Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:15, реферат
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Многие эксперты
считают, что эти акты надолго
«задали тон» системе советского
правосудия в отношении детей. И
не в последнюю очередь, именно поэтому
сегодня проблема организации системы
ювенальной юстиции является одной
из наиболее актуальных проблем Российской
Федерации в области защиты прав детей.
Права детей в России.
Сегодня в России
права детей регулируются следующими
основными законами:
– Конституция
Российской Федерации.
– Семейный кодекс
Российской Федерации.
– Основы законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан.
– Федеральный
закон об образовании.
– Закон об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации.
– Закон о
дополнительных гарантиях социальной
защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
– Закон о
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации.
Помимо этого,
существуют правительственные федеральные
целевые программы (ФЦП), цель которых
– создание благоприятных условий
для развития детей, обеспечение
защиты их прав. Примером такой программы
может служить Программа «Дети России»,
принятая в августе 1994. Она включила в
себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация
летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля»,
«Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети
Севера», «Планирование семьи», «Развитие
индустрии детского питания», а также
«Безопасное материнство». С 1997 в составе
программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
и «Развитие социального обслуживания
семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту».
В условиях социально-экономической
ситуации в постперестроечной России
положение детей осложнилось. Переход
к рыночной экономике, развал традиционных
структур социальной защиты, семейные
трудности и, как следствие, разрушение
социальных связей оказали особо пагубное
влияние на здоровье и благополучие детей.
Это связано с тем, что дети, так же, как
и пожилые люди, в большей степени зависимы
от государства и системы социальных институтов.
Детское население
России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4
млн. Здоровье подрастающего поколения
постоянно ухудшается: по данным Министерства
здравоохранения (февраль 2001), общая
заболеваемость детей до 14 лет в целом
по России увеличилась на 10,2% по всем классам
болезней, рост заболеваемости туберкулезом
достиг 21,8%.
Из положительных
моментов можно отметить снижение коэффициента
младенческой смертности: в 1990 он составлял
17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также
за период с 1990 по 2000 показатель смертности
детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился
на 20%.
Кроме того, период
с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией
показателя смертности детей в возрасте
от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.
Одной из серьезных
социальных проблем в постперестроечный
период стал кризис семьи. За период с
1990 по 1999 годы численность детей, чьи
родители были лишены родительских прав,
возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел
к росту детской беспризорности
и безнадзорности, детской наркомании
и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество
беспризорных детей. Сотни тысяч
российских детей лишены родительского
тепла и ухода, зачастую подвергаясь
жестокому обращению. Значительная
часть из них стала воспитанниками
государственных учреждений (детские
дома и интернаты). По данным Генеральной
прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось
678 тыс. детей, оставшихся без попечения
родителей, причем, только 5% из них являются
действительно сиротами, остальные –
«социальные сироты» при живых родителях.
Из них воспитанников государственных
учреждений – 173,4 тыс. человек.
Число фактически
безнадзорных детей не поддается
статистическому учету, около 440 тыс.
подростков состоят на учете в
органах по предупреждению правонарушений
несовершеннолетних, на конец 2000 более
27 тыс. детей и подростков находились в
следственных изоляторах и колониях.
В России почти
30 тысяч воспитанников интернатов
для детей-инвалидов, 40% из них официально
признаны «необучаемыми». Как результат
действующих, зачастую формальных, процедур
диагностики умственной отсталости ребенка,
тысячи российских детей вместо необходимой
социальной реабилитации оказываются
навсегда изолированными от общества
и лишенными возможности нормально развиваться.
Дети, как правило, помещаются в государственные
интернаты, где не предусмотрены специальные
программы развития и социальной реабилитации.
В результате они еще больше деградируют,
всю жизнь проводят в замкнутом пространстве,
не имея никакой возможности общаться
со сверстниками, вести эмоционально и
социально насыщенную жизнь.
Между тем практика
работы общественных организаций с
детьми-инвалидами наглядно демонстрирует,
что возможно обучение и развитие
умственно отсталых детей. Для этой
цели существует масса методик и технологий,
как западных, так и российских. Дети, признанные
«необучаемыми», в результате этих занятий
вполне способны научиться читать, писать,
пользоваться компьютером, освоить какие-либо
профессиональные навыки.
Опыт многих
западных стран (Швеции, Дании, Германии,
США и др.) наглядно демонстрирует, что
специальные службы поддержки семей детей
с интеллектуальными нарушениями, темы
интеграционного образования, а также
система государственного контроля за
соблюдением их прав позволяют таким детям
(а впоследствии, взрослым) вести активную
социальную жизнь: учиться, работать, общаться
с другими людьми.
Ежегодно в
России выявляется около 100 тыс. детей,
нуждающихся в опеке. По числу
детей-сирот, приходящихся на каждые 10
тысяч детского населения (а по данным
Государственного Комитета России по
статистике в 2000 в Российской Федерации
проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает
первое место в мире.
Одной из серьезнейших
проблем в России является социальное
сиротство. Впрочем, так же, как и для многих
стран Восточной Европы. Среди детей, которые
воспитываются в детских домах и интернатах,
количество социальных сирот (фактически,
сирот при живых родителях) составляет,
по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое
явление – так называемое «скрытое»
социальное сиротство, результат которого
– безнадзорные дети. Эти дети формально
живут в семьях, но их родители не
занимаются их воспитанием, дети фактически
предоставлены сами себе, при этом
нарушения их прав – на нормальные
жизненные условия, на защиту взрослых,
на обеспечение образования, медицинского
ухода и т.п. – не поддаются исчислению.
По мнению известного
правозащитника, руководителя общественной
организации «Право ребенка» Б.Л.Альтшуллера,
«…права детей и семей с детьми у нас повсеместно
нарушаются. Речь при этом идет, конечно,
не только о насилии и т.п., но и о правах
социально-экономических, не только о
нарушениях прав ДЕЙСТВИЕМ, но об их нарушении
непозволительным БЕЗДЕЙСТВИЕМ государственных
органов, когда ребенку или семье, оказавшимся
в трудной жизненной ситуации, обратиться
за помощью некуда. Отсюда и сотни тысяч
социальных сирот, и миллионы безнадзорных
и беспризорных детей».
Из этого следует,
что проблема защиты прав детей и
обеспечения практического механизма
действия Конвенции по правам ребенка
на территории РФ имеет сейчас для нашей
страны огромное значение. К Конвенции
по правам ребенка СССР присоединился
в 1990. В 1992 Россия, как его правопреемница,
представила первый доклад о реализации
Конвенции. На его основе Комитет ООН в
1993 сформулировал свои замечания и рекомендации.
С того времени были приняты некоторые
программные документы и законы, обеспечивающие
практическую реализацию требований Конвенции
в России. В 1999, после того, как Россия представила
второй Доклад, Комитетом были даны новые
рекомендации. Однако к 2002 далеко не все
из них были выполнены. Основные положения
рекомендаций Комитета ООН заключаются
в следующем:
– Создание на всех
уровнях – федеральном, региональном,
местном – действенных организационных
механизмов рассмотрения жалоб детей
и контроля за соблюдением их прав.
– Привлечение
гражданского общества к решению
проблем детства и защите прав
детей, а также преодоление
– Развитие семейных
форм жизнеустройства детей, альтернативных
помещению детей в
– Принятие законов
о специализированной юстиции для
несовершеннолетних (ювенальной юстиции),
ориентированной на реабилитацию ребенка
и его семейной среды.
В целом, за период
с 1999 по 2002 ситуация начала меняться в
лучшую сторону. Прежде всего, большое
развитие получили местные, региональные
программы, действующие в рамках
области или края. Следует учесть,
что во многих регионах решение проблем
практической защиты прав детей обеспечивается
за счет сотрудничества соответствующих
властных структур и общественных организаций.
Тем более, что роль общественных организаций
за указанный период в сфере помощи детям
и семьям заметно выросла. Гражданский
сектор в России в начале 21 века представляет
собой довольно развитое сообщество, мощный
ресурс для развития социального партнерства
общественных организаций и государства.
В качестве примера
можно привести деятельность руководителя
общественной организации «Соучастие
в судьбе» (Москва) Алексея Голованя. Организация
«Соучастие в судьбе» занимается предоставлением
юридической помощи воспитанникам и выпускникам
детских домов – от простой консультации
до представительства в суде. Наиболее
востребованной является помощь в решении
жилищного вопроса выпускников детских
домов.
По существующему
законодательству РФ выпускники и воспитанники
детских сиротских учреждений обладают
правом на получение бесплатного
жилья. Однако этот закон часто не соблюдается,
а сами дети, как правило, не обладают достаточными
знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки
случаи, когда подростков обманом вовлекают
в махинации с квартирами, в результате
которых ребенок остается без жилья. С
помощью сотрудников «Соучастия в судьбе»
сотни выпускников детских домов смогли
добиться восстановления в правах на жилье,
получить квартиры.
Кроме того, на протяжении
нескольких лет Алексей Головань
добивался введения в Москве должности
Уполномоченного по правам ребенка. В
феврале 2002 такая должность появилась,
первым уполномоченным по правам ребенка
в Москве стал Алексей Головань.
Общественные
организации занимаются не только жилищными
правами детей-сирот. Они ведут
активную работу практически во всех
направлениях сферы помощи детям и семьям
Вот только некоторые
из направлений их деятельности:
– предоставление
непосредственной правовой защиты и
работа по совершенствованию
– работа с детьми-инвалидами,
создание благоприятных условий
для их адаптации в общество, создание
и развитие центров интеграционного
образования («Ковчег», «Родник», «Даун
Синдром», «Такие же, как вы», «Дорога
в мир»). Эти организации работают
с детьми-инвалидами, организуют центры
дневного пребывания для детей, службы
помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;
– работа с кризисными
семьями, создание «социальных гостиниц»;
Кризисные семьи – одна из самых
сложных категорий. Именно в этих
семьях частенько нарушаются элементарные
права детей: на здоровое развитие, образование,
нормальный уровень жизни и т.п. в России
уже существуют общественные организации,
которые создают центры помощи и поддержки
не только для детей из таких семей, но
и для всех членов семьи. Их работа направлена
не только на оказание помощи ребенку
(или семье) в кризисной ситуации, но и
на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие
этот кризис, восстановить нормальную
жизнь семьи (а соответственно, и ребенка);
– социальная адаптация
детей, воспитывающихся в детских домах
и интернатах и т.п.
В марте 2001 состоялась
первая Всероссийская конференция,
посвященная проблемам
Согласно Концепции,
российские некоммерческие организации
свою роль в области защиты прав
детей видят в систематизации
и распространении опыта