Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию проблем применения традиционного гражданского законодательства для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях. В рамках этого исследования прослеживается механизм действия гражданско-правовых норм в этой сфере, выясняются основные проблемные моменты, связанные со спецификой объекта регулирования, рассматриваются пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
Глава I Общие проблемы глобальной компьютерной сети Интернет 11
1 1 Краткая история возникновения и развития Интернет 11
1 2 Формирование законодательства, регулирующего отношения в области Интернет 19
1 3 Понятие и структура Интернет 30
1 4 Юридическая природа Интернет 51
Глава II Гражданские правоотношения в Интернет 68
2 1 Понятие и виды гражданских правоотношений в Интернет 68
2 2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений в Интернет 92
2 3 Сделки в Интернет 111
Глава III Отношения по размещению и распространению информации
в Интернет (на примере рекламы) 129
3 1 Понятие рекламы, ее размещения и распространения 129
3 2 Особенности размещения рекламы в Интернет 146
Заключение 160
Список литературы 165

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 176.58 Кб (Скачать)

 

 

Литература

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книги первая и вторая. М., 2000.

Новицкий И.Б. Обязательственное  право. М., 1925.

Егиазаров В.А. Гражданско-правовые сделки. М., 1995.

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой и второй (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова). М., 1998.

Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации  для предпринимателей (под ред. М.И. Брагинского и В.Д. Карповича) М., 1996 г.

Завидов Б.Д. Договоры кредитно-финансовой сферы. М., 1997.

Неутов В.Д., Перекрестова Е.В. Договоры, применяемые в торговле. Ростов-на-Дону, 1997.

Амерханов Г.С. Заключение договора по советскому гражданскому праву. М., 1953.

Интеллектуальные сети: разработка стандартов, внедрение услуг (материалы  конференции). М., 1999.

Плиев Э.Г. Договоры, расчеты, сделки в сфере предпринимательства. М., 1998

Венгеров А.Б. и др. "ЭВМ  и договорные отношения в народном хозяйстве" // "Советское государство  и право", №7, 1980.

Виноградова Е. "Правовое регулирование использования электронной  безбумажной цифровой подписи". // "Хозяйство и право", №5, 1994.

Степаненко Е. "Электронная  коммерция в России. Основные вопросы". // "Хозяйство и право", №12, 2000.

Копылов В.А. "О модели гражданского оборота информации". // "Журнал российского права", №9, 1999.

Завидов Б.Д., Липатенков В.Б. "О правовом значении подписи и ЭЦП на документах". // "Право и экономика", №1, 2001.

Малышева Г. "Коммерческая тайна в зеркале закона". // "Право  и экономика", №10, 1999.

Сергеев А.В. "Правовые аспекты  работы платежных систем в сети Интернет". Текст доступен на conf3.park.ru.

Р. Юрьев (Егоров). "Защита прав потребителей при использовании  услуг Интернет". Текст доступен на www.russianlaw.net

Moving with change: Electronic signature legislation as a vehicle for advancing e-commerce // The John Marshall Journal of Computer and Information Law, Vol. XVII, No. 3, Spring 1999 at 723. Текст доступен на ageev.bizhosting.com.

"Законодательство", 1997, №1, стр.28.

Тезисы доклада содержатся в материалах конференции на conf3.park.ru

Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 декабря 1983 г. N 10 "О  применении про-цессуального законодательства при рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции" (с изм. и доп. от 3 апреля 1987 г.)

См. напр., Соглашение об использовании  документов в электронной форме  и признании элек-тронной цифровой подписи сторон банка "Платина" http://www.cyberplat.ru.

"Мир Интернет", №2, 2001, стр. 8.

ФЗ "О лицензировании отдельных  видов деятельности" от 25.09.1998 с  изм. 26.11.1998 №158-ФЗ; Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.02.1993 №4524-I

Амерханов Г.С. Заключение договора по советскому гражданскому праву. М., 1953. С. 136.

ФЗ от 20.02.1995 "Об информации, информатизации и защите информации" №24-ФЗ. Далее - ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"

См. прим. 6.

Степаненко Е. "Электронная  коммерция в России. Основные вопросы"//"Хозяйство  и право", №12, 2000 г. Стр. 19

Брагинский М.И., Витрянский В.В., Договорное право. Книга первая: общие положения. М., 2000. Стр.346.

См. Дмитрик Н.А. "Интернационализация правового регулирования

вопросов применения электронных  подписей".//"Иностранное право", 2001 г.

Что касается второго принципа - исполнения обязательства в натуре (реального исполнения), то представляется, что он не может иметь какие-либо особенности в зависимости от способа совершения договора.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ.соч. Стр. 425.

М.И. Брагинский в указ.соч. выделяет также способ исполнения обязательства. Представляет-ся, что данный вопрос не имеет смысла выделять в данной работе, так как никакой специфики по спосо-бам исполнения в договорных отношениях в открытых компьютерных сетях нет.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в  ред. федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (с изменениями от 17 декабря 1999 г.), далее - Закон о защите прав потребителей.

Правила продажи отдельных  видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ян-варя 1998 г. N 55) (с изменениями от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г.).

Он-лайн-магазины снова обманывают//"Мир Интернет", №11, 2000, стр. 11.

Р. Юрьев (Егоров). "Защита прав потребителей при использовании  услуг Интернет". Текст дос-тупен на www.russianlaw.net

Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" (с изменениями  от 6 января, 17 июля 1999 г.).

Степаненко Е. "Электронная  коммерция в России. Основные вопросы"//"Хозяйство  и право", №12, 2000 г.

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", далее - закон "О рекламе".

О работе таких аукционов  см. В. Гладцын. "У вас товар, у нас купец".//"Мир Интернет", №12, 2000 г.

Временное Положение ЦБР  от 10 февраля 1998 г. N 17-П "О порядке  приема к исполнению по-ручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безна-личных расчетов кредитными организациями"

Данная деятельность осуществляется ими в соответствии с Положением ЦБР от 9 апреля 1998 г. N 23-П "О порядке  эмиссии кредитными организациями  банковских карт и осуществления  расчетов по операциям, совершаемым  с их использованием"

Например, текст договора системы PayCash приведен на www.paycash.ru/dogovor.htm.

Перечень и копии лицензий представлены на www.cyberplat.ru

Закон РСФСР "О банках и  банковской деятельности в РСФСР" в редакции Федерального зако-на от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и бан-ковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.), далее - закон "О банках и банковской деятельности".

 

Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся современных тенденций  развития гражданско-правового регулирования  электронной торговли (под которой  автором понимается экономическая  деятельность, осуществляемой посредством  современных коммуникационных технологий) в России за рубежом. Исследованы  отдельные действующие международные  и зарубежные нормативно-правовые акты в данной сфере отношений.

 

Ключевые слова: гражданско-правовое регулирование, тенденции развития, электронная торговля, информационная сеть Интернет, сделки, международно-правовое регулирование.

 

Some issues relating to contemporary trends in civil-legal regulation of electronic commerce (under which the author understands the economic activities carried out by means of modern communication technologies) in Russia and abroad. We investigate some existing international and foreign regulations in the sphere of relations.

 

Key words: civil-legal regulation, development trends, e-commerce, information network Internet transactions, international legal regulation.

 

С появлением глобальной информационной сети Интернет многие аспекты нашей  жизни претерпели значительные изменения, в частности появилась возможность  быстро передавать информацию в любую  точку земного шара. Это свойство сети открыло широкие горизонты  для использования ее в коммерческих целях и привело к возникновению  так называемой электронной коммерции - экономической деятельности, осуществляемой посредством современных коммуникационных технологий [1]. Иными словами, на современном  этапе общественного развития сеть Интернет становится не только главным  средством массовой информации, но и той средой, в которой возможно осуществление коммерческих операций.

 

Одной из особенностью сделок, заключаемых в сети Интернет, является то, что при заключении таких сделок контрагентами используются новые  ранее не известные науке гражданского права способы идентификации (установления личности) контрагентов: регистрация  учетной записи на сервере, обмен  письмами электронной почты и  сообщениями служб мгновенного  обмена сообщениями, использование  электронной цифровой подписи, а  также комплексная идентификация (использование нескольких способов идентификации одновременно).

 

Договорные отношения, заключаемые  в результате сделок, совершенных  Интернете, являются разновидностью договорных отношений вообще, поэтому к ним  применимы общие классификации  всех договорных гражданско-правовых отношений. В то же время их отличительной  особенностью является присутствие  определенного электронного элемента, осложняющего их правовое регулирование.

 

Субъектами договорных отношений, возникающих в сети Интернет, могут  быть все субъекты гражданского права (физические и юридические лица, публично-правовые образования), особых требований к ним с правовой точки  зрения не предъявляется, а действуют  общие положения, определяющие их правоспособность и дееспособность. Хотя фактически участие в таких договорных отношениях, как правило, требует использования  тех или иных технических и  программных средств, данное условие  не является обязательным и не ограничивает субъектный состав исследуемых отношений, однако при этом имеются существенные особенности идентификации субъектов  указанных договорных отношений.

 

Специалисты отмечают, что  Интернет не может действовать без  правовой регламентации. Интернет в  этом смысле необходим всем (и юристам  в том числе) и не ставит под  сомнение концептуальные основы современного права [2].

 

Благодаря новым техническим  решениям возрастает число сделок, осложненных иностранным элементом (трансграничные сделки). Их увеличение является прямым следствием активного  использования компьютерных технологий, отражает общую тенденцию глобализации мировых хозяйственных рынков. Учет интернационального аспекта в законодательстве проявляется прежде всего в том, что национальное законодательство начинает вбирать в себя опыт регулирования аналогичных отношений зарубежных стран. Последнее, как отмечается в юридической литературе [3], существенным образом повышает значение сравнительно-правовых исследований в данной сфере отношений.

 

Отсутствие нормативно-правового  регулирования в исследуемой  сфере отношений негативно сказывается  на развитии социальных и экономических процессов в обществе. Специальные правовые нормы, регулирующие Интернет, уже создаются в рамках внутригосударственного права отдельных стран. Наглядным примером является Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. N 178-IV 3PK "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" [4] (вступил в силу с 3 августа 2009 г.). Целью принятия данного Закона является совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно-коммуникационных сетей; в соответствии с нормами этого Закона, все интернет-ресурсы (веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и так далее) приравнены к средствам массовой информации с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью, которую несут традиционные СМИ [5].

 

Представляется, что разработчики данного Закона не стали решать вопросы, которые традиционно встают перед  разработчиками разного рода проектов, предусматривающих правовое регулирование  отношений в сети Интернет. А именно: что есть Интернет, какова его правовая природа, какова политика конкретного  государства в сфере Интернета, где есть пределы возможного правового  регулирования, каково юридическое  определение территории Интернета  и возможна ли применительно к  нему территориальная привязка в  плане национальной юрисдикции? Разработчики решили поставленную задачу в предельно  упрощенном, технократическом ключе, однако не учли, что на сегодняшний день в практике других государств такое  всеобъемлющее законодательное  регулирование как внутренних, так  и внешних интернет-ресурсов не привело к успеху. Жесткий контроль осуществляется только в тоталитарных и авторитарных странах, в значительной мере ограничивших с помощью административных мер доступ своих граждан в Интернет. Для демократического государства, гарантирующего своим гражданам право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом (формулировки из текста Конституции Республики Казахстан), такой путь является неприемлемым.

 

Что касается стран так  называемого дальнего зарубежья, то до недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов Америки в  области Интернета действовали  две основные правовые нормы, принятые в 1996 г. ("Telecommunications Act of 1996" как дополнения к Федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового параграфа 230 "Охрана личного блокирования и защита от оскорбительных материалов") и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете [6].

 

Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной  компьютерной услуги не несут ответственности  за содержание информации, публикуемой  другим провайдером. Вторая норма снимает  с провайдера всякую ответственность  за действия по ограничению доступа  к информации, которую он расценивает  как оскорбительную, пропагандирующую насилие и т.д. Хотя данные подходы  являлись довольно либеральными, вместе с тем, общественная реакция на них  отличалась неоднозначностью, в основном они расценивались как вмешательство  в "суверенитет" интернет-пользователей.

 

Нормативно-правовыми актами, существенно влияющими на правовые нормы европейских стран в  области Интернета, являются нормативные  документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов следует  выделить Директиву "Об обработке  персональных данных и защите частных  интересов в области телекоммуникации" и Директиву "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке", которые составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций  обмена информацией и электронной  коммерции.

 

Кроме США, вопросы регулирования  Интернета решаются во многих национальных законодательствах. Аргентина, Канада, Колумбия, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, Австралия, Сингапур приняли соответствующие законы или подготовили свои законопроекты в этой области.

 

Следует упомянуть такой  нормативный документ, как Унифицированные  правила поведения для обмена торговыми данными по телесвязи (ЮНСИД/UN CID), принятые в Париже 22 сентября 1987 г. на 51-й сессии Исполнительного  совета МТП (публикация МТП N 452). Данный документ нельзя непосредственно отнести  к сфере Интернет, однако он относится "к более широкой сфере информационных магистралей" [7]. Дело в том, что  документ относится к обмену торговыми  данными между контрагентами, которые  используют протоколы телесвязи.

 

В апреле 1988 г. ЕЭК приняла  Правила ООН по международному компьютерному  обмену для управления, коммерции  и транспорта - United Nations Rules for Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (UN/EDIFACT). Они определяются как "межкомпьютерная передача коммерческих или административных актов с использованием согласованной структуры банка данных по этим актам". Это означает, что указанные Правила предназначены для обеспечения коммуникации между компьютером отправителя информации и компьютером адресата на языке, который компьютер последнего воспринимает; применение этих правил факультативно [8].

Информация о работе Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях