Права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Работа содержит 1 файл

Права ребенка.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Многие эксперты считают, что эти акты надолго  «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И  не в последнюю очередь, именно поэтому  сегодня проблема организации системы  ювенальной юстиции является одной  из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.  

Права детей  в России.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:  
 

– Конституция  Российской Федерации. 

– Семейный кодекс Российской Федерации. 

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. 

– Федеральный  закон об образовании. 

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. 

– Закон о  дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

– Закон о  социальной защите инвалидов в Российской Федерации.  

Помимо этого, существуют правительственные федеральные  целевые программы (ФЦП), цель которых  – создание благоприятных условий  для развития детей, обеспечение  защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».  

В условиях социально-экономической  ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход  к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов. 

Детское население  России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения  постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая  заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%. 

Из положительных  моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%. 
 

Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией  показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21. 

Одной из серьезных  социальных проблем в постперестроечный  период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи  родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.  

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч  российских детей лишены родительского  тепла и ухода, зачастую подвергаясь  жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.  

Число фактически безнадзорных детей не поддается  статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в  органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.  

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь. 

Между тем практика работы общественных организаций с  детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.  

Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.  

Ежегодно в  России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу  детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире. 

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.  

Качественно новое  явление – так называемое «скрытое»  социальное сиротство, результат которого – безнадзорные дети. Эти дети формально  живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав – на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. – не поддаются исчислению.  

По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации «Право ребенка» Б.Л.Альтшуллера, «…права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей».  

Из этого следует, что проблема защиты прав детей и  обеспечения практического механизма действия Конвенции по правам ребенка на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции по правам ребенка СССР присоединился в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999, после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:  

– Создание на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.  

– Привлечение  гражданского общества к решению  проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.  

– Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации «семей риска».  

– Принятие законов  о специализированной юстиции для  несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.  

В целом, за период с 1999 по 2002 ситуация начала меняться в  лучшую сторону. Прежде всего, большое  развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более, что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций и государства.  

В качестве примера  можно привести деятельность руководителя общественной организации «Соучастие в судьбе» (Москва) Алексея Голованя. Организация «Соучастие в судьбе» занимается предоставлением юридической помощи воспитанникам и выпускникам детских домов – от простой консультации до представительства в суде. Наиболее востребованной является помощь в решении жилищного вопроса выпускников детских домов.  

По существующему  законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного  жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников «Соучастия в судьбе» сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.  

Кроме того, на протяжении нескольких лет Алексей Головань добивался введения в Москве должности  Уполномоченного по правам ребенка. В феврале 2002 такая должность появилась, первым уполномоченным по правам ребенка в Москве стал Алексей Головань.  

Общественные  организации занимаются не только жилищными  правами детей-сирот. Они ведут  активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям 

Вот только некоторые  из направлений их деятельности: 

– предоставление непосредственной правовой защиты и  работа по совершенствованию законодательства («Право ребенка», «Соучастие в судьбе», комитет «За гражданские права»);  

– работа с детьми-инвалидами, создание благоприятных условий  для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного  образования («Ковчег», «Родник», «Даун  Синдром», «Такие же, как вы», «Дорога  в мир»). Эти организации работают с детьми-инвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;  

– работа с кризисными семьями, создание «социальных гостиниц»; Кризисные семьи – одна из самых  сложных категорий. Именно в этих семьях частенько нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка); 

– социальная адаптация детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.  

В марте 2001 состоялась первая Всероссийская конференция, посвященная проблемам российских детей – «Гражданское общество –  детям России». На конференции был  принят проект Концепции первоочередных мер по защите прав ребенка в России. Тут же было принято решение о создании Союза общественных региональных организаций «Гражданское общество – детям России» – совместного инструмента в отстаивании детских интересов на всех уровнях государственной власти. Через год, в апреле 2002, около 500 общественных организаций, деятельность которых так или иначе связана с детьми, собрались в Москве, на Координационный Совет «Гражданское общество – детям России», где утвердили Концепцию и выбрали региональных представителей. Председателем Союза стала Элла Памфилова.  

Согласно Концепции, российские некоммерческие организации  свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:  

Информация о работе Права ребенка