Жилищные права ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

Об актуальности настоящего доклада говорит и факт широкого правового регулирования данной темы. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено статьей 40 Конституции РФ закреплено в статьях 37, 60 и 67 Жилищного кодекса РФ и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В стране сегодня более 28 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении их жильем (данные управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования РФ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1) Нормативно-правовая база, регулирующая жилищные права ребенка…..3

2) Дети как участники жилищных правоотношений…………………………7

3) Реализация жилищных прав детей…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА РЕБЕНКА.docx

— 53.64 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Пермский  государственный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЖИЛИЩНЫЕ  ПРАВА РЕБЕНКА 
 
 
 
 
 

Выполнила: 

Проверила:

Бурылова Любовь

 Алексеевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………2

1) Нормативно-правовая база, регулирующая жилищные права ребенка…..3

2) Дети  как участники жилищных правоотношений…………………………7

3) Реализация  жилищных прав детей…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………..23

Список  использованной литературы………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         Дети в силу своего возраста  уязвимы и зависимы от взрослых. И поэтому нет более важной  обязанности, чем обеспечить уважение  их прав, защитить их благосостояние, сделать их жизнь свободной  от страха и нужды. 

        Нестабильная экономическая обстановка  в 90-е годы и, как следствие,  снижение жизненного уровня многих  семей, наличие значительных слоев  населения, находящихся на грани  или за чертой бедности, ослабление  инфраструктуры здравоохранения,  образования и культуры заметно  ухудшили положение детей и  возможности семьи и государства  по их жизнеобеспечению, развитию  и социализации.

        В условиях ограниченности экономических  возможностей государства, наличия  значительного числа детей, проживающих  в семьях с доходом ниже  прожиточного минимума, резкого  имущественного расслоения населения  существенно возрастает значение  нормативно-правового регулирования  защиты интересов детей, являющегося  одним из инструментов социальной  политики.

       Об актуальности настоящего доклада  говорит и факт широкого правового  регулирования данной темы. Обеспечение  жильем детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  установлено статьей 40 Конституции РФ закреплено в статьях 37, 60 и 67 Жилищного кодекса РФ и в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В стране сегодня более 28 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаются в обеспечении их жильем (данные управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования РФ).

      Актуальным в настоящее время является анализ проблем вокруг реализации жилищных прав несовершеннолетних детей, поиск механизмов разрешения таких проблем и направлений совершенствования действующего законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Нормативно-правовая база, регулирующая жилищные права  ребенка
 

        Право на жилище - одно из важнейших  социальных прав граждан России, закрепленное в Конституции Российской  Федерации (статья 40), - развивается в жилищном законодательстве.

        Жилищный кодекс (ЖК) РФ закрепляет, что жилищное законодательство  основывается на необходимости  обеспечения органами государственной  власти и органами местного  самоуправления условий для осуществления  гражданами права на жилище (п.1 ст.1 ЖК РФ).

      Жилищное законодательство регламентирует  жилищные отношения с участием  несовершеннолетних, предусматривая  как меры их непосредственной  защиты, так и порядок восстановления  прав несовершеннолетних по владению, пользованию, распоряжению жилыми  помещениями.

     Наряду с жилищным законодательством,  права несовершеннолетних детей  на жилье пронизывают семейное  и гражданское законодательство  Российской Федерации, законодательство  о социальном обеспечении.

      В отношении несовершеннолетних  жилищное законодательство Российской  Федерации устанавливает специальные  правила для приобретения права  собственности на жилое помещение.

     Так, в действующей редакции статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержится норма о том, что несовершеннолетние лица могут приобретать занимаемое жилое помещение в собственность (совместную, долевую) наряду с другими лицами, проживающими в этом жилом помещении. Причем жилые помещения, в которых проживают исключительно дети в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей, усыновителей, опекунов с предварительного согласия органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов.

      Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства. Если ребенок находится в детском доме или ином воспитательном учреждении, его администрация, родители, усыновители либо опекун над его имуществом обязаны в течение 6 месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность.

     Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетов.

      В обеспечение жилищных прав несовершеннолетних закон также закрепил правило, согласно которому приватизация жилья может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

     Жилищным законодательством в отношении отдельных категорий несовершеннолетних также предусматриваются льготы по пользованию жилыми помещениями. Специальные права детей закреплены в ряде профильных законодательных актов. В частности можно выделить:

- Федеральный  закон «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2005г.);

- Федеральный  закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О  дополнительных гарантиях по  социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей" (с послед. изм. и доп. от 22 авг. 2004г.).

    Во исполнение указанных законодательных актов приняты Постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств.

    Важно акцентировать внимание на том, что законодательными актами субъектов Российской Федерации относительно детей-инвалидов, других категорий несовершеннолетних (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты) могут быть предусмотрены дополнительные жилищно-коммунальные льготы, в частности по вопросам принятия на учет, предоставления значительных скидок по оплате жилья, коммунальных услуг, обеспечения компенсациями (субсидиями).

   Так, к примеру, Москва - единственный субъект Российской Федерации, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания на государственной или семейной форме воспитания своевременно получают отдельные благоустроенные квартиры. Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года №61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» введены новые социальные гарантии, предоставление которых не обусловлено федеральным законодательством. Статьей 13 указанного Закона закреплен эффективно действующий в Москве с 1999 года порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, являющиеся пользователями или собственниками жилых помещений, освобождены от расходов по оплате жилья, за его содержание и ремонт, за коммунальные услуги на время нахождения в детском сиротском учреждении или на воспитании в семье, а также обучения по очной форме в учреждениях профессионального образования.

    Особенности реализации прав несовершеннолетних детей закреплены и в процессуальном законодательстве. По жилищным спорам интересы детей в суде защищают их законные представители без специальных полномочий. Эти лица не только обращаются в суд за защитой прав ребенка, но и осуществляют другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

       По делам, связанным с нарушением прав ребенка на жилище, в необходимых случаях участвуют органы опеки и попечительства, а также прокурор. Участие органов опеки и попечительства предусмотрено, в частности, в случае, когда обжалуются их действия (статья 2 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»). Не исключается участие в суде и детей, если такое участие будет признано судом необходимым.

     Вместе с тем необходимо обратить внимание на очень важный момент. Внесенное Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнение пункта 4 статьи 292 устанавливает, что отчуждение жилого помещения собственником, несовершеннолетние дети которого имеют право пользования этим жилым помещением, требует согласия органа опеки и попечительства только в случае ограничения или лишения родительских прав этого гражданина, являющегося собственником жилого помещения. Аналогичная, по сути, норма содержится и в статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

      В защите жилищных прав несовершеннолетних детей участвуют и другие публичные образования. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г.) образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – предметом деятельности, которой является выявление случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав. Комиссия осуществляется надзор за органами опеки и попечительства. Образована также Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних (Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. №272).

      Вместе с тем особую озабоченность вызывают факты нарушения законодательства об охране жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество выделяемого жилья и средств на его приобретение из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов местного самоуправления не соответствует масштабам проблемы.

      Как отмечают эксперты, поскольку вслед за принятием в 1991 г. Закона о приватизации жилых помещений не было принято закона об отчуждении приватизированного жилья, который юридически четко и строго регулировал бы все сделки с жильем, на практике выявились многочисленные злоупотребления и нарушения собственниками квартир жилищных прав проживающих с ними несовершеннолетних детей. Продавая приватизированные квартиры, собственники (как правило, алкоголики) нередко не указывали проживающих в них детей, в результате чего дети лишались жилой площади и оказывались на улице. Так, прокурор одного только района Москвы выявил 3000 договоров о передаче жилья в собственность, куда не были включены прописанные на площади дети. Вопрос этот приобретал масштабы социального бедствия. Появились даже детские приюты для жертв квартирных афер, один из них функционирует в подмосковном Зеленограде.

     Сохраняется и проблема обеспечения жильем несовершеннолетних.      Особо остро стоит проблема обеспечения сохранности жилых помещений и поддержания их в пригодном для проживания состоянии. Санитарное и техническое состояние жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, не всегда удовлетворительное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Дети как  участники жилищных правоотношений
 

      Чтобы обсудить объем прав  ребенка в жилищных правоотношениях,  необходимо рассмотреть понятие  дееспособности и правоспособности.

     В соответствии со статьей  17 ГК РФ способность иметь гражданские  права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

     Гражданская правоспособность - это прежде всего общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом. Именно правоспособность гражданина является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов - действий и событий.

      Правоспособность сама является  особым субъективным правом, которое  защищается государством от любых  посягательств, прежде всего от  попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (ст. 22 ГК).

Информация о работе Жилищные права ребенка