Права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Работа содержит 1 файл

Права ребенка.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.  

В развитых странах  программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение  обществу и правительствам проблем  развития детей в развивающихся  странах. Ведется сбор средств для  осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.  

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн. Среди других выдающихся участников этой уникальной деятельности можно назвать Гарри Белафонте, Роджера Мура, Джейн Сеймур, Лив Ульман и сэра Питера Устинова. Представительство ЮНИСЕФ в России было открыто в марте 1997. Одна из основных задач ЮНИСЕФ – помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России. 

В 1999 общая стоимость  проектов ЮНИСЕФ в России достигла 2,5 млн. долларов. Основная часть этих средств предоставлена странами-донорами – Германией, США, Великобританией, Финляндией – на осуществление целевых программ. Под патронажем ЮНИСЕФ в России проводятся международные акции в области культуры и искусства. ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям, пострадавшим от вооруженных конфликтов и стихийных бедствий.  

Национальным  координатором деятельности ЮНИСЕФ в России является Министерство труда и социального развития РФ, а ведущими партнерами – Министерства образования, здравоохранения, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, а также местные органы государственной власти. 

Жестокое обращение  с детьми (child abuse).

Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого  обращения с детьми.  
 

Под жестоким обращением понимаются «все формы физического  или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка».  

Причем, это явление  характерно не только для развивающихся  стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. – все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.  

Насилие имеет  четыре основные формы: физическое, сексуальное, психическое, социальное.  

Физическое насилие  – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.  

Сексуальное насилие  – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.  

Психическое насилие  – периодическое, длительное или  постоянное психическое воздействие  на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих  его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов. 

Социальное насилие  – пренебрежение интересами и  нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке и  должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.  

Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над  детьми совершается в семье, 38% –  в школах, детских учреждениях  и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка.  

В этом смысле одной  из наиболее показательных стран  является Америка. В США существует огромное количество законов, принятых в интересах детей.  

Так, например, существует закон, предусматривающий ответственность  за неуплату алиментов И к его  соблюдению относятся очень серьезно. Нередко «отлов» нерадивых родителей  происходит при перерегистрации  водительских удостоверений – компьютер быстро помогает определить должника, которому не отдадут водительские права до тех пор, пока он не выплатит своим детям всю необходимую сумму. В некоторых штатах действует закон, в соответствии с которым каждый работодатель обязан проверять соискателей вакансий на наличие родительских долгов. Правила те же: сначала – выплата алиментов и только затем – новое место службы.  

На примере  опыта США очень хорошо можно  проследить всю широту понятия «жестокое  обращение с детьми». Существует масса законов, предусматривающих ответственность родителей за самые разные случаи нарушения прав детей. 

Серьезным преступлением  считается «домашнее насилие». В  каждом штате есть свои программы  по защите детей от жестокого обращения  взрослых. Сотрудники школ и медицинских  учреждений обязаны сообщать в социальные службы о возможных случаях жестокого обращения с детьми. Даже если есть малейшее подозрение на случай «домашнего насилия» – врач (медсестра, учитель) обязан сообщить о своих подозрениях в социальную службу. Кроме того, существует развитая сеть некоммерческих общественных организаций, занятых проблемами детей, в том числе и отслеживанием подобных случаев.  

Приведем такой  случай. Положительный во всех отношениях отец семейства однажды дал пощечину своей четырнадцатилетней дочери за то, что она пришла домой на рассвете. Реакция девочки была чисто американской: из дома она прямиком побежала в полицию, где предъявила свежий синяк. Через несколько минут отца арестовали. Утром дочка в сопровождении мамы пришла забрать свое заявление назад. Но это оказалось не так просто. В США к этому поступку отца отнеслись очень серьезно. «Преступнику» грозило отселение от семьи и лишение родительских прав. Дело спас адвокат, хотя репутация отца была основательно подпорчена.  

Есть в США  закон, предусматривающий ответственность родителей «за создание ситуации, опасной для жизни ребенка». Вот один из характерных примеров. Молодая семейная пара (кстати, из России) решила посетить модную ночную дискотеку. По каким-то причинам найти няню – чтобы она присмотрела за ребенком, пока папа с мамой будут веселиться на дискотеке – не удалось. Супруги решили, что ничего страшного не будет, если оставить пятилетнюю дочку одну, как не раз уже делали дома, в Москве. Но им не повезло. Девочка ночью проснулась, расплакалась и стала звать маму. Бдительные американские соседи, убедившись, что ребенок в квартире один, вызвали полицию. Девочку тут же отправили в клинику, чтобы установить, не подвергалась ли она физическому насилию, после чего отвезли в городскую службу присмотра за малолетними. Родители же, не найдя дочери дома, ринулись в полицейский участок, где и попали в руки американского правосудия.  

За то, что  они подвергли опасности жизнь  ребенка – с точки зрения американского  законодательства – они были арестованы. И только через неделю «преступники» смогли получить свою дочь, и то, только после того как работники службы присмотра за малолетними убедились, что мама и папа «в порядке» и девочка содержится в достойных условиях. Но это еще не все: теперь семью регулярно навещает представитель отдела охраны детей, интересуясь, не обижают ли тут девочку.  

Иногда, конечно, возникают и анекдотические ситуации. В 2002 газеты обошла забавная история. Родители 16-летнего мальчика устроили для  него вечеринку, на которую он пригласил своих друзей. Родители, видимо, были людьми прогрессивных взглядов, и желая порадовать сына и его друзей, пригласили на вечер… стриптизершу. Как водится, вмешались бдительные соседи – и дело закончилось в суде. Родителей обвинили в «жестоком обращении с ребенком», «совращении несовершеннолетних» и пр.  

Конечно, в этом есть уже некий перебор, но, тем  не менее, свою задачу – по защите прав детей эта система выполняет  исправно.  

Аналогичные системы  по защите детей от жестокого обращения  существуют и во многих других странах (Германия, Англия, Франция, скандинавские страны). В каждой стране есть свое законодательство и свои методы работы с нарушителями.  

Тем не менее, есть два общих момента, которые позволяют  наладить эффективную защиту детей  от жестокого обращения. Во-первых, это система законов и положений об ответственности взрослых. Во-вторых – социальные службы, отвечающие за практическую реализацию соответствующего законодательства.  

В Российской Федерации  аналогичный контроль за детьми и  семьями осуществляют органы опеки и попечительства. Однако, по сравнению с западными образцами, российская система не до конца сформирована, а потому признана менее эффективной. Одной из ключевых проблем является отсутствие профилактической работы. Серьезные меры к нарушителям применяются тогда, когда исправить положение уже очень сложно. Например, если речь идет о родителях – то это уже «лишение родительских прав», для чего нужны серьезные основания. Если это «жестокое обращение» персонала детских учреждений – учителя, воспитатели – как правило, такие инциденты замечаются общественностью и соответствующими органами тогда, когда действия взрослых уже квалифицируются как уголовное преступление. 
 

 

Ювенальная юстиция.

Еще один очень  важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.  

Этот подход основан на двух идеях: что подростки  по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки  еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.  

Идея особого  отношения к детям, совершившим  преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.  

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.  

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».  

Толчком к изменению  системы правосудия по отношению  к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.  

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы  для работы с детьми относится  опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.  

В России система  детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская  модель ювенальной юстиции была очень  удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних"». 

Однако в 1918 Совнарком  России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.  

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.  

Информация о работе Права ребенка