Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Юридический факультет

Кафедра гражданского права 
 

Допущен к защите

комиссией кафедры                                     

Регистрация №                                                                                            по предзащите           

«___»_________2007года

(Протокол  №_______)

Зав. Кафедрой _________ 
 

Лицензионная  работа

Правовое регулирование малого предпринимательства 
 
 
 

Выполнил 

                                                                                                заочное отделение

                                                          

____________________________

                                                                    

                                                Научный руководитель: Доктор права, доцент

________________________ 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………….……..3 

Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове 

    1. Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,

         «малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8

     1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства

         в Республике Молдова ………………………………………………..13 

Раздел 2 Государственно-правовое регулирование

         малого  предпринимательства в странах  СНГ 

     2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22

     2.2 Регулирование малого предпринимательства

         в Российской Федерации …………………………………………….26

     2.3 Регулирование малого предпринимательства

         в Украине …………………………………………………………..…30

     2.4 Регулирование малого предпринимательства

         в Республике Казахстан …………………………….………………..35

     2.5 Регулирование малого предпринимательства

         в Республике Беларусь …………………………………….................40 

Раздел 3 Государственно-правовое регулирование

      малого  предпринимательства в странах  ЕС 

      3.1 Формы и методы государственно-правового

      регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43

     3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50

     3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55

     3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58 

Заключение…………………………………………………………………………..62

Библиография………………………………………………………………………..66 
Введение
 
 
 

     Актуальность  темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

     Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики имеют  как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

     При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной  поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

    • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
    • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
    • активизация научно-технического прогресса;
    • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
    • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
    • освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики страны.

     Кризис  политической и социально-экономической жизни нашего гражданского общества, как отмечает В.П. Игнатьев, наиболее остро проявляется во всех производственных сферах народного хозяйства республики1. Принимаемые до настоящего времени меры, направленные на решение производственных проблем за счет развития и государственной поддержки малого бизнеса, не привели к желаемым результатам.

     Динамика  развития малого бизнеса за годы независимости  Молдовы показала, что сектор малого и среднего бизнеса переходит  от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают  эффективность и устойчивость малых предприятий, формирование при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности, осуществление сдвигов в национальной экономике Молдовы.

     В странах, где эта сфера экономики  развивается десятилетиями, малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% валового внутреннего продукта (ВВП).

     Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

     Становление предпринимательства происходит в  сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики  и формирования новой правовой системы  в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

     Вопрос  о правовых основах государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм любой государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы, по словам В.А. Анохина, являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной2.

 

      Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

     Принцип целесообразности государственного регулирования  предпринимательства заключается  в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью  те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

     Содержание  мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

     Следующий принцип государственного регулирования  предпринимательства – взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

     Целью исследования данного дипломного проекта является провидение сравнительного анализа поддержки малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики государственно–правового регулирования малого предпринимательства в разных странах, в частности, в  Республике Молдова. Все это рассматривается с учетом накопленного опыта развития теории и практики, опыта становления предпринимательства в Молдове, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности.

     Для достижения этой цели автором предполагается решить следующие  задачи:

    • выявить историко-правовые источники развития административного и гражданского законодательства в области правового регулирования, защиты и поддержки малого предпринимательства;
    • определить понятие, виды, содержание норм правового регулирования малого предпринимательства, независимо от их принадлежности к той или иной стране;
    • раскрыть сущность малого предпринимательства как объекта межотраслевого правового регулирования;
    • установить особенности реализации административно-правовых средств защиты имущественных прав предпринимателя;
    • выявить особенности реализации гражданско-правового регулирования малого бизнеса на примере стран ЕС и СНГ.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства