Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Что нужно знать гражданину, чтобы зарегистрироваться в государственной службе занятости, быть признанным безработным и получать пособие по безработице? «Гражданин и право», № 1, 2 июль 2000 г. С. 19.
соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать органы службы занятости о свих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.
При этом следует иметь в виду, что, согласно ст. 2 Закона о занятости, лица, имеющие временную работу, относятся к категории занятых граждан.
Правда, согласно ст. 3 этого Закона они, не отнесены к гражданам, которые не могут быть признаны безработными.
Тем не менее велика вероятность возникновения ситуации, в которой лицу, имеющему временную работу и сообщившему об этом, может быть отказано в регистрации в качестве безработного или его перерегистрации в этом качестве. Последнее означает для безработного лишение пособия по безработице. В этой связи нельзя не отметить, что, согласно п. 22 Порядка, в случае признания граждан занятыми они снимаются с регистрационного учета.1
Снятие безработных граждан с регистрационного учета (пункты 23-26 Порядка регистрации безработных граждан) осуществляется на основании решения органа по вопросам занятости в следующих случаях:
- признания граждан занятыми;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
- неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок для регистрации их в качестве безработных;
- длительной (более месяца) неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
______________________________
1 Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. С. 253.
- переезда в другую местность;
- установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставления других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
- осуждения к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.
Нарушение установленного порядка регистрации безработных граждан влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2. Полномочия органов по труду и занятости
Одним из наиболее сложных вопросов законотворчества является вопрос разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Как следует из Конституции РФ, законодательство о занятости является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Разграничение полномочий при осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения регулируется нормами Закона о занятости.1
На сегодняшний день законодательное регулирование вопросов разграничения полномочий в области осуществления государственной политики занятости населения обусловлено осознанием того, что концентрация полномочий в данной сфере на федеральном уровне не позволяет Федерации эффективно и объективно их реализовывать. Кроме того, как отмечается в научной литературе, есть группа совместных
______________________________
полномочий, которые лучше осуществлять не из центра, а в регионах, что требует деконцентрации правового регулирования с учетом региональной специфики.1
Устранить все негативные моменты, обусловленные отсутствием четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения, призван Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».2 Одним из актов, в который названным законом внесены изменения, является Закон о занятости. Предусмотренные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ изменения направлены на передачу отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти ее субъектов. Внесенные в Закон о занятости изменения вступили в силу с 1 января 2007 г. В течение года на уровне субъектов РФ должна быть создана система органов службы занятости, которым будут переданы предусмотренные в ст. 7.1 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ полномочия.
Так, органам государственной власти субъектов Федерации переданы полномочия по регистрации граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, а также полномочия по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Передаче подлежат полномочия по оказанию следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
______________________________
2 См.: СЗ РФ. 2006. № 1. Ст. 10.
информирование о положении на рынке труда; организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения; выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации; содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.1
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, является Федеральная служба по труду и занятости. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, в первую очередь с профсоюзами, и иными организациями.
Следует отметить, что возложение на Федеральную службу функций по
______________________________
оказанию государственных услуг не согласуется с отраженной в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 (с последующими изменениями и дополнениями) концепцией разграничения компетенции между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. В соответствии с данным Указом федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (п. 3 Указа). Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности (п. 4 Указа). Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (п. 5 Указа). Таким образом, на Федеральную службу по труду и занятости были возложены несвойственные федеральным службам функции по оказанию государственных услуг.
Решение передать органам государственной власти субъектов РФ осуществление таких полномочий Федерации, как регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан, оказание предусмотренных законодательством государственных услуг в области содействия занятости населения, реализация территориальных
______________________________
программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, подготовка соответствующих предложений по совершенствованию данного законодательства, имеет безусловно положительное значение. Передача функций по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы на региональный уровень позволит конкретизировать перечень услуг, приблизить эти услуги к населению, а также избежать возложения на федеральную службу несвойственных ей функций по оказанию услуг.
Одним из переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий является организация проведения оплачиваемых общественных работ. Осуществление этого полномочия в соответствии с Законом о занятости в действующей редакции возлагается на органы службы занятости (п. 1 ст. 24). Несмотря на это, по Положению об организации общественных работ1 общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (п. 3 Положения).
Вносимые в Положение об организации общественных работ постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49 изменения не коснулись полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления при организации общественных работ.
Нормы Положения об организации общественных работ не были приведены в соответствие с Законом о занятости. Федеральным законом от
______________________________
1 См.: Положение об организации общественных работ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. № 875, в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2005 г. № 49 // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.
31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ полномочия по организации проведения оплачиваемых общественных работ переданы органам службы занятости субъекта РФ. Сохраняющееся в течение длительного времени несоответствие норм Положения об организации общественных работ ст. 24 Закона о занятости создает сложности в правоприменительной практике и должно быть устранено.1
К числу полномочий, передаваемых органам государственной власти субъектов Федерации, относится и полномочие по оказанию содействия гражданам в переселении для работы в сельской местности.
В соответствии с Законом о занятости при отсутствии подходящей работы по месту жительства безработного ему может быть предложено трудоустройство в другой местности. Такой местностью может быть не только сельская, но и любая иная местность.
Переезд в другую местность по направлению органов службы занятости хотя и осуществляется только с согласия безработного, по сути носит для него вынужденный характер, поскольку обусловлен невозможностью трудоустройства по месту жительства в связи с отсутствием подходящей работы. В случае согласия безработного переехать для трудоустройства в другую местность орган службы занятости предоставляет ему компенсацию материальных затрат в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2005 г. N 633 утверждены Правила компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости2 (далее – Правила). При переезде в сельскую местность порядок компенсации материальных затрат определяется постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 533 «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую
______________________________
2 См.: СЗ РФ. 2005. № 44. Ст. 4559.
местность»1.
Как усматривается из Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, передача органам государственной власти субъектов РФ полномочий по оказанию содействия гражданам в переселении для работы в другую (не сельскую) местность не предусмотрена. Эти полномочия сохраняются за федеральными органами службы занятости и являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На наш взгляд, такое законодательное решение не имеет под собой каких-либо веских оснований. В связи с чем представляется возможным предусмотреть в законе и осуществить передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по оказанию содействия гражданам в переселении для работы не только в сельскую, но и в иную местность. Помимо полномочий по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных. Поскольку данные полномочия по контролю закрепляются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации впервые, пока неясно, каким образом должны осуществляться указанные полномочия и как они будут соотноситься с полномочиями других федеральных органов по надзору и контролю, в частности с полномочиями органов федеральной инспекции труда. По всей видимости, контрольными полномочиями предполагается наделить высший орган в системе органов службы занятости субъектов Российской Федерации, который и будет осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих органов.
Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ