Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66
Для
развития конкуренции, как одного из
главных направлений
С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Первые шаги в этом направлении были сделаны с принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 года, а затем Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1993 года. Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он, как считает В.П. Очередько, морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса РФ, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудноприменимыми на практике30.
Решительно
изменить среду обитания субъектов
предпринимательской
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Большое
значение на практике приобретают гарантии
предпринимательской
В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением, осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.
Запреты
органам власти и управления вмешиваться
в ту сферу предпринимательской
деятельности, в которой право
принятия решений принадлежит
Наиболее эффективным способом защиты прав предпринимателей является, предусмотренное статьей 12 ГК РФ признание недействительным противоречащего законодательству акта органа государственного управления или органа местного самоуправления. Предприниматель может оспорить неправомерный акт в суде или арбитраже как акт, нарушающий государственную гарантию соблюдения законных интересов предприятия. Основанием для признания властного акта недействительным является издание его соответствующим органом вне компетенции либо принятие его с нарушением формы, порядка и сроков.
Порядок обращения в арбитраж с заявлением о признании акта недействительным, сроки рассмотрения и принятия решения определены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела по таким заявлениям возбуждаются без предварительного, претензионного урегулирования разногласий и обращения к вышестоящему органу.
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в
Украине
Государство, закрепив в Конституции Украины право каждого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом, одновременно провозгласило, что обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.
В настоящее время, во время переходного периода от административно-плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения.
Сам
процесс государственного регулирования
предпринимательства также
Стоит также при этом обратить внимание на то, что достижение соответствующего уровня правового регулирования предпринимательства актуальная проблема не только современной, но и будущей социально-экономической жизни страны. Кроме того, правовое регулирование предпринимательства с целью достижения оптимальности, рациональности и наилучшей сбалансированности их функционирования во всех отраслях материального производства и социальной сферы определяет наиболее важные направления народнохозяйственной, социально-экономической деятельности молодого суверенного государства. Это обусловлено главным образом качественно новыми социально-экономическими и общественно-политическими процессами и явлениями, структурными сдвигами в народном хозяйстве Украины, развития её в направлении цивилизованных рыночных отношений, где процесс управления и регулирования народнохозяйственной восстановительной деятельности настойчиво требует действительно активного, последовательного и оперативного и, конечно, своевременного использования целостного комплекса правовых норм, инструментов со стороны государства.
Затянувшийся экономический кризис в Украине, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.
Для
стабилизации рыночных отношений и
преодоления экономического кризиса
на государство возлагаются
1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом.
3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.
4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.
5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция – основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятие – их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу.
Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.
Важнейшим направлением регулирования малого предпринимательства являются экономические механизмы. При этом рычаги влияния на субъекты малого предпринимательства разделяют на прямые и косвенные. Механизм прямых мероприятий предусматривает такие основные формы, как предоставление субсидий и займов, формирование государственных фондов, создание специальных финансовых учреждений.
К прямой финансовой поддержке со стороны государства можно отнести также: финансирование за счет бюджетного средства; привлечение средства местных бюджетов; обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных фондов поддержки предпринимательства; поощрение общественных объединений, финансовых организаций в направлении средств на поддержку малого предпринимательства. Мероприятия косвенного влияния включают: налоговые скидки (или полное увольнение от других налогов); налоговые льготы, ускоренную амортизацию.
Чтобы данные механизмы начали действовать, должны существовать коммерческие банковские системы, которые бы выдавало кредиты маленьким предпринимательским структурам на продолжительный период и под низкие процентные ставки. Кредитные источники для малого предпринимательства в Украине практически отсутствуют. Главная причина этого состоит в кризисном состоянии, которое сложилось в структуре экономики, а именно: спад производства, инфляция, отсутствие стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности. Это предопределяет незаинтересованность коммерческих банков в выдачи таких кредитов, и они направляют свою деятельность преимущественно на выдачу краткосрочных кредитов под высокие процентные ставки.
Выходом из такой ситуации может стать, во-первых, создание специальных фондов поддержки предпринимательства, а, во-вторых, двухстепенная система страхования, которая бы состояла из государственной корпорации страхования кредита и региональных ассоциаций кредитной гарантии малым предприятиям, как это делается, например, в Японии31. При этом в случае банкротства малого предприятия все финансовые обязательства переходят к одной из названных ассоциаций, а государственная корпорация возмещает последние от 70 до 80% объемов страховых затрат. Для этих целей в государственном бюджете предполагается соответствующая статья на поддержку малых предприятий.
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства