Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников
68
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
на тему
Научный руководитель:к.ю.н., доцент Лукьянова Наталья Александровна
| Допущен к защите«____»____________2007г. Зав. кафедрой_____________
|
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
По мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность: проявляется массовое недовольство, проходят акции протеста, реализуются иные формы противостояния, растет преступность. Вместе с тем происходит деградация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество.
Сегодня в России объем безработных составляет от 5 до 7 миллионов человек, примерно половину составляют женщины, около 1,9 миллионов из них – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.1 В данном случае имеется в виду безработица, которая рассчитывается по методологии Международной организации труда, которая получается путем работы Госкомстата, который опрашивает отдельные категории населения по определенной методике, получая тем самым этот объем безработных.
Актуальность дипломного исследования обусловлена тем, что вопросы, рассматриваемые в нем, волнуют всех и каждого, потому что так или иначе трудовые отношения касаются всех нас: всех, кто где-то работает, кто
______________________________
1 Интернет-конференция руководителя Федеральной службы по труду и занятости М.А. Топилина «Вопросы соблюдения законодательства в сфере труда и занятости» Сайт Интернет-конференции: http://www.garant.ru/ Организаторы Интернет-конференции: Компания Гарант. 11.04.2006 г.
является работодателем или ищет подходящую работу. Данная работа актуальна и тем, что в ней рассматривается не только положительный опыт, но и проводится анализ выявленных пробелов и противоречий в правовом регулировании исследуемой темы, определение оптимальной правовой модели отношений безработных граждан и органов по труду и занятости.
Целью работы является определение правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Задачами данной работы являются всестороннее исследование проблем занятости, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, правового статуса безработного гражданина, гарантий, предоставляемых им государством.
В соответствии с целью и задачами дипломной работы построена и ее структура, состоящая из настоящего введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка источников.
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения
1.1. Международные основы правового регулирования занятости
Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ от 12.12.931 г. говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Следовательно, они стали самостоятельным источником российского права и бесспорно должны играть важную роль в регулировании общественных отношений в области труда и занятости.
Создание международно-правовых норм о труде происходит в связи с возрастающей взаимозависимостью экономик стран мира. И как результат – возникает потребность координировать на международном уровне экономическую и социальную политику.
Мировое сообщество считает бедность, безработицу и неравенство возможностей при реализации своего права на труд недопустимым с точки зрения справедливости, гуманности, и что эти явления могут привести к социальной напряженности и, следовательно, создать условия, способные поставить под угрозу мир.
В числе действующих в Российской Федерации международных актов, регламентирующих трудовые отношения, основными являются пакты ООН – такие, например, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года2 и Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года3, а также конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).
В частности, статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека признает, что право на труд
______________________________
1 См.: «Российская газета» от 25.12.1993 г. № 237.
2 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ 1994 г. № 12. С. 1.
3 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ 1994 г. № 12. С. 5.
включает в себя право каждого на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Одновременно в названном пакте фиксируется обязанность государств предпринимать надлежащие меры к обеспечению права на труд1.
Нельзя не принять во внимание и Всеобщую декларацию прав человека2, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, в преамбуле которой говорится, что декларация провозглашается в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, содействуя уважению и обеспечению всеобщего и эффективного признания прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ею. Более того, в пункте 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы».
В актах МОТ вопросам занятости уделено много внимания. Целью нормативных актов Международной организации труда, начиная с 20-х годов, было сведение до минимума безработицы, охватившей многие страны мира. Нормативные акты МОТ тех времен предлагали следующие основные способы сокращения масштабов безработицы и социальной защиты безработных: посредничество, содействие безработным в трудоустройстве и страховании на случай безработицы3.
Содействие странам в повышении производительной и свободно избранной занятости является одной из главных задач деятельности МОТ, что закрепляется Филадельфийской декларацией, принятой 10 мая 1944 года
на 26-й сессии Международной конференции труда.
В соответствии с международными нормами каждое государство должно
______________________________
1 Горбачева Ж.А. Закрепление в новом Трудовом Кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости и трудоустройства. //Трудовое право № 2, 2000 г. С. 24.
2 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999 г. С. 39.
3 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999 г. С. 217.
провозглашать и осуществлять в качестве главной цели активную политику,
направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, ликвидации безработицы и неполной занятости. В пункте 1 статьи 17 Конституции РФ уже провозглашено что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права».
Принципиальные положения, непосредственно касающиеся политики в области занятости определили Конвенция № 122 и Рекомендация № 122 1964 года «О политике в области занятости», ратифицированные 22 сентября 1967 года1. Пункт 2 статьи 1 Конвенции № 122 предусматривает, что каждый член организации провозглашает и осуществляет активную, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью обеспечение того, «чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет работу», а также обеспечение существования «свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения». Названные принципы восприняты российским законодательством.
Конвенция № 168 (1988 г.) и соответствующая ей Рекомендация № 176 о содействии занятости и защите от безработицы, подробно рассматривают наряду с вопросами содействия продуктивной занятости вопросы пособий по безработице и иной материальной помощи, безработным и членам их семей.
Международно-правовые принципы регулирования занятости граждан закреплены и в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.)2. В ней говорится, что МОТ должна обращать особое
внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют значительные
______________________________
1 Правовые стандарты политики занятости. Труд и право, № 5, 2000 г. С. 7.
2 «Российская газета» от 16.12.1998 г № 224.
социальные нужды, в особенности перед безработными и трудящимися-мигрантами, и заявляет, что все государства, даже если они не ратифицировали конвенции МОТ, имеют обязательство «соблюдать, содействовать применению и притворять в жизнь добросовестно принципы, которые являются предметом этих Конвенций», а именно «недопущение дискриминации в области труда и занятий; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда».
Нельзя не отметить, что свыше 70 лет тому назад мировое сообщество признало необходимостью применять в определенных случаях принудительный труд. В соответствии с Конвенцией МОТ «О принудительном труде»1 (1930 г.) термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от гражданина под угрозой какого-либо наказания, работу, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что по общепринятым международным нормам, а именно в пункте 3 статьи 4 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»2 (1950 г.) закреплено, что не считается принудительным трудом «всякая служба военного характера» и «всякая служба, обязательная в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения», а также работа, требуемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда и выполняемая под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.
Нормативные акты МОТ, принятые позднее, считают решением проблем, связанных с безработицей, принятие и реализацию специальных программ, создание специальных служб занятости.
Государственные программы содействия занятости граждан в механизме
______________________________
1 Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999 г. С. 515.
Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ