Правовое регулирование малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

дип. Правовое регулирование малого предпринимательства.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

      Большой популярностью у владельцев малых  предприятий пользуются различные  схемы льготного кредитования. По ним, в частности, начинающие бизнесмены, предоставив бизнес-план перспективного проекта, могут получить ссуду на очень выгодных для себя условиях. Владельцам малых предприятий, желающим направить своих сотрудников на платные курсы повышения квалификации или обучать молодых специалистов на базе своего предприятия, выдаются беспроцентные ссуды или кредиты под очень низкий процент. До 80% всех кредитов малые предприятия получают под государственную гарантию. При этом предприниматели могут взять как очень небольшую ссуду (500 фунтов стерлингов), так и достаточно солидный кредит (до 250 тыс. фунтов стерлингов). Тем, кто решился открыть фирму или компанию в неперспективных районах страны, государство выдает «подъемные». С 2000 года в Великобритании, как указывает М.Г. Лапута, введены постоянные 40% скидки на капиталовложения средних и малых предприятий, а также принят ряд мер, содействующих фирмам и компаниям этой категории в приобретении информационных технологий и развитии электронной торговли. Успешно работает государственная программа по информационно-образовательной поддержке руководителей малых предприятий. Ведущую роль в оказании государственной помощи малому бизнесу играет Служба малого бизнеса, созданная в 2000 году в структуре министерства торговли и промышленности56.

      В начале 80-х годов правительство инициировало создание зон деловой активности (ЗДА), которые продолжают развиваться и сейчас. В Англии есть территории, на которых располагаются когда-то действующие, а теперь заброшенные предприятия. Чтобы реанимировать эти территории, правительство и разработало программу ЗДА. Главной ее задачей является привлечение сюда инвестиций с помощью значительных финансовых послаблений. Так, фирмы и компании (в том числе и малого бизнеса), располагающиеся на территории этих зон, пользуются большими льготами по оплате электроэнергии, газа, воды, дорог и других составляющих инженерной инфраструктуры. Льготное налогообложение в ЗДА включает, по словам Е.М. Воловика, освобождение от единого корпоративного налога на промышленную и коммерческую недвижимость и от налога на строительство зданий промышленного и коммерческого назначения на территории зоны. Другими словами, государство делает все, чтобы реанимировать те территории королевства, которые оказались в запустении. Ярким примером такой заботы государства является Доклэндс – зона деловой активности Большого Лондона, расположенная по берегам Темзы и занимающая территорию в 8,5 квадратных миль. На протяжении длительного времени в этом районе было сконцентрировано большое количество доков. Потом они и множество расположенных там производств были закрыты, и Доклэндс превратился в зону запустения. Однако благодаря правительственной программе по созданию здесь ЗДА Доклэндс быстро и успешно регенерируется57.

      Львиная доля вышеуказанных производств вовлечена в сферу туристических, гостиничных, ресторанных, медицинских, парикмахерских, ремонтных, адвокатских, транспортных, переводческих и других услуг. Однако немало фирм малого бизнеса (и их численность постоянно растет) занимается разработками в области высоких технологий. Некоторые такие предприятия работают по подряду крупных корпораций, куда изобретения передаются по патенту и где они внедряются в массовое производство. Государство очень заинтересовано в успешной работе таких предприятий. А потому оно создает специальные технологические парки – места, где исследовательские лаборатории и производственные площади находятся в одной зоне. Это позволяет сократить до минимума время, необходимое для внедрения научно-исследовательских проектов в производство.

      Существуют  специальные государственные организации, на которые возложены функции по надзору за деятельностью частного бизнеса, в том числе и малых предприятий. Управление по честной торговле следит главным образом за качеством предлагаемых рынку товаров и услуг, заботится о защите прав потребителей. Комиссия по монополиям и слияниям контролирует соблюдение правил честной конкуренции и корректного поглощения одного предприятия другим. Суд по ограничительной деловой практике рассматривает дела, связанные с деятельностью предприятий. Суд по мелким тяжбам главным образом рассматривает иски по долговым обязательствам (их – около 80% от всех дел). Несмотря на то, что культура малого бизнеса в Великобритании основательно пустила корни только в последние 20 лет, общая культура деловой практики в этой стране имеет очень давние традиции. Именно поэтому 70-80% всех споров по долговым обязательствам решаются здесь либо в предсудебном порядке, либо во время судебного разбирательства по взаимной договоренности сторон. Один раз в год (когда приближается время уплаты налогов) каждое малое предприятие получает анкеты, в которых указываются все данные фирмы. Руководителю предприятия остается лишь проверить правильность указанных в анкетах сведений, заплатить налоги и отправить все бумаги в Компаниз Хаус. За то, что это ведомство работает с отчетами предпринимателей, оно взимает с них весьма скромный взнос – 20 фунтов стерлингов в год.

      Трудовые  отношения в Великобритании всегда строились на принципах волюнтаризма (добровольности), а не легализма, как  в странах континентальной Европы. К примеру, до сих пор нет такого понятия, как трудовой кодекс, а есть лишь отдельные законодательные постановления. Однако страна, все больше интегрируясь в ЕС, постепенно переходит к легализму в трудовых отношениях. Так, в 2000 году были введены нормативы почасовой оплаты труда наемных работников – для лиц от 18 до 21 года она должна быть не ниже 4 фунтов стерлингов в час, для тех, кто старше 21 года, – не ниже 4,5 фунтов стерлингов. Если на предприятии работает более 20 человек и более 40% из них выступают за создание своего профсоюза, то предприниматель обязан признать его и вести с ним все переговоры, касающиеся условий труда и его оплаты. На малые предприятия стало распространяться и такое правило, как предоставление 4-недельного оплачиваемого отпуска всем работникам. С 2-х лет до одного года сокращен стаж работы, при котором предприниматель может уволить работника без согласия профсоюза. Всего на малых предприятиях Великобритании сейчас трудится 44% всех наемных работников, занятых в экономике этой страны. И работодатели обязаны соблюдать все их права.

      Для регистрации малого предприятия, как указывает В.А. Сорокина, в государственное агентство Компаниз Хаус или Бюро регистрации нужно предоставить устав компании, меморандум ассоциации, сведения о директорах и акционерах. Компания должна иметь зарегистрированный офис и капитал в размере не менее 50 тыс. фунтов стерлингов При этом минимум 12 тыс. из них должны быть внесены на банковский счет, остальные могут быть вложены в автомобили, оборудование, оргтехнику, другое имущество. Регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней и стоит 20 фунтов стерлингов Иностранный гражданин, имеющий право работать в Великобритании, может также зарегистрировать свое малое предприятие58.

 

Заключение 
 
 

     В данной работе на основе сравнительного анализа специального законодательства о малом бизнесе ряда высокоразвитых стран, сделана вторая попытк определить виды правовых отношений в сфере малого предпринимательства и вокруг него, необходимые для урегулирования на уровне законов, рассмотрены концепции некоторых специальных законов для малого бизнеса, необходимые, на наш взгляд, и предлагаемые к первоочередной разработке в Республике Молдова.

     Тщательно проанализировав такой институт административного и предпринимательского права, как государственно-правовое регулирование малого предпринимательства, особенно в развитых государствах, можно сделать следующие выводы:

     1. Государственно-правовое регулирование малого предпринимательства – это деятельность органов публичного управления, по принятию и реализации государственных программ для развития и поддержки малого бизнеса, основанная на Конституции РМ и принятых Парламентом Республики Молдова законах, специально для регулирования малого предпринимательства. Это одна из форм государственного воздействия на малое предпринимательство, реализуемая посредством установления и применения государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической деятельности физических и юридических лиц, которые зарегистрированы для осуществления предпринимательской деятельности в форме мелких, малых и средних предприятий.

     2. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо смешанное регулирование предпринимательской деятельности в малом бизнесе, то есть соединение саморегулирования конкурентного рынка и государственного воздействия на экономику.

     3. В переходной период государственно-правовое регулирование малого предпринимательства необходимо как дополнительный механизм к системе саморегуляции рынка, направленный на корректирование поведения предпринимателей в интересах общества.

     4. Государственное регулирование малого предпринимательства не является достаточным для создания благоприятного его окружения. Необходимо формирование комплекса организационно-правовых мер для создания макросреды предпринимательской деятельности мелкого, малого и среднего бизнеса, включая развитую инфраструктуру поддержки этих форм предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития этой деятельности и эффективные системы защиты прав и законных интересов малого бизнеса, а также общественных и государственных интересов в этой сфере государственного регулирования.

     5. Анализ правовых норм, регламентирующих государственное регулирование предпринимательской деятельности, даёт возможность прийти также к главному выводу о том, что отечественные юридические средства по регулированию предпринимательства не являются системными и больше похожи на эклектическое соединение разных методов и форм воздействия со стороны государства.

     6. Существующая правовая система Республики Молдова все еще не может обеспечить защиту прав и интересов мелких предпринимателей, деятельность которых пока не подпадает под законодательство о предпринимательской деятельности. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально–экономической жизни республики. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе коммерческой деятельности, осуществляется за ее пределами. «Вакуум права», отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот «вакуум» быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров с участием этой категории незарегистрированных нигде «коммерсантов».

     7. Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к малому предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

    • стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса в малом бизнесе;
    • развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки малого предпринимательства;
    • развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур реструктуризации и несостоятельности мелких предприятий с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);
    • развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы для малого бизнеса, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
    • развитие комплекса внешних инфраструктурных условий для малого предпринимательства (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)

     8. Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки малого бизнеса. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития малого предпринимательства и доверия населения к нему  и государству, финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста» малого бизнеса. Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но на кооперации, партнерстве и добросовестной конкуренции.

     9. Государство должно наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создать следующие оптимальные условия для его развития в Молдове:

    • Формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
    • Нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
    • Развитие прогрессивных финансовых технологий;
    • Научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
    • Создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок н технологий;
    • Установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.

     При этом мы поддерживаем В.П. Игнатьева  в том, что нельзя упустить и следующие, необходимые меры:

      1) Создать отдел предпринимательства, контрактов и защиты интересов малого бизнеса в Правительстве Республики Молдова;

      2) Установить обязательные цели в нормативных актах, согласно которым определенный процент всех государственных закупочных контрактов будут предоставляться малому бизнесу в целом»59.

     Следует поддержать, высказанную в его  же монографии точку зрения и том, что «все республиканские ведомства, разрабатывающие и осуществляющие фискальную, законодательную и регулирующую политику, должны издавать заявления об «экономическом воздействии» всех их новых решений на малый бизнес»60.

Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства