Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66
Теоретической и методологической основой являются книги и статьи отечественных и зарубежных ученых, директивные документы, нормативные документы законодательных и исполнительных органов власти, статистические отчеты и отчеты налоговой инспекции, данные по статистике Национального бюро статистики. Данная литература использовалась для раскрытия сущности малой предпринимательской деятельности, определения ее основных характерных черт и выполняемых функций, а также выявления условий эффективного развития и необходимости государственно-правового регулирования.
Раздел 1
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое
предпринимательство»,
их соотношение и развитие
Анализируя Закон Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий», можно сделать вывод, что под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая мелкими и малыми предприятиями3.
А.В. Булыгин считает, что «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия»4.
По мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство – это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства5. В свою очередь, известные американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питерс дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения:
«Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым»6. И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда.
Р. Хизрич дал, таким образом, одно из самых кратких определений сущности предпринимательства: это – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.
Отдельные ученые считают, что «предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами»7.
Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного цела (о чем будет рассказано особо), должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно–правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле – это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.
В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 человек. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах, о чем речь пойдет ниже.
В
соответствии с законодательством
средняя за отчетный период численность
работающих малого предприятия определяется
с учетом всех его работников, в том числе
работающих по договорам гражданско-правового
характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также
работников представительств, филиалов
и других подразделений указанного юридического
лица.
Таким образом, можем сделать вывод, что самым общим понятием является «бизнес» так как многие, стоящие на обочинах мелкие деловые люди нигде не зарегистрированы, но занимаются бизнесом. Менее общим является понятие «малый бизнес», это уже предпринимательская деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Понятие «малое предпринимательство» как следует из его определения, является производным от понятия «малый бизнес».
К ключевым вопросам, заслуживающим приоритетного внимания для предпринимательства в целом, в том числе и малого, относятся нормы гражданского, торгового и договорного права развитых стран, законодательства об обеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон об обеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгод крупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полное законодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.
Но
решающим фактором в области развития
законодательства о малом бизнесе
для Республики Молдова должно быть
наличие определенного
Как
при этом использовать опыт других
государств? Какие законы необходимо
принять (общие для
На эти и другие вопросы попытаемся дать ответ в дальнейшем в этой работе и, прежде всего, рассмотрим становление, развитие и регулирование малого бизнеса в Республике Молдова, по ходу анализируя опыт развитых государств.
1.2 Правовое регулирование малого
предпринимательства
в Республике Молдова
В конце 1987 года в СССР совершилось знаменательное событие: государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство, каковым считается всякая деятельность, преследующая получить доход за счет привлечения собственных или заемных средств, также опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала10.
Малый бизнес в Республике Молдова начал развиваться с момента реализации постановления Правительства РМ от 21 сентября 1990 года № 340 «О порядке создания и основах деятельности малых предприятий», в соответствии с которым к малым предприятия относились вновь создаваемые и действующие предприятия всех форм собственности с численностью работающих:
– в промышленности и строительстве – до 200 человек;
– в науке и научном обслуживании – до 100 человек;
– в других отраслях производственной сферы – до 50 человек;
– в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек;
– в розничной торговле и общественном питании – 15 человек.
Постановлением Правительства Республики Молдова от 25 ноября 1992 года № 770 в вышеупомянутый нормативный акт были внесены существенные изменения, пункты 4 – 10, 12 – 23 этого постановления утратили свою юридическую силу и в результате чего малые предприятия были лишены тех льгот, которые были предусмотрены), а пункт 2 был изложен в следующей редакции: «Малые предприятия создаются любым юридическим и физическим лицом в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством».
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства