Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу, по словам М.А. Шеховой, уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров37.

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве», предпринимательство определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

     В Республике Беларусь гарантируется:

    • право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;
    • защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;
    • научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;
    • страхование предпринимательского риска; запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

     В Республике Беларусь разработаны Государственная и региональные программы поддержки предпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

     Мировой опыт развития малого бизнеса показал большую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным для начинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитования разрабатывались совместно с Программой ООН Правительством Республики Беларусь. Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусской стороны, так и за счёт привлечения средств иностранных «доноров». В настоящее время приступил к реализации микрокредитования Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей38.

     Перспективы развития предпринимательства определяются прежде всего проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений39.

     Президент Республики Беларусь отметил, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать.

     Все мероприятия государственной программы, необходимой для осуществления  задач поддержки малого предпринимательства, с учётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:

    • создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
    • содействие решению основных проблем малых предприятий;
    • ориентация малых предприятий на решение приоритетных проблем конкретных территорий.

     Необходимо  отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема, по мнению Д. Афёровского, состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов40.

     Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в  экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как  с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

     Подводя итог, можно сказать, что малый  бизнес в Беларуси – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

 

РАЗДЕЛ 3

Государственно–правовое регулирование

малого  предпринимательства  в странах ЕС 
 
 

      3.1 Формы и методы государственно-правового

      регулирования малого предпринимательства  в ЕС 
       
       

     Прерогатива государства – обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

     Деятельность  ряда фирм регулируется государством. Непосредственно государство осуществляет экономическое регулирование  предпринимательского сектора через политику приватизации, создание определенного инвестиционного и предпринимательского климата, государственную поддержку предпринимательства. В более широком плане, как считает Б.З. Мильнер, сюда можно отнести и создание широкого комплекса условий, включающих финансовые рынки и их инфраструктуру, рыночную систему товародвижения, конкретную среду и антимонопольные механизмы и другие не менее важные институциональные формы и институты41.

     П.А. Самуэльсон в книге «Экономика» выделяет три главных метода воздействия правительства на частную экономическую деятельность:

  1. Налоги, которые уменьшают частный доход, а, следовательно, и частные расходы (на автомобили или рестораны) и обеспечивают ресурсами общественные расходы (постройка мостов, сбор мусора и т.п.). Налоговая система служит также для подавления одних производств, которые облагаются более высокими налогами (например, выпуск сигарет), и поощрения других, пользующих налоговыми льготами (постройка личных домов);
  2. Расходы, побуждающие фирмы или рабочих производить определенные товары и услуги (станки, образование и охрана правопорядка), а также трансфертные платежи (выплаты по социальному обеспечению), обеспечивающих доход частным лицам;
  3. Регулирование или контроль, которые побуждают людей либо продолжить, либо прекращать определенную деятельность (примерами могут служить ограничения выбросов в окружающую среду, контроль за условиями труда или требования об указании питательной ценности продукта на его упаковке)42.

     Таким образом, эффективным средством  государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями – налоплательщиками важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие порядок уплаты налогов и других обязательных платежей.

     Ограничения, вводимые на размеры прибыли, регулируют остаточный доход. Такая политика государства  приводит к тому, что часть прибыли  либо превращается в издержки (путем  повышения заработной платы, дополнительного премирования и т.д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

     Вовлечение  государства в экономическую  жизнь, по словам Ю.С. Таранухи, обычно связывается с функциональными недостатками рыночного механизма, причем государство берет на себя предпринимательские функции отнюдь не из-за координации рыночных отношений (здесь оно может ограничиться мерами экономического и нормативного регулирования), а в условиях, когда частная форма предпринимательства не способна обеспечить решение стоящих перед экономикой задач43.

     Европейский Союз (ЕС) представляет собой самое  крупное экономическое сообщество в мире, на долю которого приходится около четверти мирового производства товаров и международной торговли. Для Молдовы отношения с ЕС имеют огромное значение. В ЕС сформирован единый внутренний рынок и осуществляется переход к экономическому, валютному и политическому союзам. Малые и средние предприятия в ЕС занимают подавляющую долю в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство (от девяти десятых до четырех пятых от общего числа предприятий в этих отраслях), обеспечивая две трети общего количества занятых и внося свыше половины вклада в общий товарооборот ЕС. Кроме того, в настоящее время ЕС является примером новой модели регионального объединения стран, где регулирование экономической и политической жизни осуществляется на национальной основе и одновременно на более высоком надгосударственном уровне.

     Основные  институциональные надгосударственные органы в ЕС (Европейский парламент, Европейский Совет, Комиссия ЕС, Европейский Суд) определяют единую стратегию развития стран-участниц ЕС. Ряд институтов выполняют специальные функции, например: Аудиторский комитет (контроль за состоянием финансов ЕС), Европейский инвестиционный банк (финансирование проектов Союза). В области регулирования предпринимательской деятельности, в том числе и малых предприятий важная роль принадлежит Комиссии ЕС.

     При классификации малых и средних предприятий учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 года, в соответствии с которыми принимаются следующие параметры:

     К средним предприятиям относятся предприятия:

    • имеющие менее 250 работников;
    • либо имеющие годовой оборот, не превышающий 40 млн. ЭКЮ, либо имеющие суммарный годовой баланс, не превышающий 27 млн. ЭКЮ;
    • удовлетворяющие критерию независимости.

     Малое предприятие определяется как предприятие, которое:

    • имеет менее 50 работников;
    • либо имеет годовой оборот, не превышающий 7 млн. ЭКЮ, либо имеет суммарный годовой баланс, не превышающий 5 млн. ЭКЮ;
    • удовлетворяет критерию независимости.

     Микропредприятиями  считаются малые предприятия, имеющие  менее 10 работников.

     Под независимыми понимаются предприятия, в капитале которых доля, принадлежащая  одному или нескольким предприятиям, не являющимися малыми или средними, не превышает 25%.

     Если  изначально действующее как малое (среднее) предприятие в течение  двух лет превышает установленный  критерий по численности занятых  или по структуре капитала, то оно  утрачивает статус малого (среднего) предприятия44.

     При определении мер поддержки субъектам  малого и среднего предпринимательства  иногда учитываются и другие показатели, а страны-члены ЕС допускают использование и собственных критериев при отнесении фирм к малым предприятиям.

     В целом политика ЕС в отношении малых предприятий основывается, как указывается С. Лебедева, на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.

     Вертикальный  подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на малые предприятия. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом Европейской Комиссии в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями малых предприятий в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС.

     Горизонтальный  подход базируется на защите интересов  малых предприятий в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических  разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций малых предприятий в соответствующем виде деятельности45.

     Как известно, одной из главных задач  Европейского Союза является претворение  в жизнь принципа «социального и экономического слияния», направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства