Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод. – М., Инфра – М, 2001 г.

регулирования занятости и трудоустройства имеют особое значение. Они более детально устанавливают задачи и цели государства, достижение и выполнение которых будет, несомненно, способствовать эффективной занятости граждан.

В соответствии со статьей 1 Конвенции № 88 «Об организации службы занятости»1, государство должно содержать или обеспечивать содержание бесплатной государственной службы занятости. Основная обязанность этой службы – обеспечение наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и исполнения производительных сил.

Служба занятости должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить эффективный набор и устройство трудящихся на работу.

Международными нормами также предусматриваются требования к персоналу службы занятости. Он «состоит из государственных служащих, которые по своему положению и условиям службы независимы от смены правительства и свободны от недолжного влияния из вне и которым обеспечивается постоянство службы. При условии соблюдения правил, установленных национальным законодательством для набора государственных служащих, персонал службы занятости набирается только из людей, имеющих соответствующую квалификацию для выполнения своих обязанностей. Компетентный орган власти устанавливает способы проверки

этой квалификации. Персонал службы занятости получает необходимую для выполнения своих обязанностей подготовку» - определено статьей 9 Конвенции № 88.

Государство должно формулировать, устанавливать и периодически пересматривать      условия,      способствующие      сотрудничеству      между

государственной службой занятости и частными агентствами занятости. Эти

_______________________________________________

1 Правовые стандарты политики занятости. Человек и труд. № 5, 2000 г. С. 96.

условия должны основываться на принципе, согласно которому государственные органы сохраняют за собой полномочия по применению окончательных решений в отношении разработки политики в области рынка труда и использования или осуществления контроля за использованием государственных фондов, предназначенных для этой политики.

Конвенцией МОТ «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам»1 № 44 впервые был введен термин «подходящая работа». Авторы Конвенции исходят из того, что применение этого термина является ключевым в системе оказания помощи безработным как при поиске для них подходящей работы, так и при выплате пособия по безработице. В законодательной практике нашей страны термин «подходящая работа» был применен впервые в Законе РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»2 (далее Закон о занятости) в редакции 1991 года и, по нашему мнению, представлен без излишней детализации, что будет подробнее изложено далее в работе.

Важно отметить, что в нормативно-правовых актах МОТ безработица рассматривается как ущемление прав граждан и практически можно сделать вывод, что на правительство возлагается ответственность за то, что часть граждан не может найти применение своим способностям к труду, испытывает тяготы и лишения, поэтому материальное благосостояние граждан должно быть обеспечено посредством их трудоустройства.

У Правительства Российской Федерации, резко вступившей в рыночные отношения, вообще не было времени для того, чтобы самостоятельно сформулировать принципы, найти свойственные для условий России формы и методы организации в масштабах государства работы по регулированию занятости населения, и, чтобы немедленно предотвратить массовую безработицу, оказать материальную и иную поддержку постоянно растущему

числу безработных граждан, был принят в качестве образца международный

_______________________________________________

1 Правовые стандарты политики занятости. Человек и труд. № 5, 2000 г. С. 100.

2 Ведомости РСФСР 1991 г. № 18. С. 565.

опыт регулирования занятости при создании государственной системы регулирования1. Поэтому если мы обратимся к тексту Закона о занятости, то быстро убедимся в том, что он предусматривает организацию работы по регулированию трудоустройства, в общем, и целом соответствии с нормативно-правовыми актами МОТ.

Поэтому теперь уже можно определенно утверждать, что организация работы по регулированию занятости населения более или менее налажена. Несмотря на то, что далеко не все международные нормативно-правовые акты по вопросам занятости ратифицированы в России, содержащиеся в них нормы могут быть использованы при разработке новых федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, при заключении договоров, межправительственных соглашений, при совершенствовании действующего законодательства. И при этом важно в максимальной степени учитывать международно-правовой опыт в регулировании труда и политики занятости. Для России это может иметь не только практическое, но идеологическое значение, так как связано с формированием нового мировоззрения относительно признания основополагающих международных принципов прав человека в сфере труда: ликвидация всех форм принудительного труда, устранение дискриминации в труде и занятиях.

Международно-правовые стандарты ориентируют на то, чтобы политика, законодательство, планы и программы в области занятости разрабатывались и осуществлялись бы с использованием консультации и в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся.

 

1.2. Российское законодательство о занятости населения

 

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ2 в статью 6 Закона

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999 г. С. 220.

2  «Российская газета» от 31 августа 2004 г. N 188.

 

РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»1 внесены существенные изменения, согласно которым законодательство Российской Федерации о занятости населения включает в себя:

- Конституцию РФ;

- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другие федеральные законы;

- иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти;

- принятые в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты субъектов РФ.

Правовой основой регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, является Конституция РФ, наделенная высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории страны. Среди статей Конституции РФ, имеющих прямое отношение к защите прав человека, определяющим образом влияющих на формирование законодательства о занятости населения, можно, в частности, назвать ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Согласно ст. 37 каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Статьей 39 предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

В ч. 2 ст. 1 Трудового   кодекса  РФ (ТК РФ)2 в предмет  трудового

________________________________________________

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 2.05.1991 г., N 18, ст. 566.

2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // «Российская газета» от 31.12.2001 г. № 256.

законодательства включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права. К этим отношениям нормы трудового законодательства могут применяться по аналогии. Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 ТК РФ, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы. Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника. В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без применения норм ТК РФ. В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Для регламентации отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.

Специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Наряду с ним эти отношения регламентируют иные федеральные законы: «Об образовании»1, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»2 и др.

Большая роль в регулировании отношений занятости принадлежит Правительству РФ. Принимаемые им постановления конкретизируют положения федеральных законов, раскрывают их содержание; создают организационные и иные условия для работы органов службы занятости, других    государственных    органов,    обеспечивающих   соблюдение    прав

________________________________________________

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30.07.1992 г., N 30, ст. 1797.

2 См.: «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.; СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.

граждан в области занятости и социального обеспечения. К таким актам относятся: постановление Правительства РФ № 458 от 22 апреля 1997 года «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»1, постановление Правительства РФ № 324 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»2, постановление Правительства РФ N 156 от 6 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»3 (с изм. и доп. от 27 мая 2004 г., 28 сентября 2005 г.), постановление Правительства РФ N 875 от 14 июля 1997 года «Об утверждении Положения об организации общественных работ»4 и ряд других актов.

Нормативные правовые акты, регламентирующие отношения занятости, принимаются в пределах их компетенции различными министерствами и ведомствами, в основном Министерством здравоохранения и социального развития РФ (раньше эту функцию выполнял Минтруд РФ).

В ст. 7.1. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» говорится о передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными. Следовательно, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более

________________________________________________

1 См.: «Российская газета» от 15.05.1997 г., СЗ РФ от 28.04.1997 г. N 17, ст. 2009.

2 См.: «Российская газета» от 08.07.2004 г. N 144, в СЗ РФ от 12.07.2004 г. N 28 ст. 2901.

3 См.: «Российская газета» от 09.04.2004 г. № 74, СЗ РФ от 12.04.2004 г. N 15, ст. 1448.

4 См.: «Российская газета» от 07.08.1997 г., в СЗ РФ от 21.07.1997 г. N 29 ст. 3533.

льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства. К их числу можно отнести: Закон Ульяновской области от 4 марта 2004 г. N 012-ЗО «Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы»1 (с изм. и доп. от 29 ноября 2005 г.); Закон Ульяновской области от 5 мая 2005 г. N 030-ЗО «Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы»2 (с изм. и доп. от 29 ноября 2005 г.); Закон Ульяновской области от 3 марта 2004 г. N 009-ЗО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Ульяновской области»3 (с изм. и доп. от 10 сентября, 9 ноября 2004 г.).

В ст. 7.2. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» говорится о том, что органы местного самоуправления также вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации. Однако органы местного самоуправления не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительными.

Если попытаться дать общую характеристику принятых за последние

________________________________________________

1 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26.

2 См.: «Народная газета» от 18.05.2005 г., N 50.

3 См.: «Народная газета» от 10.03.2004 г., N 26.

годы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок защиты прав и интересов граждан в области их занятости, то нельзя не отметить, что эти акты еще далеки от совершенства. Они, во-первых, не охватывают всю гамму взаимоотношений между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями. Так, как этому учит мировой опыт.

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ