полномочия по проверке, выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечению лиц, нарушивших данное законодательство, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полномочия по принятию мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан. Осуществление передаваемых полномочий возлагается на органы службы занятости субъекта РФ (п. 2 ст. 15 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ). В то же время аналогичными полномочиями наделена и федеральная инспекция труда. В соответствии со ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда проводит проверки соблюдения законодательства и обследования, а также выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности (в том числе привлечении к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного). В связи с этим возникает вопрос о соотношении компетенции тех и других органов. Действующее законодательство и иные нормативные правовые акты ответ на этот вопрос не содержат, поэтому возникает необходимость в дополнительном нормативном регулировании.1

Положительным моментом проведенного перераспределения полномочий является предоставление органам местного самоуправления права участвовать в содействии занятости населения (ст. 7.2 Закона в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ). Однако, несмотря на наименование ст. 7.2 Закона о занятости: «Участие органов местного самоуправления в содействии занятости», в ее содержании закреплено   лишь   право    этих органов   участвовать  в   организации  и

_______________________________________________

1 Серегина Л.В. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения. «Журнал российского права», № 6, июнь, 2006 г. С. 16.

финансировании проведения общественных работ. К тому же законодатель ввел, на наш взгляд, ничем не обоснованное сужение возможности участия органов местного самоуправления в проведении общественных работ, предусмотрев их участие в организации и финансировании общественных работ только для двух категорий граждан, а именно для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 24 Закона о занятости право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Следует отметить, что эти граждане не отнесены законодателем к числу граждан, испытывающих трудности в поиске работы.1

Таким образом, если в общественных работах принимают участие иные категории граждан, например, граждане, пользующиеся преимущественным правом на участие в таких работах, то органы местного самоуправления уже не имеют права участвовать в организации и финансировании проведения таких работ. Такое положение вряд ли можно признать оправданным. Совершенно очевидно то, что органам местного самоуправления должно быть предоставлено право участвовать в организации общественных работ безотносительно к тому, для каких граждан данные работы организуются.

Кроме того, такую норму не следует излагать в виде отдельной статьи Закона. Поскольку никаких иных прав, кроме права на участие в организации и проведении общественных работ, органам местного самоуправления в ст. 7.2 Закона не предоставляется, данную норму следовало бы включить в ст. 24 Закона, регламентирующую организацию общественных работ.

_______________________________________________

1 Серегина Л.В. Указ. соч. С. 17.

Если же законодатель хотел предоставить органам местного самоуправления право участвовать в оказании содействия занятости населения, то так и надо было указать в Законе. Такое участие, помимо права участвовать в организации общественных работ, могло быть выражено, например, в предоставлении органам местного самоуправления права участвовать в реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

 

2.3. Правовой статус безработного

 

Как уже говорилось выше, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.1

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует

обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы. В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В   соответствии со ст. 9 Закона о занятости   безработные    граждане

_______________________________________________

1 Право социального обеспечения: Учебное пособие/Под ред. Буяновой М.О., Кобзева С.И., Кондратьевой З.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. С. 114

имеют право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, бесплатную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствующих организациях по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан являются формой реализации их конституционных прав на труд, защиты от безработицы и активной политики занятости населения.1

В настоящее время действует и постоянно развивается система профессионального обучения безработных граждан. Она включает:

- формирование сети образовательных учреждений и организаций, имеющих учебно-производственную базу для профессионального обучения безработных граждан;

- формирование и систематическое обновление территориальных банков данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляются либо могут осуществляться профессиональная подготовка, профессиональный отбор безработных граждан с учетом их права на выбор рода деятельности и профессии;

- методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан;

- формирование учебных групп из числа безработных граждан, а также направление на обучение в индивидуальном порядке;

- материальная поддержка безработных граждан в течение периода обучения;

- гарантии трудоустройства по окончании обучения.

Следует отметить, что профессиональное обучение по направлению органов службы занятости могут пройти далеко не все безработные граждане, а   только   те из  них, которые   отвечают одному из условий,

_______________________________________________

1 Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – «Журнал «Управление персоналом», 2004 г. С. 19.

приведенных в ст. 23 Закона о занятости.

В соответствии с указанной статьей профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

- гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Вместе с тем некоторые категории граждан имеют приоритетное право на профессиональное обучение. В первую очередь на обучение направляются: безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).1

Итак, каким образом гражданин может реализовать свое право на профессиональное обучение по направлению органов службы занятости?

Прежде всего следует обратиться в орган службы занятости по месту своего жительства. После регистрации гражданина в качестве безработного в установленном законом порядке он вправе получить полную информацию о возможностях профессионального обучения, профессиональное консультирование с целью выбора профессии (специальности), по которой будет осуществляться обучение, а также материальную поддержку в виде стипендии на период обучения.

_______________________________________________

1 Трудовое право: Учебник для вузов/Под ред. Ф.Г. Мышко и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –ДАНА, Закон и право, 2005. С. 251.

Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. Вместе с тем не исключается возможность профессионального обучения по профессии (специальности), не пользующейся спросом на рынке труда, но под конкретное рабочее место, предоставляемое работодателем по окончании обучения в соответствии с заключаемым с ним органом службы занятости договором. Органы службы занятости могут предлагать безработным с учетом их образования, профессионального опыта и состояния здоровья варианты выбора профессии, специальности.1

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов службы занятости носит, как правило, краткосрочный характер и не может превышать 12 месяцев. При этом образовательным учреждениям и организациям, проводящим обучение, предоставляется право, по согласованию с органами службы занятости, изменять продолжительность обучения, предусмотренную учебными программами.

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

Направлению безработных граждан на профессиональное обучение предшествует профориентационная работа, включающая профессиональное консультирование и профессиональный отбор, психологическую поддержку, осуществляемые соответствующими подразделениями (работниками) органов службы занятости, службами профориентации образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 30 Закона о занятости безработным гражданам в период обучения выплачивается стипендия, размер которой дифференцирован для различных категорий.

_______________________________________________

1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13.03.2000 г., № 11. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2000 г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения».

Гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, размер стипендии определяется в зависимости от размера их среднего заработка по последнему месту работы. В этом случае стипендия будет выплачиваться в размере 75% среднего заработка по последнему месту работы на протяжении всего обучения. При этом размер стипендии не может превышать уровень средней заработной платы, сложившийся в субъекте Российской Федерации.

Граждане, которые к началу обучения имеют период оплачиваемой работы менее 26 календарных недель, а также граждане, перерыв в трудовой деятельности которых превышает один год, ищущие работу впервые (ранее не работавшие), могут рассчитывать на стипендию в размере, установленном государством для учебных заведений соответствующего профиля, либо в размере установленной законом минимальной оплаты труда.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, на период обучения устанавливается стипендия в размере 100% среднего заработка по последнему месту работы, причем за счет средств этих организаций. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, размер стипендии повышается.

В случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен либо ее выплата может быть приостановлена на срок до одного месяца.1

При необходимости органы службы занятости могут оказывать гражданам, направленным на профессиональное обучение, материальную помощь.

Составной   частью   системы  профессионального   обучения    является

_______________________________________________

1 См.: «Российская газета» от 30.10.2003 г. № 220. Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 г. № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости».

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ