Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности. Направлению на обучение основам предпринимательской деятельности предшествует профессиональный отбор. В процессе обучения безработные граждане осваивают такие направления и дисциплины, как организация собственного дела, составление бизнес-плана, маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, налогообложение, законодательство, управление ресурсами, управление персоналом и др.1

Образовательные учреждения, организации, осуществляющие профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения, издают соответствующие приказы (распоряжения) о начале и окончании обучения.

Безработные граждане, направленные органами службы занятости на профессиональное обучение, могут получать по месту прохождения производственного обучения (производственной практики) соответствующую зарплату за самостоятельно изготовленную ими готовую продукцию (работу), которая на размер получаемой ими стипендии не влияет.

Успешное завершение профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, подтверждается соответствующими документами государственного образца

(свидетельство, удостоверение, диплом).

В ст. 12 Закона о занятости безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

_______________________________________________

1 См.: Шкловец И. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан. «Финансовая газета. Региональный выпуск», № 26, июнь 2000 г. С. 4.

Безработный гражданин имеет право на бесплатное медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому освидетельствованию безработных граждан.

При обращении в органы службы занятости с целью реализовать права, предоставленные им Законом о занятости населения, граждане иногда получают отказы в просьбах. Отказы эти бывают, как правило, обоснованными. Однако имеют место случаи, когда работники службы занятости по различного рода причинам необоснованно отказывают гражданам в реализации их прав.

Поэтому вполне логично, что в Законе содержится особая норма, подтверждающая право граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством. Этот порядок установлен Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1 (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ, далее - Закон). При применении положений Закона целесообразно иметь в виду следующее.

Гражданин не ограничен в праве обратиться с жалобой на действия (решения) органа службы занятости, нарушающие его права и свободы, к вышестоящему в порядке подчиненности органу службы занятости (ст. 4). Этот орган (должностное лицо) службы занятости обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления по почте или со дня подачи. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи (поступления) он вправе обратиться в суд.

_______________________________________________

1 См.: Ведомости РФ. 1993. № 19, ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51, ст. 4970.

Гражданин также вправе обратиться непосредственно в суд, т.е. минуя обращение к вышестоящему в порядке подчиненности органу службы занятости (должностному лицу). Рассмотрев существо дела, суд может принять положительное для гражданина решение, которое, вступив в законную силу, является обязательным для исполнения органом службы занятости, ее должностным лицом. Если же суд откажет гражданину в удовлетворении его жалобы, то обращение в вышестоящий по подчиненности орган (должностному лицу) службы занятости уже не имеет смысла.1

При обращении с жалобой в суд следует иметь в виду, что Закон (его ст. 2) ограничивает круг действий (решений) органа (должностного лица) службы занятости, которые могут быть обжалованы в суд, а значит, будут приняты судом к рассмотрению. К таким действиям (решениям) относятся не только единоличные, но и коллегиальные, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

При указанных обстоятельствах гражданин также вправе обжаловать бездействие органа службы занятости (его должностных лиц). Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Порядок обращения граждан в суд регламентируется Гражданским процессуальным кодексом РФ.2

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

2 См.: «Российская газета» от 20.11.2002 г. № 220; СЗ РФ от 18.11.2002 г. № 46, ст. 4532.

В качестве иллюстрации необходимо привести несколько примеров из судебной практики.

Пример 1. Решением суда (оставленным без изменения последующими судебными инстанциями) удовлетворена жалоба Т. в части признания незаконным отказа центра занятости населения в постановке Т. на учет по безработице (отказ мотивирован отсутствием в паспорте Т. отметки о регистрации в городе на момент обращения в центр занятости населения). Требование Т. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным отказом в признании ее безработной, оставлено без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления в части отказа в компенсации морального вреда и дело в этой части направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

Законом о занятости предусмотрено право граждан на признание безработными, определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статус безработного предусматривает не только выплату пособия, но и поиск подходящей работы. Для правильного разрешения требования о компенсации морального вреда суду следовало обсудить вопрос, не нарушено ли необоснованным отказом Т. в признании ее безработной конституционное право на труд - личное неимущественное право гражданина.1

Пример 2. Решением суда (оставленным без изменения кассационной инстанцией) Б., И. и другим в иске к департаменту федеральной службы занятости субъекта Российской Федерации о взыскании задолженности по выплате пособий по безработице отказано по тем основаниям, что задолженность образовалась в результате отсутствия дотаций из федеральной

части фонда занятости, вины ответчика в невыплате пособия по безработице

_______________________________________________

1 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 1. С. 13.

нет.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила судебные постановления и дело направила в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав следующее: Закон о занятости населения в ст. 35 содержит перечень оснований, при наличии которых возможно прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера. В решении суда не приведены перечисленные в Законе основания, в силу которых ответчик может быть освобожден от обязанности по выплате пособий по безработице. Недостаточность поступлений средств из федерального фонда занятости, на которую суд сослался в решении, в соответствии со ст. 35 названного Закона не является основанием к невыплате пособия.1

Пример 3. Определяя размер заработной платы, подлежащей взысканию в пользу Б. за время вынужденного прогула, суд исключил пособие по безработице, полученное в центре занятости населения.

По протесту заместителя Председателя Верховного Суда РФ решение в этой части отменено.

При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, подлежит зачету выплаченное ему выходное пособие, а также заработная плата за работу в другой организации и пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула.

Пособие по безработице не отнесено к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.

При таких обстоятельствах уменьшение истцу заработной платы за время вынужденного прогула на сумму пособия, полученного им в центре занятости, признано незаконным.2

Пример 4. В судебной практике возникают также вопросы, связанные с

_______________________________________________

1 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 10. С. 11.

2 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2002 г., № 5, № 6. С. 12.

реализацией вынужденными переселенцами своих прав. З-вы обратились в Тверской межмуниципальный (районный) суд Центрального административного округа г. Москвы с иском к комитету труда и занятости правительства Москвы, Тверскому отделению управления труда и занятости Центрального административного округа (УТиЗ ЦАО) г. Москвы с просьбой обязать зарегистрировать их в качестве безработных. Суд установил, что З-вы являются вынужденными переселенцами, постоянного места жительства не имеют, зарегистрированы по месту пребывания в г. Москве по конкретному адресу на территории, относящейся к Тверскому отделению УТиЗ ЦАО г. Москвы, в компетенцию которого входит принятие решений о признании граждан безработными. Однако в регистрации З-вых в качестве безработных Тверское отделение УТиЗ ЦАО г. Москвы отказало со ссылкой на п.2 ст. 3 Закона о занятости, согласно которому решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Как видно из содержания ст. 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»1, давшей определение понятия вынужденного переселенца, вынужденный переселенец, как правило, не имеет постоянного места жительства. Однако, согласно подп. 2 п. 2 ст. 7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в данной местности на территории Российской Федерации. Таким образом, упомянутый Закон не ставит в зависимость право вынужденного переселенца на регистрацию в качестве безработного от вида (постоянного или временного) проживания в

________________________________________________

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 25.03.1993 г., № 12, ст. 427.

данной местности. С учетом изложенного суд правильно обязал Тверское отделение УТиЗ ЦАО г. Москвы повторно рассмотреть вопрос о признании З-вых безработными.1

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих правил.

В Законе о занятости исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина. Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости - корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует

________________________________________________

1 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 5. С. 6.

связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.1

 

2.4. Гарантии безработным гражданам

 

Законом о занятости гражданам Российской Федерации гарантируются:

- свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

- защита от безработицы;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

- информирование о положении на рынке труда.

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ