Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

По формальным критериям право на получение пособия по безработице могут получить все граждане, не имеющие работы и желающие работать. Для этого достаточно обратиться в службу занятости и получить статус безработного. Фактический, однако, уровень охвата системой выплат пособий в России значительно ниже. В 2001 году данный показатель составил 12,3 %, в 2002 - 19,6 %.1

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в России общая безработица превышает регистрируемую как минимум в четыре раза (в отдельные периоды - в 7 раз). Если же пересчитать уровень охвата пособиями в России в соответствии с принятыми международными стандартами, т.е. в соответствии с данными обследований рабочей силы, проводимых по методологии МОТ, то картина принципиально изменяется и Россия оказывается в числе стран с низкими показателями охвата пособиями по безработице.

Низкий уровень охвата безработных пособиями связан с несовершенством действующего российского законодательства о занятости   и особенностями его применения на практике. Анализ данных

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

административной статистики служб занятости позволяет сделать ряд важных наблюдений и выводов.

Во-первых, статус безработного получают не все граждане, обращающиеся в службы занятости с соответствующей целью.

Во-вторых, не все безработные, получившие соответствующий статус, становятся получателями пособия по безработице. В отдельные годы по тем или иным причинам 10-20% зарегистрированным безработным пособия не назначались.

В-третьих, не все безработные, имеющие официальный статус и право на пособие, получают пособие по безработице. Данные показывают, что от 5 до 10 % безработных, имевших право на пособие, его не получали. Причины расхождения данных как о численности регистрируемых безработных и о численности безработных, которым назначено пособие, существующей статистикой не отражаются.1

В пунктах 1 и 2 ст. 13 декларируются в самом общем виде дополнительные государственные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске и получении работы.

Указанные гарантии обеспечиваются путем:

- разработки и реализации целевых программ содействия занятости;

-создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций для трудоустройства указанных граждан;

- установления квоты для приема на работу инвалидов;

- организации обучения лиц, испытывающих трудности в поиске работы, по специальным программам и т.д.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в текст данной статьи также были внесены изменения. Ранее несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет гарантировалось временное трудоустройство в свободное от учебы время. Теперь такая гарантия отменена.

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Как следует из текста ст. 13, государство рассматривает разработку и реализацию программ содействия занятости населения, испытывающего трудности в поиске работы, как одну из гарантий его трудоустройства. Что же касается создания дополнительных рабочих мест специализированных организаций, обучения по специальным программам и других мер по обеспечению занятости, то эти меры, как правило, реализуются в соответствии с указанными программами. Например, в нашем регионе Законом Ульяновской области от 4 марта 2004 г. N 012-ЗО была утверждена «Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы».1

Данная программа представляет собой задание на проведение комплекса социально-экономических, нормативных, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальную поддержку безработных. Эти мероприятия разрабатываются исходя из основных направлений государственной политики занятости населения и на основе анализа социально-экономического развития территории и ситуации на ее рынке труда.

Разработке Программы предшествует анализ состояния занятости и рынка труда в регионе, в процессе которого определяются как в территориальном, так и в отраслевом аспектах. При анализе рынка труда необходимо также рассчитать уровни общей и регистрируемой безработицы. Пример: состояние экономики в Ульяновской области, финансовое положение предприятий и организаций независимо от форм собственности, социальные, демографические, миграционные, образовательные и другие факторы в значительной мере определяют ситуацию в сфере занятости, влияют на формирование рынка труда. Прогноз рынка труда, в основном,

________________________________________________

1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26.

подтвердился, и официально зарегистрированный уровень безработицы в области на 01.01.2004 составил 2,2 % от экономически активного населения (на 01.01.2003 он составлял 2,13 %, на 01.01.2002 - 1,83 %). Отмечается снижение общей численности безработных, рассчитанной в соответствии с методологией Международной организации труда, с 61,6 тыс. человек (8,0 %) в 2001 году до 47,4 тыс. человек (7,6 %) в 2003 году. Численность официально зарегистрированных безработных в центрах занятости на 01.01.2004 составила 15603 человека.1

Затем составляется прогноз развития ситуации в сфере занятости и на рынке труда территории.

Пример: на основании анализа сложившегося рынка труда Ульяновской области можно отметить, что 2007 году на него окажут влияние следующие факторы:

- движение рабочей силы по-прежнему будет происходить с некоторым преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;

- сохранятся формы неполной занятости на ряде предприятий;

- минимальный уровень оплаты труда будет несколько отставать от сложившегося в области прожиточного минимума трудоспособного населения;

- сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- сохранится напряженность в сфере занятости населения в ряде сельских районов и отдельных населенных пунктах;

- сохранится проблема с реализацией в полной мере механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг для повышения качества подготовки кадров и улучшения ситуации с занятостью молодых

________________________________________________

1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26. Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (утв. Законом Ульяновской области от 4.03.2004 г. N 012-ЗО).

специалистов;

- продолжится высвобождение работников, останется проблема занятости женщин.

По прогнозу резких изменений численности занятых в экономике области не предполагается.

Ожидается, что на рынок труда выйдут в 2007 году - 157603 человека. Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 401,6 тыс. человек за весь период.

Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в 2004-2007 годах в связи с некоторыми позитивными сдвигами в экономике области останется стабильной, на уровне 46,3-47,1 тыс. человек (6,3-6,5 %).

Общая численность официально зарегистрированных безработных в 2003 году (оценка) составила 27,7 тыс.человек, в 2004 году (оценка) - 28,0 тыс. человек, 2005-2007 годах (прогноз) - по 28,2 тыс.человек (в среднегодовом исчислении).

В службу занятости ежегодно будет обращаться от 69,0 до 70,6 тыс. человек.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в указанный период не превысит 2,5%.

По данным предприятий, организаций различных отраслей, потребность экономики области в основных кадрах составит 80,0-82,0 тыс. человек ежегодно. Наибольшим спросом будут пользоваться профессии и специальности строительного профиля, сферы торговли и общественного питания, бытового обслуживания и надомного труда, жилищно-коммунального хозяйства, малого и среднего бизнеса.1

Главная цель Программы формулируется на основе анализа ключевых

________________________________________________

1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26. Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (утв. Законом Ульяновской области от 4.03.2004 г. N 012-ЗО).

проблем в сфере занятости и основных направлений государственной политики занятости. При этом намечаются показатели, которые необходимо достичь в ходе выполнения Программы, формируются группы задач для решения на различных этапах ее реализации, устанавливаются сроки их решения.

Наряду с программами содействия занятости населения, регулярно разрабатываемыми и реализуемыми территориальными органами службы занятости получили распространение и иные виды подобных программ. Это программы по смягчению социальной напряженности, вызванной структурной перестройкой в ряде отраслей экономики (угольная, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.).1

Статья 13 Закона о занятости также предусматривает дополнительные гарантии занятости инвалидам.

По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2004 г. общая численность инвалидов в России составила 10979 тысяч

человек. Среди них: инвалидов I группы - 12,9 %, II группы - 61,6 %, III группы - 25,5 %. При этом 49,1 % от общей численности инвалидов составляют лица трудоспособного возраста. Следует отметить, что в настоящее время общая численность инвалидов превысила 11 млн. человек: несмотря на усилия, предпринимаемые государством, по профилактике инвалидности наблюдается неуклонное увеличение ее масштабов.2

Переход к рыночной экономике, сопровождающийся резким снижением уровня жизни, ухудшил положение инвалидов, значительно затруднив обретение ими своего места на рынке труда. Вместе с тем, трудоустройство и достойная работа являются условием профессиональной реабилитации инвалида.

Именно поэтому законодательные и иные нормативные правовые акты

________________________________________________

1 См.: Джиоев С.Х. Некоторые проблемы правового регулирования содействия трудовой занятости в Российской Федерации. – «Трудовое право», июнь, № 6, 2005 г.

2 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Российской Федерации направлены на вовлечение инвалидов в нормальный жизненный процесс: предоставление им посильной и достойной работы, создание среды, в которой они могут передвигаться, получать необходимые социальные услуги, активно участвовать в общественной жизни.

Трудоустройство инвалидов, как составная часть их профессиональной реабилитации, гарантируется государством: инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.1

Согласно п. 2 статьи 13 Закона о занятости населения квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесуточной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).2

Опыт реализации системы квотирования рабочих мест показал, что она является наиболее действенной помощью государства инвалидам в обеспечении их рабочими местами. Так, в Санкт-Петербурге за время действия квоты работодателями было создано или выделено более 13 тысяч рабочих мест для приема на работу инвалидов, в Краснодарском крае - 15400, в Ставропольском крае - 9231, в Саратовской области - 6385, в Курской области - 5949, Новосибирской области - 4600, Чувашской Республике - 3627 и т.д.

С введением системы квотирования количество трудоустроенных на работу инвалидов, по информации служб занятости субъектов РФ последние

________________________________________________

1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Изд-во Бек, 2004. С. 233

2 См.: «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.; СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.

два года увеличилось в среднем в 2 раза.

В случае невыполнения установленной квоты организациями вносилась ежемесячная обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида. Так, в 2004 г. от организаций, не выполнивших условия квотирования, в бюджет Свердловской области поступило 56,36 млн. рублей, Иркутской области - 88,79 млн. рублей, Хабаровского края - 23,21 млн. рублей, Саратовской области - 4,54 млн. рублей, Пензенской области - 6,27 млн. рублей, Вологодской области - 12,60 млн. рублей и т.д.1

В соответствии с п. 3 статьи 13 Закона о занятости гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ