Правовое регулирование занятости населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Безработица – постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений – обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика законодательства о занятости населения 5
1.1. Международные основы правового регулирования занятости 5
1.2. Российское законодательство о занятости населении 11
Глава 2. Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд 18
2.1. Регистрация в органах по труду и занятости 18
2.2. Полномочия органов по труду и занятости 32
2.3. Правовой статус безработного 41
2.4. Гарантии безработным гражданам 53
Заключение 69
Список источников

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

Безработным гражданам гарантируются:

- социальная поддержка;

- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

- компенсация в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Федеральным законом от 22 августа 2004г. N 1222 были внесены изменения в Закон о занятости, которые существенно сократили гарантии государства в реализации права граждан  на труд. Так, например, были исключены   следующие   гарантии,   которые   ранее   предоставлялись всем

_______________________________________________

1 Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. – «Журнал «Управление персоналом», 2004 г. С. 21.

2 См.: «Российская газета» от 31 августа 2004 г. № 188.

гражданам, - гарантии в области охраны труда, правовой защиты от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Видимо, законодатель исходил из того, что охрана труда работников, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу являются сферой действия трудового законодательства, и поэтому упоминать об этом в Законе о занятости не следует.1

Тем не менее, правовая защита граждан от необоснованных увольнений и отказов в приеме на работу является немаловажным фактором стабилизации занятости населения. Ранее действовавшая норма в известной степени ориентировала местные органы службы занятости держать под наблюдением процессы найма и увольнения граждан по той простой причине, что незаконные увольнения и отказы в приеме на работу отрицательно сказываются на состоянии занятости в данной местности. Особенно в тех случаях, когда организации являются градо- или поселкообразующими. При необходимости органы службы занятости имели основания, ссылаясь на ст. 12 Закона, ставить в известность органы Федеральной инспекции труда, прокуратуру об имеющих место правонарушениях со стороны работодателей при найме и увольнении работников для принятия соответствующих мер. Теперь органы службы занятости таких оснований лишены.

Что касается безработных граждан, то в отношении их отменены гарантии:

- возможности заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах;

- бесплатного медицинского обслуживания при приеме на работу и направлении на обучение.

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

В соответствии с Законом о занятости государство гарантирует безработным социальную поддержку:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ утратили силу положения ст. 28, согласно которым:

- государство гарантировало безработным гражданам возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

- все виды пособий и других выплат безработным гражданам подлежали индексации в соответствии с федеральным законом.

Согласно Положению об организации общественных работ1, утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. (с изм. и доп.), под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство

территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.

_______________________________________________

1 См.: СЗ РФ. - 1997. – № 29. - Ст. 3533; 1999. – № 47. - Ст. 5707.

Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (п. 15 Положения).

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице, кроме граждан, указанных в п. 15 Положения.1

На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

По    предложению    органов     службы     занятости     при     отсутствии

_______________________________________________

1 См.: Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. С. 247.

возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.1 Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.

Важной гарантией социальной поддержки безработных является выплата пособия по безработице.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения перерегистрации не более двух раз в месяц.2

Статья 30 Закона о занятости населения устанавливает порядок определения размеров пособия по безработице. Так, по общему правилу размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, а в отдельных случаях (для впервые ищущих работу, более года не работавших, уволенных по собственному желанию, уволенных за нарушение

_______________________________________________

1 См. об этом: Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации/А.Р. Шафигуллин, Е.П. Полякова, А.С. Созинов, А.С. Груничев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. С. 115.

2 См.: Колобова С.В. Трудовое право России: Учебное пособие для вузов. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. С. 249.

трудовой дисциплины) размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

в первом (12-месячном) периоде выплаты:

в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;

в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Постановлением Правительства РФ от 17 января 2006г. N 12 с 1 января 2006 г. минимальная величина пособия по безработице устанавливается в размере 720 руб., а максимальная величина – в размере 2880 руб.1

Таким образом, величина пособия по безработице теперь зависит от уровня прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а значит – от реальной динамики роста потребительских цен, коммунальных и

_______________________________________________

1 См.: «Российская газета» от 20.01.2006 г. № 10; СЗ Российской Федерации от 23.01.2006 г. № 4 ст. 385.

иных обязательных платежей. Величина пособия по безработице определяется (вопреки высокому уровню инфляции) раз в год, она полностью зависит от Правительства РФ, но не от уровня экономического развития субъекта Российской Федерации. В результате в субъектах Российской Федерации с низким прожиточным минимумом величина пособия возросла. В свою очередь, в субъектах Российской Федерации с высоким прожиточным минимумом – уменьшилась.

В 2004 году ежемесячно более 1,3 млн. безработных граждан получали пособие по безработице. В целом по Российской Федерации средний размер пособия по безработице на одного безработного за этот период составил по оперативным данным порядка 982,0 рублей, что составляет 101,6 % к аналогичному показателю 2003 года.1 Незначительный прирост среднего размера пособия по безработице на одного безработного объясняется изменением структуры получателей пособия по безработице в сторону увеличения численности безработных граждан, получающих пособие по безработице в минимальном размере (30 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке). В 2004 году в целом по Российской Федерации удельный вес безработных граждан, получающих пособие по безработице в минимальном

размере, в общей численности получателей по сравнению с 2003 годом увеличился на 9,2 % и составил 68,0 %.

Наиболее низкий средний размер пособия по безработице отмечался в Южном федеральном округе. Так, в Республике Северная Осетия-Алания средний размер пособия на одного безработного в 2004 году составил 445,0 рублей, в Республике Дагестан - 519 рублей, Кабардино-Балкарской Республике - 617 рублей. Это объясняется практически самым высоким удельным весом численности безработных граждан, получающих пособие по безработице в минимальном размере (92,6 %).

_______________________________________________

1 Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г

Наиболее высокий средний размер пособия по безработице в 2004 году отмечался в Чукотском автономном округе - 2186 рубля, г. Москве - 1811 рублей, Ямало-Ненецком автономном округе - 1654 рубля, Ханты-Мансийском автономном округе - 1486 рублей.

Специалисты Центра исследований рынка труда и социальных процессов Института экономики РАН Т. Четвернина, И. Соболева, С. Ломоносова провели исследования, частью которых было изучение вопроса, - каков удельный вес безработных, получающих пособие по безработице?

Как установили авторы исследования, подавляющая часть фактически безработных граждан не получает от государства ни материальной поддержки, ни реальной помощи в трудоустройстве.

Информация о работе Правовое регулирование занятости населения в РФ