Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников
По формальным критериям право на получение пособия по безработице могут получить все граждане, не имеющие работы и желающие работать. Для этого достаточно обратиться в службу занятости и получить статус безработного. Фактический, однако, уровень охвата системой выплат пособий в России значительно ниже. В 2001 году данный показатель составил 12,3 %, в 2002 - 19,6 %.1
Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что в России общая безработица превышает регистрируемую как минимум в четыре раза (в отдельные периоды - в 7 раз). Если же пересчитать уровень охвата пособиями в России в соответствии с принятыми международными стандартами, т.е. в соответствии с данными обследований рабочей силы, проводимых по методологии МОТ, то картина принципиально изменяется и Россия оказывается в числе стран с низкими показателями охвата пособиями по безработице.
Низкий уровень охвата безработных пособиями связан с несовершенством действующего российского законодательства о занятости и особенностями его применения на практике. Анализ данных
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
административной статистики служб занятости позволяет сделать ряд важных наблюдений и выводов.
Во-первых, статус безработного получают не все граждане, обращающиеся в службы занятости с соответствующей целью.
Во-вторых, не все безработные, получившие соответствующий статус, становятся получателями пособия по безработице. В отдельные годы по тем или иным причинам 10-20% зарегистрированным безработным пособия не назначались.
В-третьих, не все безработные, имеющие официальный статус и право на пособие, получают пособие по безработице. Данные показывают, что от 5 до 10 % безработных, имевших право на пособие, его не получали. Причины расхождения данных как о численности регистрируемых безработных и о численности безработных, которым назначено пособие, существующей статистикой не отражаются.1
В пунктах 1 и 2 ст. 13 декларируются в самом общем виде дополнительные государственные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске и получении работы.
Указанные гарантии обеспечиваются путем:
- разработки и реализации целевых программ содействия занятости;
-создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций для трудоустройства указанных граждан;
- установления квоты для приема на работу инвалидов;
- организации обучения лиц, испытывающих трудности в поиске работы, по специальным программам и т.д.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в текст данной статьи также были внесены изменения. Ранее несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет гарантировалось временное трудоустройство в свободное от учебы время. Теперь такая гарантия отменена.
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.
Как следует из текста ст. 13, государство рассматривает разработку и реализацию программ содействия занятости населения, испытывающего трудности в поиске работы, как одну из гарантий его трудоустройства. Что же касается создания дополнительных рабочих мест специализированных организаций, обучения по специальным программам и других мер по обеспечению занятости, то эти меры, как правило, реализуются в соответствии с указанными программами. Например, в нашем регионе Законом Ульяновской области от 4 марта 2004 г. N 012-ЗО была утверждена «Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы».1
Данная программа представляет собой задание на проведение комплекса социально-экономических, нормативных, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальную поддержку безработных. Эти мероприятия разрабатываются исходя из основных направлений государственной политики занятости населения и на основе анализа социально-экономического развития территории и ситуации на ее рынке труда.
Разработке Программы предшествует анализ состояния занятости и рынка труда в регионе, в процессе которого определяются как в территориальном, так и в отраслевом аспектах. При анализе рынка труда необходимо также рассчитать уровни общей и регистрируемой безработицы. Пример: состояние экономики в Ульяновской области, финансовое положение предприятий и организаций независимо от форм собственности, социальные, демографические, миграционные, образовательные и другие факторы в значительной мере определяют ситуацию в сфере занятости, влияют на формирование рынка труда. Прогноз рынка труда, в основном,
______________________________
1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26.
подтвердился, и официально зарегистрированный уровень безработицы в области на 01.01.2004 составил 2,2 % от экономически активного населения (на 01.01.2003 он составлял 2,13 %, на 01.01.2002 - 1,83 %). Отмечается снижение общей численности безработных, рассчитанной в соответствии с методологией Международной организации труда, с 61,6 тыс. человек (8,0 %) в 2001 году до 47,4 тыс. человек (7,6 %) в 2003 году. Численность официально зарегистрированных безработных в центрах занятости на 01.01.2004 составила 15603 человека.1
Затем составляется прогноз развития ситуации в сфере занятости и на рынке труда территории.
Пример: на основании анализа сложившегося рынка труда Ульяновской области можно отметить, что 2007 году на него окажут влияние следующие факторы:
- движение рабочей силы по-прежнему будет происходить с некоторым преобладанием выбывших работников над численностью принятых на работу;
- сохранятся формы неполной занятости на ряде предприятий;
- минимальный уровень оплаты труда будет несколько отставать от сложившегося в области прожиточного минимума трудоспособного населения;
- сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- сохранится напряженность в сфере занятости населения в ряде сельских районов и отдельных населенных пунктах;
- сохранится проблема с реализацией в полной мере механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг для повышения качества подготовки кадров и улучшения ситуации с занятостью молодых
______________________________
1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26. Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (утв. Законом Ульяновской области от 4.03.2004 г. N 012-ЗО).
специалистов;
- продолжится высвобождение работников, останется проблема занятости женщин.
По прогнозу резких изменений численности занятых в экономике области не предполагается.
Ожидается, что на рынок труда выйдут в 2007 году - 157603 человека. Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 401,6 тыс. человек за весь период.
Численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда, в 2004-2007 годах в связи с некоторыми позитивными сдвигами в экономике области останется стабильной, на уровне 46,3-47,1 тыс. человек (6,3-6,5 %).
Общая численность официально зарегистрированных безработных в 2003 году (оценка) составила 27,7 тыс.человек, в 2004 году (оценка) - 28,0 тыс. человек, 2005-2007 годах (прогноз) - по 28,2 тыс.человек (в среднегодовом исчислении).
В службу занятости ежегодно будет обращаться от 69,0 до 70,6 тыс. человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы в указанный период не превысит 2,5%.
По данным предприятий, организаций различных отраслей, потребность экономики области в основных кадрах составит 80,0-82,0 тыс. человек ежегодно. Наибольшим спросом будут пользоваться профессии и специальности строительного профиля, сферы торговли и общественного питания, бытового обслуживания и надомного труда, жилищно-коммунального хозяйства, малого и среднего бизнеса.1
Главная цель Программы формулируется на основе анализа ключевых
______________________________
1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26. Областная целевая программа содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы (утв. Законом Ульяновской области от 4.03.2004 г. N 012-ЗО).
проблем в сфере занятости и основных направлений государственной политики занятости. При этом намечаются показатели, которые необходимо достичь в ходе выполнения Программы, формируются группы задач для решения на различных этапах ее реализации, устанавливаются сроки их решения.
Наряду с программами содействия занятости населения, регулярно разрабатываемыми и реализуемыми территориальными органами службы занятости получили распространение и иные виды подобных программ. Это программы по смягчению социальной напряженности, вызванной структурной перестройкой в ряде отраслей экономики (угольная, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.).1
Статья 13 Закона о занятости также предусматривает дополнительные гарантии занятости инвалидам.
По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2004 г. общая численность инвалидов в России составила 10979 тысяч
человек. Среди них: инвалидов I группы - 12,9 %, II группы - 61,6 %, III группы - 25,5 %. При этом 49,1 % от общей численности инвалидов составляют лица трудоспособного возраста. Следует отметить, что в настоящее время общая численность инвалидов превысила 11 млн. человек: несмотря на усилия, предпринимаемые государством, по профилактике инвалидности наблюдается неуклонное увеличение ее масштабов.2
Переход к рыночной экономике, сопровождающийся резким снижением уровня жизни, ухудшил положение инвалидов, значительно затруднив обретение ими своего места на рынке труда. Вместе с тем, трудоустройство и достойная работа являются условием профессиональной реабилитации инвалида.
Именно поэтому законодательные и иные нормативные правовые акты
______________________________
1 См.: Джиоев С.Х. Некоторые проблемы правового регулирования содействия трудовой занятости в Российской Федерации. – «Трудовое право», июнь, № 6, 2005 г.
2 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.
Российской Федерации направлены на вовлечение инвалидов в нормальный жизненный процесс: предоставление им посильной и достойной работы, создание среды, в которой они могут передвигаться, получать необходимые социальные услуги, активно участвовать в общественной жизни.
Трудоустройство инвалидов, как составная часть их профессиональной реабилитации, гарантируется государством: инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда.1
Согласно п. 2 статьи 13 Закона о занятости населения квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесуточной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).2
Опыт реализации системы квотирования рабочих мест показал, что она является наиболее действенной помощью государства инвалидам в обеспечении их рабочими местами. Так, в Санкт-Петербурге за время действия квоты работодателями было создано или выделено более 13 тысяч рабочих мест для приема на работу инвалидов, в Краснодарском крае - 15400, в Ставропольском крае - 9231, в Саратовской области - 6385, в Курской области - 5949, Новосибирской области - 4600, Чувашской Республике - 3627 и т.д.
С введением системы квотирования количество трудоустроенных на работу инвалидов, по информации служб занятости субъектов РФ последние
______________________________
1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Изд-во Бек, 2004. С. 233
2 См.: «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.; СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.
два года увеличилось в среднем в 2 раза.
В случае невыполнения установленной квоты организациями вносилась ежемесячная обязательная плата за каждого нетрудоустроенного инвалида. Так, в 2004 г. от организаций, не выполнивших условия квотирования, в бюджет Свердловской области поступило 56,36 млн. рублей, Иркутской области - 88,79 млн. рублей, Хабаровского края - 23,21 млн. рублей, Саратовской области - 4,54 млн. рублей, Пензенской области - 6,27 млн. рублей, Вологодской области - 12,60 млн. рублей и т.д.1
В соответствии с п. 3 статьи 13 Закона о занятости гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ