Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа
Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников
В этой связи, при отсутствии таких данных в информационном банке, безработному в целях содействия в трудоустройстве может быть предложен план самостоятельного поиска работы (п. 9 Порядка). Это означает, что такой
план ему может быть предложен, а может быть и не предложен, т.е. эта
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Указ. соч. С 16.
запись не носит для безработного и органа службы занятости обязательного характера. Поэтому безработный может, в принципе, отказаться от самостоятельного поиска работы, но его отказ должен быть обоснованным. Например, он может обосновать свой отказ от самостоятельного поиска работы, сославшись на то обстоятельство, что такой поиск он безуспешно осуществляет уже в течение длительного времени.
Именно поэтому он и обратился за помощью в трудоустройстве в орган службы занятости.
Согласно п.11 Порядка, безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах. Говоря другими словами, участие в таких работах требует их согласия. Никаких отрицательных последствий отказ от участия в таких работах для безработного не имеет. Тем не менее отказ, поскольку он и все другие отказы фиксируются в его личном деле, должен быть по мере возможности аргументирован.
С одной стороны, общественные работы, безусловно, носят временный характер. С другой – орган службы занятости может направить на них безработного по его желанию. Значит ли, что отказ безработного от участия в таких работах подпадает под действие п. 17 Порядка, неясно. Поэтому в данном случае возможны различные толкования. Возможно также, что работники органа службы занятости будут исходить, по нашему мнению, необоснованно – из того положения, что безработный не может отказаться от участия в общественных работах, если они являются для него подходящими.1
Отсюда следует, что при получении предложения от органа занятости об участии в общественных работах заинтересованному лицу необходимо выяснить, является ли его отказ от участия в таких работах основанием для
непризнания его безработным.
______________________________
1 Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – «Журнал «Управление персоналом», 2004 г. С. 342.
К сожалению – и это крайне затрудняет для безработных защиту их законных прав, - в Порядке не дается разъяснения того, какая работа является для них подходящей, а какая неподходящей. В этой связи им необходимо помнить, что определение подходящей и неподходящей работы дается в ст.4 «Подходящая и неподходящая работа» Закона о занятости.
Таким образом, для того чтобы знать и уметь защитить свои права, безработному необходимо ознакомиться не только с правилами регистрации безработных, изложенными в указанном выше Порядке регистрации, но и с рядом положений Закона о занятости.
В противном случае безработных может ожидать ущемление их законных прав со стороны местных органов занятости, как это имело место, например, в Республике Марий Эл. Там, по сведениям газеты профессиональных союзов «Солидарность», безработных направляли - как правило, под видом привлечения к общественным работам - на благоустройство улиц и сельскохозяйственные работы, сортировку и доставку почты, мойку машин, ремонт дорог, привлекали к патрулированию в народных дружинах и т.п.1
Все это делалось, естественно, вопреки желанию безработных с прямым нарушением Закона о занятости, поскольку за отказ от участия в таких общественных работах безработных могут лишить пособия по безработице. В то же время, согласно ст. 3 Закона о занятости, безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся при определенных обстоятельствах от двух вариантов подходящей работы, тогда как общественные работы, как это было отмечено выше, к подходящим работам не относятся.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело, в котором производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о
______________________________
1 См.: «Солидарность», май 2003г., N 10. С. 2.
направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.
Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о признании его безработным (п. 15 и 16 Порядка)1.
Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие шестнадцати лет;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения
свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Что нужно знать гражданину, чтобы зарегистрироваться в государственной службе занятости, быть признанным безработным и получать пособие по безработице? «Гражданин и право», № 1, 2 июль 2000 г. С. 18.
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.1
Согласно п. 16 Порядка регистрации безработных граждан, безработными признаются граждане, которые:
- трудоспособны;
- не имеют работы и заработка (дохода);
- зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
- ищут работу и готовы приступить к ней;
- не трудоустроены в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Здесь возникают вопросы по второй и четвертой позициям этого перечня условий, при соблюдении которых гражданин может быть признан органом службы занятости безработным. Как следует понимать фразу «не имеют работы и заработка (дохода)»? Обратимся к сегодняшней действительности.
Квалифицированный рабочий, инженер, учитель в течение многих месяцев не могут найти сколько-нибудь подходящую для них работу. Из-за сильной нужды, которую испытывают их семьи, они работают от случая к случаю, когда в них есть потребность, на разгрузке железнодорожных вагонов и т.п.
То есть они имеют работу и заработок. Поэтому они, исходя из вышеприведенной фразы, не будут зарегистрированы органом службы
______________________________
1 Право социального обеспечения. – М.: «Приор-издат», 2005 г. С 121.
занятости в качестве безработных, хотя их работа носит случайный характер, а заработки мизерны.
Другой пример, весьма характерный для нашей действительности. Владелец садового или приусадебного участка выращивает на нем овощи, т.е. имеет в результате своей работы доход в натуральной форме. Исходя из буквы Порядка, этот гражданин также не может быть признан безработным.1
Единственное, на что он может рассчитывать со стороны федеральных органов, - содействие в его трудоустройстве, которое весьма часто оказывается безрезультатным.
Таким образом, можно констатировать, что такая редакция указанного выше условия признания граждан безработными может крайне затруднить для них (особенно в сельской местности, поселках, маленьких городах, где о каждом жителе все известно) получение пособия по безработице, иной помощи со стороны органов власти. Что же следует делать безработному гражданину, как вести себя в подобной ситуации, если в службе занятости будут у него выяснять (а это весьма вероятно), имеет он или не имеет работу и заработок (доход)?
При защите своих прав на регистрацию в службе занятости в качестве безработного гражданину целесообразно исходить из того, что он не должен оказаться в глазах работников этого органа занятым гражданином.
Представляется, что иного пути в сложившейся ситуации для доказательства своего права на регистрацию в качестве безработного у него нет.
Как видно, безработному необходимо подготовиться соответствующим образом к посещению службы занятости, с тем чтобы многие вопросы, задаваемые ее работниками, не оказались для него неожиданными.
Например, некий гражданин является членом производственного
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Что нужно знать гражданину, чтобы зарегистрироваться в государственной службе занятости, быть признанным безработным и получать пособие по безработице? «Гражданин и право», № 1, 2 июль 2000 г. С. 17.
кооператива, имеет в нем свой пай. Ранее этот гражданин работал в кооперативе по трудовому договору, но был уволен в связи с сокращением численности занятых, хотя и остался членом кооператива. Согласно ст. 2 Закона о занятости, такой гражданин считается занятым и поэтому не может быть зарегистрирован в качестве безработного. Другой формальной причиной для отказа в регистрации в качестве безработного для него может служить тот факт, что он получает в кооперативе по итогам работы за определенный период пусть минимальный, чисто символический, доход (п. 16 Порядка).
Как свидетельствует практика, у граждан при их попытке зарегистрироваться в качестве безработных нередко возникают (по инициативе работников службы занятости) и другие, самые неожиданные для граждан проблемы, связанные с пунктуальным соблюдением этими работниками положений Порядка. Это, в частности, относится к применению п. 16, где записано, что безработными признаются граждане, которые ищут работу.
Какой смысл вложили разработчики Порядка в эту, казалось бы, простую фразу, зависит в каждом отдельном случае от мнения работников службы занятости. Поэтому они задают самые разные, часто неожиданные для гражданина вопросы, на которые тем не менее необходимо дать убедительный ответ. Такой ответ, чтобы у работников службы занятости не сложилось мнение, что гражданин не искал работу до своего обращения с просьбой о регистрации в качестве безработного. Вопросы могут быть самые различные.1
Из них наиболее распространенными являются следующие: «Как долго вы ищите работу, в какие организации вы уже обращались, почему ни в одной из них вы не получили работу?», «Вы отказались от предлагаемой вам работы или же отказ дали организации, в силу каких причин вам было
______________________________
1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
отказано в приеме на работу?» и т.п.
Вот лишь несколько примеров, свидетельствующих о глубине проблем, возникающих у граждан при их попытках зарегистрироваться в качестве безработных. Однако уже они подтверждают, что действующий Порядок регистрации для многих из них может стать непреодолимым препятствием для получения пособия по безработице, иных видов материальной помощи, предусмотренной действующим законодательством, решениями местных властей для лиц, признанных безработными.
Безусловно, разработчиков правовых нормативных актов, регламентирующих порядок регистрации безработных в органах службы занятости, беспокоило то обстоятельство, что слишком много граждан может зарегистрироваться в качестве безработных и получать пособия без достаточных на то оснований.
В случае отказа гражданину в регистрации его в качестве безработного орган занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляет его о принятом решении и причинах отказа. В этой связи нельзя не отметить, что безработному необходимо заручиться письменным отказом. В противном случае он будет лишен возможности отстаивать свои права в других инстанциях - в вышестоящих органах занятости, суде.
Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.1
При перерегистрации безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы.
Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, следует иметь в виду, что они обязаны активно содействовать своему трудоустройству,
Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ