Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

      При Министерстве экономики и торговли образована некоммерческая организация  – Организация по развитию сектора  малых и средних предприятий  – ответственная за реализацию государственной  политики поддержки развития малых и средних предприятий.

      Статьей 8 Закона Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий» предусмотрено создание специальных фондов накопления доходов и донорских поступлений для финансирования мероприятий Правительства РМ или органов местного публичного управления по поддержке развития сектора малых и средних предприятий. Данные специальные фонды включаются в соответствующие бюджеты, раздельно по доходам и расходам, а утверждаются как приложение к закону о бюджете на соответствующий год или как приложение к решениям представительных и правомочных органов административно-территориальных единиц об утверждении соответствующих бюджетов.

      11 августа 2007 года должен вступить  в силу Закон Республики Молдова  «Об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности»23, целью которого является создание правовой базы, благоприятной для предпринимательской среды и инвестиционного климата, способствующих социально-экономическому развитию.

      Согласно  статьи 4 Закона Республики Молдова «Об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности», данными принципами являются:

      а) прогнозируемость регулирования предпринимательской деятельности;

      б)  прозрачность принятия решений и регулирования предпринимательской деятельности;

      в) анализ последствий регулирования;

      г) материальное и процедурное регулирование инициирования, ведения и ликвидации дела посредством законодательных актов;

      д) принцип справедливости (пропорциональности) в отношениях между государством и предпринимателем.

      Данный  закон призван, значительно упростить процесс государственного регулирования предпринимательской деятельности.

      Так, например, теперь доступ к Государственному регистру правовых актов (в том числе  т регулирующих предпринимательскую  деятельность) является бесплатным и осуществляется через Интернет (статья 9 Закона Республики Молдова «Об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности»).

      Дело (конкретная предпринимательская деятельность, бизнес) теперь будет инициироваться и/или вестись на основе разрешения (включающего в себя также лицензии, пропуска, сертификаты, заключения, утверждения, согласования и другие подобные административные акты), выдаваемого компетентными органами публичного управления.

      Разрешение  считается предоставленным, если орган публичного управления не ответил заявителю в срок, предусмотренный законом для выдачи разрешения (статьи 10 и 11 Закона Республики Молдова «Об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности»).

      Предпринимательская деятельность теперь будет приостанавливаться лишь решением судебной инстанции, принятым на основе закона. Это решение должно будет выноситься в течение пяти рабочих дней (статья 17 Закона Республики Молдова «Об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности»).

      Данный  закон, с нашей точки зрения, должен послужить оптимизации предпринимательской деятельности в Республике Молдова.

 

РАЗДЕЛ 2

Государственно-правовое регулирование малого предпринимательства в странах СНГ 
 

     2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ 
 
 

     Началом возрождения малого предпринимательства  в бывшем СССР следует считать 1987 год. Термин «малое предпринимательство» появился с принятием Верховным Советом СССР закона «О кооперации». Кооперативы были первой хозяйственной единицей, которую в советской экономике можно легально отнести к малому предпринимательству. По мнению многих предпринимателей, расцвет малого бизнеса приходится на 1989-1990 годы, когда эта сфера хозяйственной деятельности регламентировалась созданными нормативными актами24.

     Впервые термин «малое предпринимательство» появился в Положении «Об организации деятельности малых предприятий», утвержденом Верховным Советом СССР 6 июня 1999 года. В этом Положении малым считалось предприятие, имеющее безцеховую структуру управления, создаваемое учредителями, работающее на принципах самоокупаемости и самофинансирования и численность персонала которого, как правило, не превышает 10 человек. В этом Положении регламентировались порядок создания, управления, реорганизации и ликвидации малых предприятий, а также вопросы, связанные с планированием, снабжением, реализацией продукции и финансами и кредитами малого предприятия.

     Вместе  с этим документом 8 июля того же года было принято постановление Совмина СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» в котором впервые определялось, что малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности, также определялась численность работников на малом предприятии, организационно-правовые отношения между малым предприятием и государством, принципы хозрасчетной деятельности малого предприятия. Государственным органам предписывалось обеспечить все условия для эффективного развития малого предпринимательства.

     В 1991 году в условиях распада СССР и «войны» союзных и республиканских законов и других нормативных актов, развитие малого бизнеса явно затормозилось. Например, при подготовке Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» упустили даже такие понятия, как «малое предприятие» и «кооператив». Справедливости ради стоит отметить, что законодательством РФ были предусмотрены для малых предприятий некоторые льготы и преимущества. Например, в первые два года работы не уплачивали налог на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельхозпродукции, выпуску товаров народного потребления, а также строительные, ремонтно-строительные и производящие строительные материалы. Однако, по нашему мнению, российские законы и акты того периода были менее «щедры» на льготы малым предприятиям, чем союзные.

     Что касается Молдовы, то строительство в стране нового механизма внешнеэкономических связей явилось, по словам В.Ю. Лебедева, неотъемлемой частью происходящего в стране обновления всех сторон общественной и государственной жизни, многократно повышающей требования к их правовому регулированию25. Поэтому было очень важно сотрудничество Молдовы в области поддержки и развития малого предпринимательства со странами СНГ, в совместном развитии малого бизнеса и отработке механизмов его правового регулирования, как на многосторонней, так и двусторонней основе. Наши государства тогда встали на путь рыночных преобразований, переживали схожие во многом трудности переходного периода, и экономическая интеграция, в том числе в сфере малого предпринимательства, была весьма актуальна. Уже были сделаны первые шаги к установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства государств СНГ. В январе 1997 года одинадцатью государствами содружества было подписано Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ. Это Соглашение определило основные направления сотрудничества государств СНГ в области поддержки и развития малого предпринимательства, важнейшими из которых являются:

    • оказание помощи в создании межгосударственных и национальных инфраструктур для поддержки малого предпринимательства;
    • формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
    • содействие инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
    • содействие финансово-кредитной и инвестиционной поддержке малого предпринимательства.

     Одним из перспективных направлений финансово-кредитной политики малого предпринимательства является инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья.

     Привлечение капиталов стран СНГ для развития малого предпринимательства может осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга и др. С этой целью целесообразно разработать правовой механизм инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, создать совместную систему гарантий и перехода на совместное финансовое обеспечение.

     Например, в соответствии с Договором между Республикой Молдова и Республикой Беларусь об экономическом сотрудничестве на 2000-2009 годы, подписанным в Минске 29 июня 2000 года26 в рамках Программы экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Республикой Беларусь на 2000-2009 годы могла бы быть разработана подпрограмма поддержки малого бизнеса.

     Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства в странах СНГ занимает законодательство субъектов этих стран и формирование в них соответствующей инфраструктуры.

     По  нашему мнению, одним из важнейших документов, которые в настоящее время способствуют развитию малого предпринимательства в СНГ, и в частности в Молдове, является Гражданский Кодекс Республики Молдова27. Например, уже в Книге первой ГК РМ даются не только понятие предприятия, физического и юридического лица, коммерческих и некоммерческих организаций, порядок основания и ликвидации юридических лиц, но и рассмотрены понятия хозяйственных товариществ и обществ, их прав и обязанностей, основ хозяйственной и правовой деятельности, рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью кооперативов, защитой прав собственности и других прав субъектов гражданского оборота, установлены пределы имущественной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей. Далее определены понятия, виды и формы сделок, общие положения о праве собственности, вещном праве и других вещных правах, общие положения об обязательствах, их исполнение и другие важные вопросы. Наконец, в Книге третьей ГК РМ дана правовая трактовка всей системы договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность договоров при исполнении или ненадлежащем их исполнении, в том числе определен порядок продажи предприятия.

     В большинстве стран СНГ правовое обеспечение малого предпринимательства ограничивается, по словам В.П. Игнатьева, принятием отдельных нормативных актов (чаще всего постановлений правительства) и не носит целенаправленного и комплексного характера. В некоторых из них были приняты отдельные законы, регламентирующие те или иные стороны деятельности малого бизнеса, но они не охватывают всего комплекса правовых отношений, необходимых для законодательного урегулирования и нормального развития малого бизнеса28.

 

      2.2 Регулирование малого предпринимательства

      в Российской Федерации 
       
       

     Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, долгое время находилось в стадии становления. Существующая правовая система России не могла обеспечить права и интересы предпринимателей. Официальное право оказывалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществлялось за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм вело к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.

     Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы статьи 35 Конституции РФ, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему – проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивают единое экономическое и правовое пространство в стране.

     Принципиальное  значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в том числе и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

     Важное  значение имеет принятие ряда таких  законов, как  Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса РФ, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства