Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, они по разным причинам недостаточно подробно проработаны, нередко изложены схематично, что затрудняет их понимание и вызывает необходимость применения различного рода местных инструкций, разъяснений и т.п., нередко искажающих смысл этих актов1.

Причины несовершенства законодательных и иных правовых нормативных актов о занятости населения различны. Например, одна из них заключается в том, что еще не сложился институт государственных служащих, способных на высоком профессиональном уровне разрабатывать различного рода руководящие документы, применяемые в условиях рыночной экономики.

Главная же причина того, что законодательство о занятости еще не совершенно, кроется скорее всего в неразвитости рыночных отношений, спонтанно и молниеносно возникших в нашей стране, в силу чего они еще окончательно не сложились, к тому же не полностью введены в рамки закона.

Поэтому в известной степени рыночные отношения развиваются произвольно. Многих законодательных актов, необходимых для создания цивилизованного рынка, попросту еще нет, а если они и есть, то требуются годы, чтобы их добросовестное применение стало повседневной практикой, вошло в обычай.

Нельзя к тому же оставить в стороне тот факт, что применение законов и

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации. «Гражданин и право», №№ 10, 11, октябрь, ноябрь 2001 г. С. 18-20.; №№ 1, 2, январь, февраль 2002 г. С. 14-18.

иных нормативных правовых актов крайне затрудняется тем, что в них вносятся многочисленные изменения и дополнения. В частности, в сам Закон о занятости населения изменения и дополнения вносились 13 раз. Соответствующее количество раз эти изменения и дополнения вносились в соответствующие нормативные правовые акты, а также в многочисленные служебные документы организаций1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд

 

2.1. Регистрация в органах по труду и занятости

 

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного Госкомстатом России, количество безработных в нашей стране на сегодняшний день составляет порядка 5,5 – 5,7 миллионов человек. Многие из них, не имея возможности трудоустроиться самостоятельно, вынуждены обращаться за помощью к государству.1

У граждан, обращающихся за такой помощью впервые, а их подавляющее большинство, неизбежно возникает очень много вопросов: могут ли они быть признаны безработными, на какую помощь со стороны государства они могут рассчитывать, в какой именно государственный орган им необходимо обратиться, какие документы представить, в чем состоит сама процедура регистрации и признания их безработными и т.д.

В общем виде все эти вопросы сводятся к тому, что граждане хотят знать, какими правами они обладают, став безработными, и что обязано сделать государство для того, чтобы реализовать их права.

Вместе с тем гражданам необходимо знать (о чем они нередко даже не задумываются) свои обязанности по соблюдению регламентированной нормативными правовыми актами процедуры работы органов службы занятости с гражданами. Несоблюдение, нарушение этой процедуры ведет, как правило, к отказу в регистрации, признании граждан безработными.

Цель этого параграфа – исследование вопросов, возникающих при обращении в органы службы занятости, раскрыть содержание процедуры работы этих органов с гражданами.

В этих целях гражданам следует обращаться в районные (городские)

_______________________________________________

1 Интернет-конференция руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.А. Топилина «Вопросы соблюдения законодательства в сфере труда и занятости» Сайт Интернет-конференции: http://www.garant.ru/ Организаторы Интернет-конференции: Компания Гарант. 11.04.2006 г.

отделы занятости населения. При этом им целесообразно иметь в виду, что отделы не только регистрируют граждан и признают их безработными.

Они, кроме того, осуществляют на постоянной основе широкий круг мероприятий по социальной защите различных категорий граждан, испытывающих затруднения в устройстве на работу. Поэтому перед обращением в отдел гражданам полезно предварительно ознакомиться с перечнем услуг, которые он оказывает, с тем, чтобы после регистрации ими воспользоваться.1

Все ли граждане могут быть зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, признаны безработными?

Все граждане, в том числе и те, которые уже имеют работу, имеют право на регистрацию в отделе занятости в целях поиска подходящей работы. В этом случае отдел берет на себя обязанность подыскать гражданину работу, которая его более устраивает, исходя из его деловых качеств - полученной профессии, специальности, опыта работы и иных профессиональных данных.

Однако следует иметь в виду, что орган по труду и занятости исходит из реальных возможностей наличия на рынке труда соответствующих вакансий. Гарантировать предоставление гражданину желаемой работы он не может.

Иначе обстоит дело с признанием гражданина безработным, что влечет за собой выплату ему в течение определенного периода пособия по безработице, а также предоставление иных льгот. Безработными не могут быть признаны граждане, которые в соответствии с классификацией, приведенной в ст. 2 Закона о занятости отнесены к числу занятых граждан.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в

_______________________________________________

1 Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. С. 246.

том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ; зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Граждане, которые не относятся в указанном выше порядке к числу

занятых, могут быть признаны безработными, если они отвечают определенным Законом о занятости признакам.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Что же касается порядка признания граждан безработными, то в самом общем виде он регламентируется положениями п. 2 ст. 3 Закона о занятости.

Если гражданин, обратившийся в службу занятости с заявлением о признании его безработным, является инвалидом, то решение о признании его безработным принимается службой занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1.

Как было отмечено выше, гражданин может быть признан безработным после того, как он будет зарегистрирован службой занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан установлен Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»2 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1230 «О внесении изменений и дополнений в Порядок регистрации безработных граждан»3).

Одной из особенностей постановления Правительства от 22 апреля 1997г. является то обстоятельство, что оно регламентирует только Порядок регистрации в органах по труду и занятости безработных граждан. Что касается условий назначения и выплаты пособий по безработице, то они определяются главой VI. «Социальные гарантии и компенсации» Закона о занятости.

Действующий   Порядок  регистрации   безработных   граждан четко   и

________________________________________________

1 См.: «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.; СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.

2 См.: «Российская газета» от 15.05.1997 г., СЗ РФ от 28.04.1997 г. N 17, ст. 2009.

3 См.: СЗ РФ. 1997. N 17. Ст. 2009; 1999. N 46. Ст. 5573.

последовательно регламентирует процесс реализации возможности лиц, не имеющих работу, получить статус безработных и пособия.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:

- первичная регистрация;

- регистрация безработных граждан в целях поиска работы;

- регистрация граждан в качестве безработных;

- перерегистрация безработных граждан.

По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется регистрационный учет безработных граждан.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы. На этом этапе безработный обращается в службу занятости, не предъявляя никаких документов. Он заявляет о себе как о лице, не имеющем ни работы, ни заработка (дохода) и намеренном зарегистрироваться в качестве безработного.1

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе,

денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы. Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Что нужно знать гражданину, чтобы зарегистрироваться в государственной службе занятости, быть признанным безработным и получать пособие по безработице? «Гражданин и право», №№ 1, 2 июль 2000 г. С. 15-18.

рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные медицинскими учреждениями в установленном порядке.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки.

При этом не допускаются:

- направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности;

- направление граждан к работодателям с целью трудоустройства без подтверждения этими работодателями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

- приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое предложение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.1

Безработный гражданин должен иметь в виду, что предоставление ему подходящей для него работы не может быть гарантировано органом по труду и занятости.

Согласно п.10 Порядка, оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных органов занятости вакантных рабочих мест (должностей).

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ