Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:44, дипломная работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по процессу слияния и поглощения, а так же исследование значения слияний и поглощений в корпоративном управлении.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
Исследование методологических проблем слияний и поглощений, основных понятий и терминологию.
Исследование основ построения, системы корпоративного управления.
Исследование основных этапов, мотивов, участников и особенностей сделок по слиянию и поглощению.
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ. 6
1.1. Содержание и типы слияний и поглощений (понятия и терминология). 6
1.2. Основы построения системы корпоративного управления. 12
1.3. Основные этапы, участники и особенности сделок слияния и поглощения. 19
1.4. Сравнительная характеристика сбалансированной и стратегически ориентированной систем корпоративного управления. 24
1.5. Основные мотивы корпоративных интеграций: слияние и поглощение как стратегический инструмент внешнего роста компаний. Трудности и специфика разработки и реализации стратегии компаний. Область действия корпоративной стратегии. 28
1.6. Основные стратегические подходы слияния и поглощения. Сопоставление типовых разделов стратегического плана с возможностью слияния и поглощения. 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ, ФОРМЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ КОМПАНИЙ. 37
2.1. Анализ слияний и поглощений в решении стратегических вопросов в различных компаниях. 37
2.2. Основные формы слияний и поглощений и стратегия отражения поглощения. 45
2.3. Механизмы слияния и поглощения в стратегии корпоративного управления.
50
2.4. Правовые аспекты слияний и поглощений и наиболее распространенные нарушения. 53
2.5. Основные причины неудачных сделок по слиянию и поглощению. 62
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТРАИВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ В СТРАТЕГИЮ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 65
3.1. Организация эффективной работы Совета директоров с позиции применения механизма слияний и поглощений в стратегии компании. 65
3.2. Рекомендации руководителям по анализу будущих эффектов от сделок по слиянию и поглощению. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 78
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (“пятьдесят на пятьдесят”). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что “модель равенства” является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.8
Слияния
и поглощения компаний имеют свои
особенности в разных странах
или регионах мира. Так, например, в
отличие от США, где происходят, прежде
всего, слияния или поглощения крупных
фирм, в Европе идет поглощение мелких
и средних компаний, семейных фирм, небольших
акционерных обществ смежных отраслей.
1.2.
Основы построения
системы корпоративного
управления.
Ключевыми звеньями системы корпоративного управления являются собственники, менеджеры, внутренние и внешние посредники. Для характеристики механизма корпоративного управления необходимо рассмотреть отношения: внутри группы собственников, внутри группы менеджеров, отношения между менеджерами и собственниками, отношения между собственниками и финансовым рынком, отношения между представителями собственников и рынком труда, отношения между менеджерами и товарными рынками. 9
Собственников корпорации принято подразделять на индивидуальные и институциональные.
Единственной обязанностью участника акционерного общества является имущественный взнос, но не включает участие в управлении. Из этого следует, что отношения возникают не между собственниками корпорации, а между корпорацией и собственниками, то есть отношения внутри группы собственников отсутствуют либо сведены к минимуму. При этом отношения собственников в рамках Совета директоров являются отношениями собственников с корпорацией, а не друг с другом. К внутригрупповым отношениям собственников можно отнести получение доверенностей на голосование одними собственниками по акциям других и осуществление тендерного предложения на покупку акций, хотя и эти операции обычно осуществляются через посредников.
Управление столь сложной организационной системой как корпорация невозможно осуществить в одном лице, и поэтому корпорация управляется группой менеджеров, образующих орган управления корпорацией, наделенный определенными полномочиями. 10
Таким образом, остается группа отношений между собственниками и управляющими, которые заключаются, в защите собственников от неэффективной работы управляющих.
Отличительной чертой эффективности управления корпорацией является не только профессионализм наемных менеджеров корпорации, но и совпадение мотиваций менеджеров с интересами собственников.
Классические теории фирмы предполагают, что менеджеры действуют в наилучших интересах собственников. Однако, на практике, представления и личные интересы менеджеров, а не интересы собственников зачастую играют более значительную роль при принятии управленческих решений.
Это относится к вопросам имиджа менеджеров корпорации (административные здания, представительские расходы), к вопросу об отношении к риску (менеджеры принимают и воплощают в жизнь решения, по которым, однако не несут ответственности), так и к вопросам инвестиционной, производственной и стратегической политики (поглощение корпорации-цели для увеличения собственного влияния, а не получения экономического эффекта).
Подобные конфликты между менеджерами корпорации и ее собственниками получили название агентских конфликтов.
Возникает вопрос, каким образом собственник может защитить свои интересы?
В настоящее время опыт функционирования корпорации позволяет говорить о внешних и внутренних механизмах решения агентских конфликтов в пользу собственников. Внутренние механизмы контроля построены на основе непосредственных взаимоотношений акционеров и менеджеров корпорации или же опосредованных через Совет директоров корпорации. А внешние механизмы контроля основываются на эффективном функционировании внешних посредников во взаимоотношениях собственников и управляющих корпорации. В систему внешних посредников, по мнению многих экономистов, включаются государство, финансовые и товарные рынки.11
К внутренним механизмам относятся:
Первым инструментом контроля, к которому прибегают акционеры при найме генеральных директоров корпорации, – это составление трудового контракта. Теоретически, в трудовом контракте должны быть указаны нормы поведения генерального директора во всех возможных ситуациях при осуществлении управленческой деятельности. При расхождении поведения генерального директора с поведением, установленным в контракте, он автоматически увольняется; таким образом, появляется его заинтересованность в более качественной работе. Сложность заключается в том, что в условиях корпоративного управления возможно огромное множество вариантов хозяйственных ситуаций, и их прогнозирование либо невозможно, либо издержки по прогнозированию будут несравненно выше полученного эффекта. Поэтому на практике ключевым моментом разработки контракта является не попытка определить поведение генерального директора во всех возможных ситуациях, а структурирование системы оплаты труда менеджеров
Ключевую роль в системе корпоративного управления играет Совет директоров компании.
Наиболее признанным механизмом внутреннего контроль деятельности менеджмента корпорации является привлечение акционерами для защиты своих интересов агентов, которые наделяются определенными контрольными полномочиями. Они не являются работниками корпорации и поэтому называются «внешними директорами», или «независимыми директорами».
Предполагается,
что они будут не связаны непосредственно
с оперативным управлением
В то же время эффективный контроль деятельности корпорации возможен лишь тогда, когда лицо, наделенное такими полномочиями, детально ознакомлено с работой корпорации. Этими сведениями может владеть лишь внутренний управляющий - персонал корпорации. Поэтому наряду с «внешними» директорами контроль деятельности осуществляют и «внутренние» директора («инсайдеры») корпорации, выдвинутые из управляющего персонала.
В совокупности эти две группы образуют Правление (или Совет) директоров, который осуществляет контроль деятельности корпорации.
Долгое
время не уделялось внимание исследованиям
зависимости эффективности
Принципиальным
отличием в формировании Совета
директоров в различных моделях
корпоративного управления является создание
его унитарным или
При двухпалатном совете функции надзора (внешние директора) отделяются от управления (менеджеры).
Каким бы ни был Совет директоров, унитарным или двухпалатным, основным вопросом является, насколько эффективен контроль работы управляющих корпорации. Поэтому необходимо оценивать Советы директоров с точки зрения преобладания в них независимых (аутсайдеров) или внутренних директоров. Так установлено что вероятность отставки генерального директора в случае негативного поведения цен акций корпорации выше, если в Совете директоров доминируют внешние директора.
При
двухпалатным строении Совета все члены
контрольного органа являются внешними
(независимыми) директорами. В случае
же унитарного Совета, когда функции
надзора пропорционально
К тому же при включении в Совет директоров корпорации внутренних управляющих возникает вопрос о независимости мнений отдельных членов. Это объясняется тем, что они находятся в трудовых отношениях друг с другом и топ - менеджеры имеют рычаги воздействия на среднее управленческое звено. Таким образом, возможно в возникновении ситуации, когда мнения всех инсайдеров будет единым с мнением высшего исполнительного руководителя, т.е. управляющие корпорации становится неподконтрольными владельцам.
Однако и существование двухпалатного совета не гарантирует эффективности защиты аутсайдерами интересов владельцев корпорации, хотя и значительно снижает возможности исполнительной дирекции злоупотреблять властью.
Это вызвано тем, что под воздействием исполнительной дирекции Совет директоров может отказаться от функции надзора и превратиться из защитников интересов собственников в защитников интересов исполнительной дирекции. Это гарантирует аутсайдерам спокойную и нередко обеспеченную жизнь. Общий вывод заключался в том, что Совет директоров является карманным органом генерального директора корпорации Совет директоров и выполняет не контрольные функции, а является совещательным органом. Если внешние директора не удовлетворены работой генерального директора, то свой протест они выражают не его отставкой, а отставкой собственной. Таким образом, происходит отбор внешних директоров, угодных генеральному директору. Такое поведение внешних директоров объясняется «круговой порукой»: генеральные директора одной корпорации являются внешними директорами другой и наоборот. Существуют и другие причины снижения эффективности деятельности независимых директоров. Опасаясь потерять свое положение, директора часто являются препятствием на пути рационализации деятельности корпорации, связанные с ее поглощением или слиянием.
Многообразие инструментов, существующих у акционеров для контроля эффективности работы менеджеров, не означают того, что они везде и всегда применяются. Формирование такой системы, как показывают многочисленные исследования, зависит от того, каким образом и среди кого распределен акционерный капитал корпорации.
Разрешение
вопроса о том, есть ли у корпорации
крупный владелец, либо же акционерный
капитал распылен, определяет выбор
акционеров: голосовать «руками» (на Совете
директоров), либо «ногами» (продажей акций
на фондовом рынке). Это вызвано тем, что
распыленность акционерного капитала
корпорации приводит к тому, что ни один
акционер не обладает достаточным пакетом
акций, необходимым для установления контроля
за корпорацией, и, следовательно, не может
повлиять на решение Совета директоров.
Не имея возможности контролировать менеджмент
корпорации прямо, мелкие акционеры осуществляют
косвенный контроль. При неудовлетворенности
поведением менеджеров мелкие акционеры
продают принадлежащие им акции на фондовом
рынке, что, как было уже отмечено, грозит
снижением курсовой стоимости акций и
как следствие поглощением.14
1.3.
Основные этапы,
участники и особенности
сделок слияния и поглощения.
Как правило, процесс организации сделки по слиянию состоит из двух основных этапов: выбор объекта и проведение сделки. Подготовительный период обычно состоит из следующих стадий:
Сама сделка обычно может состоять из следующих этапов: