Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:44, дипломная работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по процессу слияния и поглощения, а так же исследование значения слияний и поглощений в корпоративном управлении.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
Исследование методологических проблем слияний и поглощений, основных понятий и терминологию.
Исследование основ построения, системы корпоративного управления.
Исследование основных этапов, мотивов, участников и особенностей сделок по слиянию и поглощению.
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ. 6
1.1. Содержание и типы слияний и поглощений (понятия и терминология). 6
1.2. Основы построения системы корпоративного управления. 12
1.3. Основные этапы, участники и особенности сделок слияния и поглощения. 19
1.4. Сравнительная характеристика сбалансированной и стратегически ориентированной систем корпоративного управления. 24
1.5. Основные мотивы корпоративных интеграций: слияние и поглощение как стратегический инструмент внешнего роста компаний. Трудности и специфика разработки и реализации стратегии компаний. Область действия корпоративной стратегии. 28
1.6. Основные стратегические подходы слияния и поглощения. Сопоставление типовых разделов стратегического плана с возможностью слияния и поглощения. 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ, ФОРМЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ. 37
2.1. Анализ слияний и поглощений в решении стратегических вопросов в различных компаниях. 37
2.2. Основные формы слияний и поглощений и стратегия отражения поглощения. 45
2.3. Механизмы слияния и поглощения в стратегии корпоративного управления.
50
2.4. Правовые аспекты слияний и поглощений и наиболее распространенные нарушения. 53
2.5. Основные причины неудачных сделок по слиянию и поглощению. 62
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТРАИВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В СТРАТЕГИЮ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 65
3.1. Организация эффективной работы Совета директоров с позиции применения механизма слияний и поглощений в стратегии компании. 65
3.2. Рекомендации руководителям по анализу будущих эффектов от сделок по слиянию и поглощению. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 78
Отраслевые предпочтения на рынке слияний и поглощений претерпели в 2006 году серьезные изменения. Впервые за 4 года нефтегазовый сектор потерял лидерство. Его с большим отрывом опередила металлургия, в которой был отмечен настоящий бум: 20 сделок на $15866,0 млн. (эта сумма составляет 37,5% от объема всего рынка; отрасль продемонстрировала более чем десятикратный рост к уровню 2005 года). И это притом, что не состоялась сделка Arcelor-Северсталь, которая могла бы принести в «копилку» сектора еще около $13000,0 млн.
На втором месте находится нефтегазовый сектор: 26 сделок на $8380,8 млн. За исключением сделки с «Удмуртнефть» на $3500,0 млн., мега-транзакций в этом секторе не было. В результате, по сравнению с 2005 годом объем сделок здесь упал более чем в 2 раза. Основная же M&A-активность была зафиксирована в сегменте компаний второго-третьего эшелона.40
Замыкает тройку лидеров сфера торговли, в которой было заключено 39 сделок на $2697,9 млн. Этот традиционно активный сектор в 2006 году продемонстрировал более чем четырехкратный рост к уровню 2005 года.
Высокий уровень активности в сфере финансов (33 сделки на $2530,8 млн.), отрасли связи (27 сделок на $2008,8 млн.) и добыче полезных ископаемых (10 сделок на $1674,5 млн.).
2006 год отметился довольно большим количеством трансграничных сделок. Всего было заключено 92 сделки in-out и out-in на сумму $14986,9 млн., что составляет 35,4% от всего рынка M&A. В 2005 году аналогичный показатель достиг величины лишь 23,5%. Это свидетельствует о том, что рынок слияний и поглощений с участием российских компаний становится все больше наднациональным. Причем очевидный перевес имеют российские компании и, соответственно, проводимые ими in-out: 54 сделки на $10272,6 млн. против 38 сделок out-in на $4714,3 млн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Основные покупки российских компаний за рубежом приходятся на металлургический сектор (13 сделок на $7965,0 млн.), добычу полезных ископаемых (4 сделки на 587,5 млн.) и связь (8 сделок на $517,5 млн.).
Иностранцев же в России интересует, прежде всего, банковский сектор (9 сделок на $1811,3 млн.), лесопромышленный комплекс (1 сделка на $650 млн.), услуги (прежде всего – коммерческая недвижимость и бизнес по сдаче имущества в аренду; 4 сделки на $634,2 млн.). Интересует их, конечно, и нефтегазовая отрасль, но доступ к серьезным активам пока закрыт.
Необходимо
отметить одну значительную негативную
тенденцию, явно проявившуюся на рынке
M&A в прошедшем году: российским
ведущим корпорациям помешали, под
различными предлогами, как правило
– политическими, заключить сделок
за рубежом на $49,4 млрд. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Эта
сумма превышает (!) объем всего рынка M&A
на 16,8%. 41
2.2.
Основные формы
слияний и поглощений
и стратегия отражения
поглощения.
Развитие рынка часто подталкивает игроков рынка к укрупнению – формированию крупных сетей и корпораций. Небольшие магазинчики «шаговой доступности» самостоятельно объединяются в большие сети или выкупаются более крупными компаниями, производители стройматериалов вступают в холдинги, заводы переходят под контроль одной или двух корпораций. Словом, рынок развивается по схеме: большие рыбки поглощают своих мелких сородичей. Однако было бы ошибкой думать, что каждый раз процесс поглощения имеет криминальный характер. Поглощение компании зачастую осуществляется путем скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение в полную собственность присоединяемого предприятия. Поглощение может также происходить путем последовательной покупки отдельных активов компании, или путем стратегического участия в капитале (прямые инвестиции). Необходимо выделить основные формы сделок по слиянию и поглощению компаний, а именно:
Для
отражения поглощения компании
вырабатывают свою стратегию
отражения враждебного
1) пристальное отслеживание
2) обращение к компаниям,
3) приглашение специалистов, инвестиционных банков, которые разрабатывают стратегии противостояния рейдерам;
4) образование «военной казны» - выделение средств (ликвидных активов, наличности), хранимых вне компании на случай приобретения.
Стратегия противостояния враждебному поглощению состоит:
1) из официальных мероприятий, препятствующих поглощению;
2) из тактики противостояния
3) из инструментов
Официальные мероприятия, помогающие компании избежать поглощения:
1) налоговые льготы;
2) положение об освобождении от ответственности;
3) «безопасное убежище» - поглощаемая компания подвергается очень строгому регулированию и становится непривлекательной для поглощения.44
Основными
тактиками отражения
2) Ядовитая пилюля (poison pill) - стратегия объекта поглощения, направленная на выставление своих акций в непривлекательном свете. Например, выпуск новых серий привилегированных акций с правом их погашения с премией после поглощения, что вызывает разводнение акционерного капитала и может предотвратить попытку поглощения, увеличив расходы поглотителя. Основные разновидности:
3) Самоубийственное лекарство (
4) «Макаронная оборона» (macaroni defense) - тактика эмитирования большого количества облигаций с возможностью досрочного погашения по более высокой цене при поглощении;
5) Обратный выкуп контрольного пакета с использованием заемных средств руководством компании (reverse leveraged buyout);
6) Политика выжженной земли (scorched-earth policy) - поглощаемая компания соглашается на продажу самой привлекательной части бизнеса (чтобы она не досталась рейдеру) или назначает выплату всех задолженностей сразу после слияния;
7) Стратегия «Пэк-Мэн» (Pac-Man Stra-tegy) - поглощаемая компания начинает скупку акций рейдера, угрожая поглотить его самого.45
Основными
инструментами отражения
1) Человеческая пилюля (people pill) - договоренность об увольнении руководящего звена и ведущих специалистов. В этом случае поглощение становится нецелесообразным;
2) Пенсионный парашют (pension parachute) - пенсионное соглашение, в соответствии с которым при попытке враждебного поглощения избыточные активы компании будут выплачены участникам программы в виде увеличенных пенсий. Следовательно рейдер не сможет финансировать поглощение из активов компании;
3) Предотвращение «финансового рычага»(leveraged recapitalization) -поглощаемая компания берет крупный заем и выплачивает акционерам крупные суммы, по сути, выполняя задание «белого рыцаря» по отношению к себе;
4) Управленческий выкуп (management buyout) - выкуп с премией руководством компании всех обращающихся акций (компания становится частной).
5) Требование установить справедливую цену, одинаковую для всех акционеров (any-at-all-bid), - это предотвращает условное тендерное предложение (two-tired bid);
6) Золотой парашют - контракт с высшим руководством, делающий замену дорогостоящей;
7) Защитное слияние с другой компанией;
8) Введение в устав корпорации оговорки переизбрания каждый год части совета директоров;
9) Процедура квалифицированного
10) Поглощаемая компания может
обратиться к 'белому рыцарю'.
«Белый рыцарь»(white knight) - дружественная
компания, привлекаемая для защиты
от поглощения. Привилегией «белого
рыцаря» является закрытый опцион
- возможность покупки дополнительной
доли капитала поглощаемой компании
по цене ниже номинала.46
2.3.
Механизм слияния
и поглощения в
стратегии корпоративного
управления.
Общеизвестно, что организациям необходимы стратегии для нахождения пути достижения целей и выполнения миссии. Общая стратегия компании основывается на модели поведения фирмы и новых идеях, предложенных менеджерами. Стратегия организации находится в постоянной разработке, поскольку не всегда возможно продумать заранее все мелочи, а затем долгое время функционировать без изменений. В процессе разработки стратегии постоянно необходимо реагировать на трансформации, происходящие внутри компании или за ее пределами. Динамичный и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров, а также бесконечное число других событий оказывают влияние на стратегию, способствуя ее устареванию и дальнейшей потери функциональности.47
В силу того, что постоянно происходят какие-либо изменения, на которые необходимо реагировать, компании получают возможность находить и открывать так называемые «стратегические окна». Таким образом, задача усовершенствования стратегии постоянно находится на пике актуальности. Стратегия компании всегда должна сочетать в себе запланированную и продуманную линию поведения, а также возможности реагирования на неожиданные изменения. Корпоративная стратегия направлена на нахождение способов и методов утверждения компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, способствующих улучшению деятельности предприятия. Корпоративная стратегия разрабатывается руководителями высшего звена, которые несут основной груз ответственности за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей низшего звена управления. Топ-менеджеры ключевых производств также могут принимать участие в разработке стратегии компании. Важнейшие стратегические решения рассматриваются и принимаются советом директоров корпорации. Грамотно разработанная корпоративная стратегия увеличивает стоимость компании и повышает эффективность корпоративного управления.48