Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

      •  Дополнительную программу Первого Германского компенсационного банка, рассчитанную на инвестирование в предприятия, существующие не дольше 8 лет. Речь при этом идет только о проектах, направленных на упрочение позиций фирмы (открытие филиалов, вынос производственных мощностей за пределы жилых зон, расширение ассортимента, развитие складской базы, выкуп арендуемых помещений), а также на внедрение инноваций (в данном случае средствами программы могут воспользоваться и более «старые» фирмы). Сумма кредита может доходить до 300 тыс. DM, срок предоставления – до 10 лет;

      •  Поручительства гарантийных банков по ссудам для финансирования мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности, создание предприятия или инвестиций в предприятие. Гарантийные банки, учрежденные земельными правительствами, в рамках данной программы имеют право давать поручительства до 1 млн. DM, или до 80% суммарного объема предполагаемых инвестиций (т.е. максимально в 1,25 млн. DM), причем на срок до 15, а по инвестициям в строительстве – до 23 лет49.

      Следующим важным направлением является «Поддержка исследований и разработок». Оно также состоит из ряда программ:

      •  Ссуды на новые технологии предоставляются фирмам с годовым оборотом до 50 млн. DM через «Кредитанштальт фюр видерауфбау» из бюджетных средств Министерства науки и технологии и предназначены на покрытие дополнительных расходов на персонал (до 20% всех издержек по данной статье) или закупку новейшего оборудования (до 60% их объема). Кроме того, кредитные институты, через которые ссуды проводятся, освобождаются от 50% гарантий по последним;

      •  Программа инвестиций в технологии «Кредитанштальт фюр видерауфбау» и Федерального министерства науки и технологии предполагает предоставление кредитов на рефинансирование инвестиционным компаниям и банкам, вкладывающим средства в инновационные малые и средние предприятия, существующие не более 3 лет. Кредит рефинансирования может достигать 1 млн. DM, выплачивается в зависимости от реального продвижения кредитуемого проекта, и рассчитан на срок до 10 лет;

      •  Инвестиционный капитал венчурной компании и федерального Министерства науки и технологии для молодых инновационных предприятий, существующих не более 3 лет. Данная программа позволяет инвестировать средства в НИОКР, обещающие в обозримом будущем хороший рыночный эффект и опирающиеся на определенный задел, профинансированный самой фирмой. Одним из условий негласного участия Германского компенсационного банка (т.е. такого участия, при котором банк не претендует на голоса в правлении фирмы) является наличие другого стороннего инвестора, участвующего в проекте не меньшим капиталом, чем венчурная компания, созданная Германским компенсационным банком. Участие на сумму до 1 млн. DM может продолжаться до 10 лет, после чего-либо фирма, либо другой сторонний инвестор должен выкупить у венчурной компании ее долю (с учетом 5% годовых).

      Кроме названных программ, в рамках поддержки  исследований и разработок при помощи различных механизмов стимулируются  НИОКР в высокотехнологичных отраслях. Причем такие направления, как «информационное обеспечение на основе создания банков данных» и «биотехнология 2000 года» выделены – с учетом их важности – в отдельные программы50.

      Обращает  на себя внимание то, что государство  стремится создать для малого и среднего бизнеса равные условия конкуренции с крупными компаниями. Довольно широко используется механизм кредитов и субсидий. Органы федерального уровня и уровня земель предоставляют предпринимателям льготные инвестиционные кредиты, кредиты для создания собственных предприятий, региональные кредиты. С помощью государства осуществляется специальная программа роста собственного капитала предпринимательских структур.

      В Германии законодательно закреплены условия, формы и механизм технической  помощи мелким и средним фирмам, осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала. Проводится систематическая работа по укреплению связей мелких и средних предприятий с наукой, привлечению их к программам 96 научно-исследовательских центров в 34 отраслях промышленности.

 

    3.3 Регулирование малого предпринимательства

         во  Франции 
     
     

      Для многих Франция – это прежде всего  государство с легендарной историей и богатыми культурными традициями. Однако и в этой окутанной романтикой стране кипит деловая жизнь. Одной из ее составляющих является малый бизнес.

      В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых предприятий. Из них 1,5 млн работает в сфере услуг, 780 тыс. – в торговле, 350 тыс. – в строительстве, 303 тыс. – в промышленности. Это – классическая структура постиндустриальной экономики. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на предприятия малого бизнеса. Этот вклад в жизнь государства трудно переоценить51. Ведь 10-12% самодеятельного населения французской республики числятся безработными, что является главной экономической, социальной и политической проблемой страны. Не случайно каждое новое правительство начинает свою деятельность именно с обещаний хотя бы частично справиться с безработицей. Правда, пока это сделать не удается. И если бы не усилия малого бизнеса, проблема занятости во Франции стояла бы еще острее.

      Во  Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Сейчас из 3 млн малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 тыс. предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и компаний малого бизнеса не имеют четких законодательных ограничений. Можно лишь констатировать, отмечает Е.Е. Черноуцан, что, по налоговым данным, в среднем доходы малых предприятий колеблются от 10 до 100 тыс. евро в год52.

      Во  Франции частный бизнес подлежит контролю государства по трем основным каналам – налоговому, банковскому  и уголовному. Налоговый контроль осуществляется выборочной проверкой  деклараций о доходах, подаваемых всеми  физическими и юридическими лицами либо раз в год (в марте), либо трижды в год с разбивкой уплаты. К декларации прилагаются подтверждающие документы по каждому виду доходов. Они по почте поступают всем налогоплательщикам. Частота контрольных проверок колеблется в зависимости от отрасли или специальности. Например, за год выборочно проверяются 150 фермеров, 75 агентов по продаже недвижимости и т.д. Столь же регулярно, но тоже выборочно проводятся проверки бухгалтерской отчетности в финансовых отделах фирм (около 50 тыс. в год). Банковский контроль состоит в том, что банки – как государственные, так и частные – обязаны сообщать Центральному банку Франции обо всех крупных платежах при купле-продаже собственности (движимой и недвижимой), а при переводах за границу – даже о сравнительно небольших суммах порядка 2 тыс. евро.

      Уголовный контроль проводится финансовыми бригадами (отделами) полиции, которые существуют во всех префектурах и подчиняются Главному управлению МВД. Цель этого контроля состоит в раскрытии всевозможных экономических преступлений.

      Умышленное  уклонение от налогов, не говоря уже  об особо тяжких противоправных действиях  в экономической сфере, карается во Франции довольно сурово: штрафом  от 40 тыс. евро и пятью годами тюремного  заключения.

      За  последние четверть века в стране, как указывает А.Ю. Мальков, создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на 2, а на 3 года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий53.

      Поощрение создания предприятий и предотвращение их банкротств является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и  бизнеса. Этим занимается специальное учреждение – Национальное агентство по созданию предприятий (НАСП), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможности скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

      Наряду с НАСП государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления – региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы (фонды Жака Дуса, Жака Гийомарка и др.). На территории всей страны существуют портовые и свободные экономические зоны, где также создаются максимально благоприятные условия для создания и развития бизнеса.

      Малый бизнес Франции существенно изменился за последние 20-30 лет. До этого времени небольшие производственные предприятия представляли собой весьма архаичный сегмент рынка, так как их владельцы могли позволить себе приобретение лишь дешевого или устаревшего оборудования. Сегодня ситуация качественно другая. Современные малые предприятия, особенно в производственной сфере, работают на высоких технологиях. В большинстве случаев это происходит потому, что крупным корпорациям теперь невыгодно все производить своими силами. Они стали сотрудничать на принципах подряда или субподряда с более мелкими предприятиями, которые и выпускают для промышленных гигантов отдельные комплектующие. При этом крупные предприятия на коммерческой основе помогают мелким фирмам оборудованием, сырьем, передачей технологий и т.п. По-прежнему уверенно чувствуют себя малые предприятия, работающие в сфере сервиса. Очень широко распространены комбинированные точки обслуживания. Например, состоящие из кафе, табачной лавки и зала по распространению десятков видов лотерейных билетов. Популярна и комбинация загородной бензозаправочной станции с небольшим магазинчиком и закусочной. Как правило, каждый такой небольшой комплекс принадлежит одному хозяину.

      В глубинке владельцы лавок, мастерских и других мелких предприятий – уважаемые люди. Власти стараются идти им навстречу. Ведь, если хозяин магазинчика или парикмахерской скажет своим клиентам, что поднял цены на товары или услуги из-за плохих условий, созданных местными властями, это может негативно отразиться на результатах очередных выборов В крупных городах гораздо престижнее быть, например, чиновником или педагогом, чем мелким предпринимателем. Исключение составляют представители свободных профессий и те, кто работает в сфере высоких технологий.

 

      3.4 Регулирование малого предпринимательства

          в Великобритании 
     
     

      Великобритания  практически всегда держалась несколько  особняком по отношению к странам  континентальной Европы. Английский малый бизнес также имеет свои особенности.

      В Британии, как отмечает А.Ю. Мальков, фактически до 80-х годов ХХ века малый бизнес считался не престижной сферой деятельности. Традиционно большинство жителей этой страны не стремилось к открытию собственных малых предприятий, а предпочитало работать в крупных корпорациях и организациях государственного сектора. Однако в последние 20 лет в Великобритании активно внедряется культура малого предпринимательства. Этому способствует и внутриполитическая ситуация в стране (правительство стало направлять значительные суммы денег из госбюджета на поощрение малого бизнеса), и все большая интеграция Британии в ЕС. В результате на сегодняшний день малое предпринимательство в стране вышло на уровень развития, характерный для таких европейских государств, как Германия, Италия и Франция, где малый бизнес всегда был в почете. Интересно, что за столь небольшой с исторической точки зрения период времени кардинально изменился и менталитет жителей туманного Альбиона по отношению к малому предпринимательству. Теперь быть владельцем небольшой фирмы или компании стало весьма престижным делом. Неудивительно, что за 1998-2002 финансовые годы в Великобритании было зарегистрировано 150 тысяч новых малых предприятий54.

      В Великобритании к категории малого бизнеса относятся предприятия, в которых работает менее 50 человек. Совокупный доход таких предприятий не должен превышать 300 тыс. фунтов стерлингов. Конечно, в финансовой части этого определения заложена некоторая доля условности. Ведь даже очень небольшая по числу работающих фирма может выйти и на большую годовую прибыль. Но, как свидетельствует статистика, такое бывает весьма редко.

      Правительство лейбористов, стоящее сегодня у  власти в Великобритании, считает, что «лучшей гарантией здорового общества является увеличение числа рабочих мест».

      Одним из элементов реализации этого подхода  является поощрение мелкого и  среднего предпринимательства с  помощью снижения налогов. Так, с 2002 года все малые предприятия, чья  годовая прибыль составляет менее 10 тыс. фунтов стерлингов, целиком освобождаются от корпоративного налога (до этого на такие предприятия распространялась пониженная ставка налогообложения в размере 10%). С фирм и компаний, получающих годовую прибыль в размере от 10 до 300 тыс. фунтов стерлингов, теперь дифференцированно взимается от 10 до 19% налоговых отчислений (против прежних 20% для всех предприятий этой категории)55.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства