Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66
Учитывая важность малых предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития малых предприятий. Поэтому кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли малых предприятий на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития малых предприятий должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская).
Главными
целями надгосударственного
Национальная политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для бизнес-деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста. При этом заметен уход от «тяжелой» поддержки в форме займов и дотаций и переход к «мягкой» поддержке в форме консультационных услугода
Все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций по регулированию и поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Некоторые из них являются государственными учреждениями или учреждениями, имеющими государственную поддержку, а другие являются частными.
Что касается государственных учреждений, то во всех странах ЕС ответственность распределена между несколькими министерствами или между специальными отделами по малым предприятиям внутри министерств. Как правило, политика по развитию малого и среднего предпринимательства ведется Министерством экономических дел и/или Министерством промышленности и торговли. Но и другие министерства ведут работу по поддержке малых предприятий (например, Министерство занятости, Центр общественной технологии, специальные общественные банки и др.), чья деятельность связана с оказанием помощи малым предприятиям в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Такое распределение ответственности между несколькими министерствами требует большой координации деятельности всех стран в рамках ЕС.
Учреждения со смешанной формой собственности и частные учреждения отличаются по разным странам-участницам ЕС, но могут иметь схожие формы организации. Например, Торговые палаты занимаются тренингом и обучением, технологическим консультированием, стимулированием международной торговли, выдачей сертификатов качества, предоставлением информации по субконтрактированию и поставщикам, по кооперации между предприятиями.
В
качестве других частных организаций
можно назвать финансовые учреждения
(банки, общества венчурного капитала,
общества распространения капитала),
частные исследовательские
Совместная деятельность национальных и надгосударственных органов по регулированию содействия развитию малых предприятий в ЕС заключается в улучшении соответсвующей среды (специальное внимание уделяется проблемам малого и среднего предпринимательства и их воздействию на законодательство ЕС) и в стимулировании развития малых предприятий (определение и распространение «лучшего» опыта по их поддержке, преодоление недостатков в коммуникации между предпринимателями и организациями, предоставляющими услуги, с одновременным повышением уровня этих услуг).
Для расширения межфирменного сотрудничества в начале 80-х годов было создано Бюро по сближению предприятий, имеющее свои представительства не только в странах ЕС, но и в 20 других странах мира. Через сеть своих отделений Бюро получает заявки компаний различных стран и устанавливает между ними контакты по интересующим их проблемам.
В 1985 году Совет ЕС принял рекомендации по упрощению административных процедур, необходимых для организации и функционирования малых предприятий, а в 1987 году Комиссия ЕС основала сеть Европейского информационного центра для обеспечения малых и средних предприятий сведениями о внутреннем рынке. Сейчас в странах-членах ЕС действует 210 таких инфоцентров и 14 корреспондентских центров в других странах. Их основной функцией является сбор запросов малых и средних фирм с предложениями по сотрудничеству. Важно, что с 1993 года малые предприятия имеют возможность пользоваться услугами любых отделений банков во всех странах ЕС и получать выигрыш от сближения цен в условиях конкуренции на финансовых рынках.
В
рамках специальной программы «
Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. На наш взгляд, изучение и использование опыта ЕС в малом и среднем предпринимательстве Республики Молдова может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики Молдовы.
Как известно, доля малого предпринимательства в ВВП Республики Молдова составляет 10-11%, а доля работающих в общей численности занятых – 10%, при аналогичных показателях в развитых странах, равных двум третям. Следует иметь в виду, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной Молдове относительно краток и охватывает последнее десятилетие. Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. Создание и развитие малых предприятий происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования малых предприятий.
3.3 Регулирование малого предпринимательства
в
Германии
Малые и средние предприятия получили в Германии название «экономики среднего уровня». По классификации Министерства экономики Германии, малыми считаются предприятия с числом занятых до 49 человек и годовым оборотом до 1 млн. марок, а средним – с числом занятых от 50 до 499 человек, с оборотом от 1 до 100 млн. марок.
Малое и среднее предпринимательство вносит ощутимый вклад в экономическую динамику Германии. Только 1% фирм в западных землях имеет численность работников более 300 человек, а у 88,5% предприятий годовой оборот составляет менее 1 млн. марок. Из 2,5 млн. предприятий западных земель Германии на их долю приходится 99%.
Структура германских предприятий по численности занятых выглядит следующим образом: 1% – крупные предприятия с персоналом более 300 человек, 23% – средние фирмы с числом работников от 10 до 300 человек, 76% – мелкие предприятия, насчитывающие менее 10 работников.
Классификация фирм по размерам годового оборота: 0,5% – крупные предприятия с оборотом более 100 млн. марок, 11% – средние с оборотом от 1 до 100 млн. марок, 88,5% – мелкие с оборотом менее 1 млн. марок.
Значение малых и средних предприятий в экономике определяется их ролью в качестве работодателя, производителя продукции и услуг, катализатора НТП. На долю этих предприятий приходится 2/3 всего занятого населения, почти половина ВНП, 85% всех мест производственного обучения, более половины зарегистрированных патентов.
Наиболее распространенной правовой формой функционирования малого и среднего бизнеса, как указывает К. Брюммер, является «общество с ограниченной ответственностью» – в западных землях почти 2/3 фирм. В восточных землях эту юридическую форму избрали более 75% вновь созданных малых и средних предприятий47.
Большое внимание уделяется регулированию социальных проблем малого бизнеса. В Германии существует развитая система законодательства, детально регламентирующая права и обязанности работодателя и работника, в том числе – в сфере малого бизнеса. Специальные законы касаются стимулирования занятости в целом, молодежи и ее прав на профессиональное обучение (Закон о защите условий труда молодежи), инвалидов (Закон об инвалидах), а также защиты прав самих предпринимателей. Кроме того, немецкое законодательство содержит целый ряд актов, способствующих улучшению рыночных позиций малых предприятий. Так, законодательно поощряется кооперация малых предприятий – в отличие от картелирования в сфере крупной промышленности и финансов.
Крупным концернам затруднен доступ на те рынки, где преобладают малые предприятия, а также запрещено покупать мелкие фирмы, если это приводит к закреплению внерыночных преимуществ крупного бизнеса. Наконец, – и в этом проявляется, пожалуй, наиболее отчетливо нацеленность политики поощрения конкурентного порядка на стимулирование малого бизнеса – имеется стройная, разветвленная программа финансово-кредитной поддержки малых предприятий, на чем следует остановиться подробнее.
Главный принцип, как считает Э. Иорданская, лежащий в основе системы поддержки малого бизнеса – оказание помощи, стимулирующей самореализацию экономического потенциала мелких и средних предприятий. Важной предпосылкой для получения государственной поддержки является условие, что малое или среднее предприятие не может быть дочерней фирмой крупной компании и что доля участия крупной фирмы в капитале мелких и средних предприятий не должна превышать 25%.
Для
содействия созданию и развитию малых
и средних предприятий
Известно, что к середине 80-х годов и в последующие годы в Германии применялось свыше 180 видов налоговых льгот. Среди них – сокращение налога на доход от коммерческой деятельности, освобождение от налога с корпораций, скидка с имущественного налога и налога на наследство, освобождение от промыслового налога, систематическое снижение подоходного налога и другие. Последовательно, шаг за шагом повышался минимальный уровень облагаемого дохода, увеличивались необлагаемые выплаты их дохода.
В
рамках государственной кредитно-
• Региональную программу ERP (государственный фонд, созданный в ходе реализации «плана Маршалла» и используемый для кредитно-финансовой поддержки мероприятий структурной и региональной политики, а также политики поддержания конкурентного хозяйства в Германии), в пределах которой фирмы могут получать ссуды на создание, расширение или реконструкцию исходя из принципов государственного проекта «Улучшение хозяйственной структуры регионов». Речь идет о тех малых и средних предприятиях, которые связаны с производством товаров и услуг местного значения. Кредитование осуществляется на срок до 10-15 лет через «Кредитанштальт фюр видерауфбау» – крупнейший государственный банк, специализированный на программах и проектах в области структурной политики. Максимальная сумма кредита – 300 тыс. DM;
• Инвестиционную программу ERP, задачей которой является «расширение» собственного капитала малых и средних предприятий за счет государственных целевых льготных кредитов. Эти кредиты на сумму до 1 млн. DM выделяются через частные инвестиционные фонды, которые таким образом получают возможность снизить долю собственного участия, а потому и риск. Данный механизм может быть применен, когда речь идет о проектах кооперирования, внедрения инноваций, структурной перестройки, коренной реконструкции предприятий. Соответственно, срок кредита – до 10 лет;
• Программу поддержки среднего сословия банком «Кредитанштальт фюр видерауфбау». Программа предполагает выделение инвестиционных кредитов на сумму до 10 млн. DM, предназначенных для создания, либо упрочения позиций или расширения фирм, оборот которых не превышает 1 млрд. DM. При этом – в зависимости от объемов оборота фирмы – доля данного кредита может достигать 2/3 или даже 3/4 от общего объема планируемых инвестиций, а срок кредитования – 10 лет;
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства