Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 17:17, дипломная работа
Цель исследования - анализ нововведений и изменений в международном коммерческом арбитраже, выявление на основе изученного основных тенденций развития и правового регулирования этого института, а также подготовка рекомендаций по совершенствованию источников правового регулирования международного коммерческого арбитража.
ВВЕДЕНИЕ ………3
ГЛАВА 1. Правовая природа и договорная составляющая международного коммерческого арбитража………………………………………………………………………………………….7
§ 1. Исследование правовой природы международного коммерческого арбитража:
основные тенденции ………..7
§ 2. Арбитражное соглашение - конституция договорной составляющей международного коммерческого арбитража. Основные черты арбитражного соглашения………………..........30
§ 3. Установление параметров процедуры разбирательства ………36
§ 4. Применимое право в аспекте современного развития международного коммерческого арбитража……………………………………………………………………………………….39
§ 5. Основные тенденции в отношении иных элементов договорной составляющей
международного коммерческого арбитража …..........48
ГЛАВА 2. Процессуальная составляющая и иные проблемы международного коммерческого арбитража ……………………………………………………………………52
§ 1. Исследование вопросов, входящих в процессуальную составляющую
международного коммерческого арбитража: основные тенденции …..........52
§ 2. Ускоренный арбитраж как проявление тенденции к упрощению и удешевлению
международного коммерческого арбитража …..........67
§ 3. Многосторонний арбитраж как свидетельство тенденции к формализации международного коммерческого арбитража…………………………………………………73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………....81
Частичное объединение не прекращает основных разбирательств: из того или иного дела могут быть выделены нужные спорные вопросы и включены в новое разбирательство. При этом предыдущие дела, из которых эти вопросы изъяты, не прекращаются автоматически. Это напоминает соединение и разъединение исков, дел в гражданском процессе. Вероятно, именно из него перекочевали эти нормы. В соответствии с голландским законодательством предыдущие дела приостанавливаются. Цель такой процедуры усматривается в том, что решение по вновь созданному разбирательству будет направлено во все оставшиеся процессы. На наш взгляд, это весьма спорный вариант урегулирования вопроса, поскольку вопросы, оставшиеся в "замороженных" разбирательствах, могут быть неотложными, и задержки нанесут существенный ущерб.
Многосторонний арбитраж также нашел свое отражение в арбитражных регламентах. Так, многосторонний арбитраж присутствует в регламентах:
• арбитражного центра при ВОИС.
В регламенте Лондонского арбитража вопрос многостороннего арбитража урегулирован в двух аспектах.
Во-первых, количество участников важно в случае назначения арбитров. Так, арбитражный орган назначает арбитров, если третьи лица, участвующие в деле, не согласны с выбором спорящих сторон.126 При этом независимо от содержания арбитражного соглашения оно будет признано уполномочивающим Лондонский арбитраж назначать арбитров. Кроме того, Регламент обязывает арбитражный орган учитывать число участников (если оно больше двух) при назначении арбитров.127
Во-вторых, многосторонний арбитраж влияет на полномочия арбитров, рассматривающих дело. Так, статья 22 Регламента "Иные полномочия состава арбитров" в пункте (h) части 1 предоставляет арбитражу право, по заявлению стороны, вводить в дело третьих лиц. В связи с этим арбитраж также получил право принимать единое решение или несколько раздельных решений с учетом сторон, участвующих в разбирательстве. Последнее положение представляется весьма прогрессивным. Вынесение раздельных решений в очень сложных делах может способствовать серьезному повышению эффективности исполнения этих решений и оказать положительное воздействие на коммерческую деятельность сторон.
Несмотря на высокую смысловую нагрузку положений о многостороннем арбитраже Регламента Лондонского арбитража, число этих положений нельзя назвать большим. Более детальное регулирование представлено в Регламенте арбитража при Женевской ТПП. Ей посвящен самостоятельный раздел этого документа.
В Женевском регламенте вопросы многостороннего арбитража, как и в Лондонском, имеют место несколько аспектов. В частности, уже известный вопрос назначения арбитров и процедура ввода третьих лиц в разбирательство.
Назначение арбитров в случае многостороннего арбитража возможно либо по соглашению всех сторон, либо, если соглашение не достигнуто, по решению арбитражного органа.128 При этом число арбитров должно определяться с учетом сложности спора.129
Необычной представляется процедура ввода третьих лиц в разбирательство. В соответствии с Женевским регламентом заявление о вводе третьих лиц может подать только ответчик. Он может сделать это на начальной стадии, когда направляет арбитражному органу свой ответ на приглашение участвовать в арбитражном разбирательстве. Затем арбитражный орган направляет этот ответ лицу, указанному в заявлении ответчика, т.е. предпринимает действия, аналогичные направлению приглашения ответчику в случае подачи иска в арбитраж. В Регламенте записано, что нормы об инициации арбитражного разбирательства (статьи 8 и 9) применяются по аналогии.130 На наш взгляд, необоснованно предоставлять такое право только ответчику и только на начальном этапе арбитража, а не в любой момент до вынесения решения. Возможно, это сделано с целью избежания затягивания рассмотрения дела или обусловлено сложившейся практикой в арбитражном суде при Женевской ТПП.
Наконец, Регламент Арбитражного центра ВОИС содержит нормы о многостороннем арбитраже только в аспекте назначения арбитров. В регламенте дается подробный перечень случаев, при которых множественность сторон (в интерпретации Арбитражного центра ВОИС - множественность истцов и ответчиков) определяет правила назначения арбитров131, имеются в виду ситуации, когда принято решение о составе арбитров из трех человек. Предусмотрены случаи множественности участников либо на стороне истца, либо на стороне ответчика. Решение о выборе арбитра, назначаемого от нескольких истцов или ответчиков, принимается ими сообща. Далее, Регламент учитывает и случаи, когда в деле участвует несколько истцов и несколько ответчиков одновременно.
Следует иметь в виду,
что Типовой арбитражный
Подведя итог исследованию вопроса многостороннего арбитража, отметим, в первую очередь, пути создания этого вида арбитража:
Как и в случае с ускоренным арбитражем анализ источников регулирования арбитража показал необходимость внесения в большинство из них изменений, связанных с регламентацией многостороннего арбитража. Выявлен также и пробел в арбитражных законах и регламентах, которым эта разновидность арбитража уже известна. Отсутствует какая-либо регламентация закрепления воли участвующих в деле лиц в случае множественности сторон в арбитраже. Для устранения этого недостатка следует зафиксировать требование о том, что в случае множественности сторон должны быть заключены многосторонние арбитражные соглашения. В случае вступления новых лиц в процессе разбирательства обязательно согласие всех лиц, как уже участвующих, так и вступающих. Это согласие также следует оформить многосторонним арбитражным соглашением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проводилось
на основе законодательной и нормативной
Используя системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и конкретно-исторический методы анализа нововведений в источниках правового регулирования международного коммерческого арбитража, удалось выявить в развитии арбитража некоторые наиболее важные тенденции и на их основе сформулировать несколько выводов в отношении договорной и процессуальной составляющих арбитража, а также внести ряд предложений по совершенствованию источников правового регулирования арбитража. Заслуживающими внимания, на наш взгляд, являются следующие положения:
1. Тенденции, проявляющиеся в
процессуальной составляющей
Информация о работе Правовая природа международного коммерческого арбитража