Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:01, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.
Введение……………………………………………………………………….……..3
Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове
1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,
«малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8
1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства
в Республике Молдова ………………………………………………..13
Раздел 2 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах СНГ
2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22
2.2 Регулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации …………………………………………….26
2.3 Регулирование малого предпринимательства
в Украине …………………………………………………………..…30
2.4 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Казахстан …………………………….………………..35
2.5 Регулирование малого предпринимательства
в Республике Беларусь …………………………………….................40
Раздел 3 Государственно-правовое регулирование
малого предпринимательства в странах ЕС
3.1 Формы и методы государственно-правового
регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43
3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50
3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55
3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58
Заключение…………………………………………………………………………..62
Библиография………………………………………………………………………..66
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Молдова «О предпринимательстве и предприятиях» от 3 января 1992 года и последующими изменениями к нему, предпринимательская деятельность может осуществляться в следующих организационно-правовых формах: индивидуальные предприятия; полные товарищества; коммандитные товарищества; общества с ограниченной ответственностью; акционерные общества; производственные кооперативы; арендные предприятия; государственные и муниципальные предприятия11.
Таким
образом, малые предприятия могут
быть созданы в любой из этих форм
предпринимательской
Для развития в Республике Молдова предпринимательства существенное значение, на наш взгляд, имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством (хотя, конечно, считать предпринимательством любое начинание в области, формируемой рыночной экономики можно лишь с определенными оговорками). Предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в Молдове должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать за это материальное и моральное вознаграждение. Как писал В.И. Даль, предпринимать – значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного12.
Существуют
различные понятия «
Так, в законодательстве Республики Молдова зафиксировано, что «предпринимательство – это инициативная, осуществляемая самостоятельно, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность граждан и их объединений по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с целью обеспечения постоянного источника доходов13.
«Предпринимательская деятельность – это деятельность предпринимателей, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»14.
Как считает В.П. Игнатьев, «анализ же зарубежной литературы и первых отечественных работ по теории и практике предпринимательства показывает, что к пониманию его экономико-юридической сущности целесообразно идти через характеристику категории «предприниматель»«15. С юридической точки зрения в соответствии с законодательством Республики Молдова «предпринимателем может быть: любой гражданин Республики Молдова, не ограниченный в правах, в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами; любой гражданин иностранного государства или лицо без гражданства в соответствии с действующим законодательством; группа граждан и лиц без гражданства (партнеров) – коллективный предприниматель; любое юридическое или физическое лицо в соответствии с его основными целями и действующим законодательством»16. Как видим, в законе нет четкого определения предприниматель, в нем лишь указывается на то, кто может быть предпринимателем, ничего здесь не говориться о качествах и умениях способностях), которыми должен бы был обладать каждый предприниматель. Выходит, что достаточно зарегистрироваться, получить лицензию, офис, а там – хоть и трава ни расти. Можно ничем не заниматься. Возникает вопрос – нужно ли в законодательстве сформулировать определение «предприниматель», которое вы отвечало на вопрос «какими же качествами с правовой точки зрения должен обладать предприниматель, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции». Особенно это важно для малого бизнеса.
На наш взгляд, прежде среди таких качеств предпринимателя, требующих правового регулирования нужно назвать следующие умения (способности):
Ведь эти позиции предпринимателя реализуются в совокупности целого ряда функций его практической деятельности, а функции – это правовые категории. Среди них:
Молдова сделала выбор в пользу демократического правового государства, основанного на рыночных отношениях и власти закона и признанного обеспечить, как сказано в Конституции Республики Молдова, «достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности», существование без насилия, возможность каждому трудиться на себя17. Однако новые экономико-правовые структуры, по словам В.П. Игнатьева, и по сей день, переживают этап становления, несколько затянувшийся, по правде говоря, в том числе и по вине предпринимателей18.
Вот, что пишет вышеуказанный автор: «Многие считают, что в Республике Молдова уже создана достаточная правовая база для становления и развития предпринимательской деятельности. Для начала экономических реформ, действительно, было принято немало законодательных актов. (По данным, заложенным в информационно-поисковую систему «Superlex» нормы, относящиеся к области предпринимательской деятельности, содержаться в 515 нормативных актах). Однако с углублением реформ и возникновением новых проблем правовая база оказалось противоречивой и слабой, что подтверждается и некоторыми данными, полученными в результате опроса около 1000 предпринимателей в 1996 году. Мы выявили пробелы в законодательстве о предпринимательстве (например, отсутствие раздела ответственности должностных лиц за воспрепятствование предпринимательской деятельности)»19.
До 20 мая 1994 года в Республике Молдова не было специального закона, регламентирующего развитие малого бизнеса. Первый законопроект – проект Закона Республики Молдова «О поддержке и защите малого бизнеса», разработанный группой поддержки предпринимательства Центра исследований проблем рынка АНМ и Министерства экономики Республики Молдова, прошел все необходимые согласования и экспертизу и был принят 20 мая 1994 года Парламентом республики. Этот закон, как точно подметил В.П. Игнатьев, определил основные принципы, направления, виды и формы поддержки малых предприятий, гарантии и способы их защиты независимо от видов собственности, организационно-правовых форм хозяйствования, отраслевой принадлежности и иной специфики их деятельности20.
В нем впервые в национальном законодательстве были определены принципы, статус приоритетов поддержки малого бизнеса, критерии отнесения субъектов хозяйственных субъектов к мелкому или малому предприятию, независимо от отраслевой принадлежности.
К мелкому предприятию были отнесены хозяйственные субъекты со среднегодовой численностью занятых – от 1 до 19 человек, а к малому – от 20 до 75 человек. В зависимости от этого для этих предприятий был предусмотрен различный временной и иной режим льготного налогообложения.
Поддержка и защита малого бизнеса могли осуществляться как государством (за счет средств госбюджета), так и в форме негосударственной поддержки – предприятиями всех видов собственности и размеров, организациями, частными лицами, их объединениями, международными организациями, иностранными инвесторами (за счет собственных средств). При этом государство было заинтересовано и стимулировало развитие негосударственных форм поддержки.
Отсутствие должной экономико-правовой методологической базы, как писал В.П. Игнатьев, разбросанность в идеях и интересах, непрофессионализм в планировании законотворческой деятельности, включая даже определение названий законов, привели к тому, что многие нормативные акты не действовали или их применение без специальных инструкций было весьма проблематично21.
В соответствии с Государственной программой поддержки предпринимательства и малого бизнеса на 1994-1997 годы, на ряд исполнителей (Фонд поддержки предпринимательства и развития малого бизнеса, Минэкономики, Минфин) были возложены ежегодные оценка эффективности реализации нормативных актов, регламентирующих предпринимательство, и подготовка предложений по их совершенствованию. Однако, выполнение этого пункта было затруднительно, поскольку для этого требовался набор специальных методов и средств научно-прикладного характера, которые не были разработаны.
Ведь без анализа, определения и оценки качества всей совокупности законов в области предпринимательства невозможно в дальнейшем планировать законотворческий процесс. Хотя, например, тем же В.П. Игнатьевым, в инициативном порядке была предпринята некоторая попытка разработать отдельные аспекты прикладных методов для такого анализа, но для их реализации на практике и принятия коллективных решений на уровне публичных органов управления потребуются дополнительные силы, средства, программное обеспечение.
В
Республике Молдова роль малого бизнеса
постоянно и неуклонно
– значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
– создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
– ускорить научно–технический прогресс;
– составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в молдавской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
Местные властные структуры, к сожалению, имеют недостаточно четкое представление о том, какими именно видами поддержки заниматься, на выполнении каких именно функций специализироваться.
Для того чтобы комплексы мер по поддержке малого предпринимательства были реальной помощью предпринимателям, необходима точная информация о наиболее важных проблемах в малом бизнесе вообще и на разных этапах его развития, в частности. Причем эта информация должна максимально отражать мнения и пожелания самих предпринимателей. Это и должно помочь местным властям концентрировать внимание на самых серьезных моментах, более всего волнующих предпринимателей и вследствие этого мобилизовать все ресурсы для постоянной и полноценной помощи малому бизнесу.
Этим же целям отвечает и новейшее законодательство в сфере малого предпринимательства.
Так, 11 августа прошлого года вступил в силу Закон Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий»22, взамен утратившего силу Закона Республики Молдова «О поддержке и защите малого бизнеса».
Согласно статьи 1 Закона Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий», целью настоящего закона является создание институциональной, регламентирующей и административной среды, благоприятной для развития сектора малых и средних предприятий. Настоящий закон устанавливает основы и правовые, экономические и организационные формы государственной поддержке развития малых и средних предприятий.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий», направления поддержки государством сектора малых и средних предприятий устанавливаются государственными стратегиями поддержки развития сектора малых и средних предприятий, утверждаемыми постановлениями Правительства РМ.
Разработка,
координация, мониторинг и оценка политики
и мер государственной
Информация о работе Правовое регулирование малого предпринимательства