Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

     Основные  принципы самоорганизационной системы  поддержки малого предпринимательства  состоят в желании всех участников экономической деятельности найти  дополнительную стойкость и защиту своих социальных, политических и корпоративных интересов через создание ассоциаций, союзов и других общественных объединений на местном уровне. Ныне в Украине уже существует около двадцати таких общественных объединений предпринимателей, которые являются представителями интересов предпринимателей.

     Итак, для создания дееспособной системы  государственной поддержки и  регулирования малого предпринимательства  необходимая развитая предпринимательская  инфраструктура: сеть консалтинговых фирм, фондов, кредитных союзов, учебных структур и структур повышения квалификации предпринимателей, инкубаторов и технопарков, информационных служб для аккумулирования и передачи данных и т.п. Кроме того, государственное регулирование малого предпринимательства, как считает В.А. Храпунов, не должно ограничиваться мероприятиями стимулирующего характера. Мировая практика показывает, что необходимым является также четко определенный нормативный и оперативный контроль за деятельностью предпринимательских структур. Так практикуется запрет необоснованного завышения цен, четкий контроль за соблюдением прав потребителей (качеством товаров, услуг и т.п.) запрет контрабанды. Каждое государство использует присущие ей меры воздействия на сферу малого бизнеса. Это может быть система налогообложения (льготы, понижающие коэффициенты), дополнительные кредиты, субсидии, расширение или ограничение прав и полномочий и прочие мероприятия32.

     Также очень важна демонополизация экономики – создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

 

      2.4 Регулирование малого предпринимательства

      в Республике Казахстан 
       

     Казахстан находится на стадии становлении  рыночных отношений, существование которых в настоящее время немыслимо без предпринимательской деятельности.

     Казахстанский бизнес, как указывает А.К. Арыстанов, это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90–х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – «купить подешевле – продать подороже»33.

     Периодом  зарождения в стране цивилизованного  бизнеса можно, по мнению А.К. Кошанова, смело назвать 1997 года, когда был принят Указ Президента страны о мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства. С тех пор приоритетное развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе34.

     Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа. Первый формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое «комсомольское» предпринимательство не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР» в 1987 году частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

     Второй  этап формирования предпринимательства  можно связать с принятием в 1988 году союзного законодательного акта о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

     Третий  этап связан с принятием законодательных  актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых  предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить  организационно-правовые формы предпринимательства, расширить сферы деловой активности. И, наконец, четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений. В основном предприниматели занимались торгово-посредническими операциями, скупкой и перепродажей различных товаров как за рубежом, так и в странах СНГ.

     Один  из первых законов Республики Казахстан, регулирующих предпринимательскую деятельность, назывался «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР» и был принят в 1990 году.

     В законе определялось само понятие предпринимательства, как инициативная, в рамках действующего законодательства, хозяйственная или иная деятельность за счет собственных, заемных и других имуществ и средств с целью получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода.

     Закон допускает различные формы участия  в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения  других лиц и т.д.

     Регистрация – начальный и необходимый  этап предпринимательства. Только после  регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положении о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в Республике Казахстан, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992 года.

     Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества.

     Частное предпринимательство нуждается в правовой защите. В статье 20 Закона «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства» говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона «О предприятии» гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона «О предприятии» относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

     Но  в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона «О предприятиях» устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

     В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание  экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию государственной экономической политики. Не секрет, что реформы в Казахстане проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна роль государства в историческом периоде, получивший название переходного. Без активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику.

     Экономика Казахстана переживает небывалый в истории кризис, где переплелись все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины, и поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас в Молдове. Некоторые ученые убеждены в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных» функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране35.

     В современной высокоорганизованной рыночной экономике практически  нет сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в «разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической политики применительно к рыночной системе. Для Казахстана вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас экономической политики государства. При таком подходе государственная экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность, надежные ориентиры.

     При разработке национальной экономической  политики следует учесть и то, что  в Казахстане сильна психология отторжения всего государственного, казенного. Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи «либерал-монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно сочетаются с идеями политической демократии.

     Но  отказ от тоталитарной системы нельзя воспринимать как отказ государства от своих экономических функций. В условиях современного Казахстана, где наряду с экономической реформой происходит и становление нового независимого государства, без «здоровой государственности» не на что рассчитывать.

     В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан было принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»36.

     Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к. дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя. Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения – это факт, который питает коррупцию.

     Важнейшей составляющей политики экономических  реформ Казахстана является развитие предпринимательства. Особое значение приобретает поддержка предпринимательства, которое представляет собой одну из важнейших сфер экономики, где предприятия характеризуются малой численностью занятых, невысокой капиталоемкостью, несложным управлением.

     С развитием предпринимательства  связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

     Государство осуществляет поддержку предпринимательства  по следующим направлениям:

    • создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально–технических и информационных ресурсов, а также научно–технических разработок и технологий;
    • установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;
    • устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;
    • создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;
    • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

     Таким образом, государство, уделяя большое  внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.

     Развитие предпринимательства в Казахстане сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), но все эти проблемы решаемы, и мы думаем, что в скором будущем Казахстан справится с поставленными перед ним задачами решения этих проблем. Именно за счет этих решений и будет развиваться экономика Казахстана в целом.

 

    2.5 Регулирование малого предпринимательства

      в Республике Беларусь 
       
       

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства