Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Как показывает практика данные положения заинтересованными сторонами понимаются неоднозначно. Одна сторона считает, что указанные в п. 3 льготы сохраняются в том случае, если они предусмотрены в коллективном договоре.

Другая сторона придерживается иной точки зрения. Она ссылается на часть 4 ст. 41 «Содержание и структура коллективного договора» ТК РФ, согласно которой в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Поэтому, по мнению другой стороны, норму п. 3 ст. 13 следует включать в коллективный договор в обязательном порядке.

Указанные   льготы   следует   сохранять в том случае, если   они   уже

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.

предусмотрены коллективным договором. Однако окончательное решение данного вопроса должно принадлежать суду.1

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Но все же следует обратить внимание на то, что речь идет, во-первых, о предприятиях, но не об организациях и учреждениях. Во-вторых, согласно ст. 113 ГК РФ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Что же касается прочих равных условий, при которых указанные в п. 4 граждане имеют преимущественное право поступления на работу, то здесь речь идет, о равенстве с другими претендентами на конкретное рабочее место (должность). Если, например, на него претендуют два гражданина, обладающие одинаковыми профессиональными данными, то предпочтение будет отдано тому из них, на которого распространяется положение п. 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2006 г.

Заключение

 

Несмотря на то, что далеко не все международные нормативно-правовые акты по вопросам занятости ратифицированы в России, содержащиеся в них нормы могут быть использованы при разработке новых федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, при заключении договоров, межправительственных соглашений, при совершенствовании действующего законодательства. И при этом важно в максимальной степени учитывать международно-правовой опыт в регулировании труда и политики занятости. Для России это может иметь не только практическое, но идеологическое значение, так как связано с формированием нового мировоззрения относительно признания основополагающих международных принципов прав человека в сфере труда: ликвидация всех форм принудительного труда, устранение дискриминации в труде и занятиях.

Международно-правовые стандарты ориентируют на то, чтобы политика, законодательство, планы и программы в области занятости разрабатывались и осуществлялись бы с использованием консультации и в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся.

Если попытаться дать общую характеристику принятых за последние годы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок защиты прав и интересов граждан в области их

занятости, то нельзя не отметить, что эти акты еще далеки от совершенства. Они, во-первых, не охватывают всю гамму взаимоотношений между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями. Так, как этому учит мировой опыт.

Во-вторых, они по разным причинам недостаточно подробно проработаны, нередко изложены схематично, что затрудняет их понимание и вызывает необходимость применения различного рода местных инструкций, разъяснений и т.п., нередко искажающих смысл этих актов.

Причины несовершенства законодательных и иных правовых нормативных актов о занятости населения различны. Например, одна из них заключается в том, что еще не сложился институт государственных служащих, способных на высоком профессиональном уровне разрабатывать различного рода руководящие документы, применяемые в условиях рыночной экономики.

Главная же причина того, что законодательство о занятости еще не совершенно, кроется скорее всего в неразвитости рыночных отношений, спонтанно и молниеносно возникших в нашей стране, в силу чего они еще окончательно не сложились, к тому же не полностью введены в рамки закона.

Поэтому в известной степени рыночные отношения развиваются произвольно. Многих законодательных актов, необходимых для создания цивилизованного рынка, попросту еще нет, а если они и есть, то требуются годы, чтобы их добросовестное применение стало повседневной практикой, вошло в обычай.

Нельзя к тому же оставить в стороне тот факт, что применение законов и иных нормативных правовых актов крайне затрудняется тем, что в них вносятся многочисленные изменения и дополнения. В частности, в сам Закон о занятости населения изменения и дополнения вносились 13 раз. Соответствующее количество раз эти изменения и дополнения вносились в соответствующие нормативные правовые акты, а также в многочисленные служебные документы организаций.

Исследуя в работе правовой статус безработного гражданина, можно сделать заключение о том, что безработный гражданин обладает многими правами, а у органов службы занятости имеются корреспондирующие этим правам обязанности. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов   службы   занятости выполнения своих обязанностей, потому как,

данные органы подходят достаточно субъективно к решению различных вопросов, в том числе, о признании гражданина в качестве безработного. А судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности, правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и нормативных актов:

 

1. Нормативные правовые акты.

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999г. С. 39.;

2. Конвенция № 29 «О принудительном труде» от 28 июня 1930 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Издательская группа Норма – Инфра. 1999г. С. 515;

3. Конвенция № 44 «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам» от 23 июня 1934 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Правовые стандарты политики занятости. Человек и труд. № 5, 2000г. С. 100;

4. Конвенция № 88 «Об организации службы занятости» от 9 июля 1948 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Правовые стандарты политики занятости. Человек и труд. № 5, 2000г. С. 96;

5. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» от 9 июля 1964 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Правовые стандарты политики занятости. Труд и право № 5, 2000г. С. 7;

6. Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» от 23 июня 1975 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Правовые стандарты политики занятости. Труд и право № 5, 2000г. С. 47;

7. Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» от 1 июня 1988 г, принятая генеральной конференцией МОТ. Правовые стандарты политики занятости. Труд и право № 5, 2000г. С. 58;

8. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 18 июня 1998 г. Российская газета от 16.12.1998г.;

9. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Российская

газета № 237 от 25.12.1993г.;

10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 30.06.2006, с изм. от 11.07.2006). «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256, СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3, «Парламентская газета» от 5 января 2002 г. N 2-5;

11. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г.). Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 2.05.1991 г., N 18, ст. 566;

12. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 06.07.2006 ). Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 30.07.1992 г., N 30, ст. 1797;

13. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.). «Российская газета» от 2 декабря 1995 г.; СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563;

14. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Российская газета» от 31 августа 2004 г. N 188;

15. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (с изменениями от 15 февраля, 3 июня, 6, 27 июля 2006 г.). «Российская газета» от 31 декабря 2005 г. N 297, «Парламентская газета» от 16 января 2006 г. N 4-5, СЗ РФ от 2 января 2006 г. N 1 ст. 10;

16. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (с изменениями от 9 июля, 5 ноября 1999 г., 1 февраля 2005 г.). «Российская газета» от 15.05.1997 г., СЗ РФ от 28.04.1997 г. N 17, ст. 2009;

17. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости». «Российская газета» от 08.07.2004 г. N 144, в СЗ РФ от 12.07.2004 г. N 28 ст. 2901;

18. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»(с изменениями от 27 мая 2004 г., 28 сентября 2005 г.). «Российская газета» от 09.04.2004 г. № 74, СЗ РФ от 12.04.2004 г. N 15, ст. 1448;

19. Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» (с изменениями от 12 ноября 1999 г., 20 декабря 2003 г., 1 февраля 2005 г.). «Российская газета» от 07.08.1997 г., в СЗ РФ от 21.07.1997 г. N 29 ст. 3533;

20. Закон Ульяновской области от 5 мая 2005 г. N 030-ЗО «Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы» (с изм. и доп. от 29 ноября 2005 г.). «Народная газета»  от 18.05.2005 г., N 50;

21. Закон Ульяновской области от 4 марта 2004 г. N 012-ЗО «Об утверждении областной целевой программы содействия занятости населения Ульяновской области на 2004-2007 годы» (с изм. и доп. от 29 ноября 2005 г.). «Народная газета»  от 10.03.2004 г., N 26;

22. Закон Ульяновской области от 3 марта 2004 г. N 009-ЗО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Ульяновской области» (с изм. и доп. от 10 сентября, 9 ноября 2004 г.). «Народная газета»  от 10.03.2004 г., N 26;

23. Постановление Правительства Ульяновской области от 5 апреля 2006 г. N 95 «Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы государственной службы занятости населения Ульяновской области». «Ульяновская правда» от 14 апреля 2006 г. N 26;

24. Распоряжение Главы города Ульяновска от 30 сентября 2005 г. N 357-p «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях города Ульяновска». "Ульяновск сегодня" от 7 октября 2005 г. N 44.

 

2. Книги, учебники, монографии, комментарии.

1. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости  населения в Российской Федерации». – Система ГАРАНТ, 2006 г.;

2. Гаврюшенко П.И., Климаков Л.Л., Прудников А.С. Все об альтернативной гражданской службе. - Система ГАРАНТ, 2005 г.;

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Изд-во Бек, 2004. – 576 с.

4. Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. – «Юстицинформ», 2005 г.;

5. Комментарий к Правилам компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости (Утверждены постановлением Правительства РФ от 21 октября 2005 г. N 633). «Кадровое дело», N 12, декабрь 2005 г.;

6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. (под ред. проф. В.И. Шкатуллы), 4-е изд., изм. и доп. – «Норма», 2006 г.;

7. Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – «Журнал «Управление персоналом», 2004 г.;

8. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) – Система ГАРАНТ, 2003 г.;

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ