Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:15, реферат
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
ПРАВА РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights
of children) – это те права и свободы,
которыми должен обладать каждый ребенок
(ребенком признается каждый человек
до 18 лет) вне зависимости от каких-либо
различий: расы, пола, языка, религии, места
рождения, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного
или иного положения.
Определение прав
ребенка логически вытекает из основных
идей Всеобщей декларации прав человека.
Ее отдельная статья посвящена детям.
В ней указывается, что «Материнство
и детство дают право на особое попечение
и помощь». Таким образом, признавая равные
права детей на все свободы, провозглашенные
в декларации, международное сообщество
признает необходимость дополнительной
помощи и поддержки детям.
Для гармоничного
развития личности ребенок должен расти
в атмосфере любви и добра, в семье, среди
близких и любящих людей. Задача взрослых
– помочь ребенку подготовиться к самостоятельной
жизни, стать полноправным членом общества,
создать ребенку условия для нормального
физического и интеллектуального развития.
Развитие концепции
прав человека привело к тому, что
права ребенка были выделены в
особую категорию. В начале 20 века права
детей, как правило, рассматривались
в контексте существующих проблем
использования детского труда, торговли
детьми и проституции несовершеннолетних.
Необходимость законодательно обеспечить
охрану здоровья детей, защиту их прав
побудила Лигу Наций принять Женевскую
декларацию прав ребенка в 1924.
Следующим важным
шагом стало принятие ООН в 1959
Декларации прав ребенка, в которой были
провозглашены социальные и правовые
принципы, касающиеся защиты и благополучия
детей. В ней отмечалось, что «Ребенок,
ввиду его физической и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и заботе,
включая надлежащую правовую защиту, как
до, так и после рождения». Документ состоит
из 10 положений (принципов, как они назывались
в Декларации), признание и соблюдение
которых должно позволить «обеспечить
детям счастливое детство».
Конвенция о правах ребенка.
К концу 1970-х уровень
развития общества, положение детей, новые
проблемы – показали, что одних декларативных
принципов недостаточно. Требовались
документы, в которых бы на основе юридических
норм были закреплены меры и способы защиты
прав детей. В этих целях в 1974 была принята
Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных
обстоятельствах и в период вооруженных
конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных
и правовых принципах, касающихся защиты
и благополучия детей, особенно при передаче
детей на воспитание и их усыновлении
на национальном (принимающая семья –
соотечественники) и международном (принимающая
семья – иностранцы) уровнях.
В течение 10 лет
(с 1979 по 1989) специалисты многих стран
мира, участвовавшие в Комиссии ООН
по правам человека, разрабатывали текст
нового положения о правах ребенка, в котором
бы максимально учитывались все стороны
жизни ребенка в обществе. Этот документ
получил название Конвенции о правах ребенка,
и был принят Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 года.
Основные положения Конвенции.
Согласно Конвенции,
основным принципом защиты прав детей
является признание приоритета интересов
детей. Особенно выделяется требование
особой заботы общества о социально
уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах,
беженцах, и т.п.
В соответствии
с этими принципами:
1. Ребенок имеет
право на жизнь и здоровое
развитие.
2. Ребенок имеет
право на сохранение своей
индивидуальности, включая гражданство,
имя и семейные связи.
3. Ребенок имеет
право на свободу личности, свободу
мысли, совести и религии. Это право
включает в себя свободу выражать свое
мнение в устной, письменной или печатной
форме, в форме произведений искусства
или с помощью других средств по выбору
ребенка.
4. Ребенок имеет
право на защиту от всех
форм физического или
5. Ребенок, лишенный
своего семейного окружения,
6. Ребенок имеет
право на уровень жизни,
7. Ребенок имеет
право на здравоохранение и
социальное обеспечение,
8. Ребенок имеет
право на образование, которое
должно быть направлено на
развитие личности, талантов и
умственных и физических
9. Ребенок имеет
право пользоваться родным
10. Ребенок имеет
право на отдых и досуг, право
участвовать в играх и
11. Ребенок имеет
право на защиту от
12. Ребенок имеет
право на защиту от всех
форм сексуальной эксплуатации
и сексуального совращения.
13. Государства-участники
обеспечивают, чтобы ни один ребенок
не был подвергнут пыткам или
другим жестоким, бесчеловечным или унижающим
достоинство видам обращения или наказания;
ни один ребенок не был лишен свободы незаконным
или произвольным образом; каждый лишенный
свободы ребенок имел право на незамедлительный
доступ к правовой и другой соответствующей
помощи.
14. Государства
обязуются принимать меры для
борьбы с незаконным
15. Государства
обязуются уважать и соблюдать
нормы международного
Признавая ребенка
самостоятельным субъектом
В отличие от
Декларации прав ребенка, которая просто
провозглашала определенные принципы,
Конвенция установила минимальные
нормы в области морали и права. Эти нормы
обязательны для соблюдения всеми странами,
ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция
стала первым международным документом,
в котором наиболее полно излагались права
детей: не только экономические, социальные
и культурные, но и гражданские и политические
права. Другой важной особенностью Конвенции
являлось то, что впервые права детей приобрели
силу международного права.
К 2002 документ ратифицировало
191 государство. Все они каждые 5 лет
предоставляют в Комитет ООН по правам
ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются
в их странах для обеспечения защиты прав
ребенка, какие сложности возникают при
реализации тех или иных положений Конвенции,
каковы пути решения этих проблем. На основе
предоставленной информации Комитет по
правам ребенка готовит экспертную оценку
и рекомендации для каждой страны: на что
стоит обратить особое внимание, какие
проблемы необходимо решать в первую очередь,
какие существуют методы их решения и
т.п.
Помимо этого,
диалог между международным экспертным
сообществом, международными и национальными
организациями по защите прав детей ведется
за рамками ООН – на специальных международных
встречах.
Так представительная
международная встреча на высшем
уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке.
На ней была принята Всемирная декларация
об обеспечении выживания, защиты и развития
детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан
План действий по осуществлению этого
документа. Он включил в себя практические
мероприятия, направленные на:
– улучшение
условий жизни детей и
– сокращение распространения
поддающихся профилактике заболеваний;
– создание более
широких возможностей для получения
образования;
– решение продовольственной
проблемы; защита детей, оказавшихся
в зонах чрезвычайных ситуаций.
В мае 2002 в Нью-Йорке
состоялась специальная сессия Генеральной
Ассамблеи ООН по проблемам детей.
В ней принимали участие члены
правительств 150 стран мира, а также около
3000 представителей международных детских
правозащитных организаций. На этой сессии
были подведены итоги 11 лет действия Конвенции
по правам ребенка. Около 155 стран подготовили
доклады о действиях по выполнению положений
Всемирной декларации об обеспечении
выживания, защиты и развития детей.
При подведении
итогов были отмечены положительные
сдвиги в решении проблем, обозначенных
на встрече 1990. Например, одной из основных
целей, поставленных Всемирной декларацией
1990, было сокращение к 2000 коэффициента
смерти детей младше 5 лет на одну треть.
В целом в мире этот коэффициент сократился
лишь на 14%, однако более 60 стран по этому
показателю достигли желаемого результата.
На 17% сократилось число регистрируемых
случаев недоедания детей в развивающихся
странах. Улучшилась ситуация с питьевой
водой: с 1990 по 2000 еще 816 млн. детей получили
возможность использовать качественную
питьевую воду. Был достигнут существенный
прогресс в области образования: возросло
число учащихся в начальных школах, многие
страны увеличили срок базового школьного
образования, а чем дольше срок получения
обязательного образования, тем выше минимальный
возраст, с которого детям разрешается
работать.
Вместе с тем,
участники сессии отметили, что важнейшие
проблемы в области защиты прав детей
до сих пор остаются нерешенными.
Ежегодно более
10 миллионов детей умирают, хотя
в большинстве случаев их можно
было бы спасти; 100 миллионов детей (из
них 60% – девочки) все еще не имеют
возможности посещать школу; 150 миллионов
детей страдают от недоедания; вирус СПИДа
среди детей распространяется с катастрофической
быстротой. Все еще распространены нищета
и дискриминация; социальные службы не
получают достаточного финансирования.
Миллионы детей по-прежнему страдают от
эксплуатации их труда, детской работорговли
и других форм злоупотреблений, эксплуатации
и насилия.
Для успешного
решения этих проблем на Генеральной
сессии Ассамблеи ООН в мае 2002
года была принята декларация Мир, пригодный
для жизни детей, где определены
основные принципы дальнейшего развития
системы защиты прав детей во всем мире,
а также план действий по ее реализации.
Основные положения
декларации можно условно разделить
на три группы:
– создание наиболее
благоприятных условий на начальном
этапе жизни для всех детей (сюда входят
проблемы детской смертности, питания,
медицинской помощи, развитие системы
социальных услуг и т.п.). Особое внимание
отводится проблеме ВИЧ-инфицированных
детей и профилактике распространения
этого вируса среди детей и молодежи;
– обеспечение
качественного базового образования
для всех детей;
– предоставление
всем детям, особенно подросткам, возможностей
для деятельного участия в
жизни их общин (возможности активного
участия в жизни общества детей-инвалидов,
создание в государствах систем и программ,
позволяющих им получать образование,
профессию, посещать общественные места,
участвовать в культурной и социальной
жизни общества).
Подводя итоги,
можно отметить, что, в начале 21 века
Конвенция о правах ребенка является
основополагающим международным документом,
регулирующим права детей в современном
мире. Что касается встреч на международном
уровне – то помимо практической оценки
реализации положений Конвенции в тех
или иных странах и выработки плана дальнейших
действий с учетом актуальных проблем
современного общества, они выполняют
еще одну важную задачу – акцентируют
внимание международного сообщества на
проблемах защиты прав детей.
Юнисеф.
Важную роль
в решении проблем детей на
международном уровне играет ЮНИСЕФ
(UNICEF) – Детский фонд ООН.
За последнее
десятилетие XX века в результате войн
и гражданских беспорядков