Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена исследованию проблем применения традиционного гражданского законодательства для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях. В рамках этого исследования прослеживается механизм действия гражданско-правовых норм в этой сфере, выясняются основные проблемные моменты, связанные со спецификой объекта регулирования, рассматриваются пути их преодоления.

Содержание

Введение 3
Глава I Общие проблемы глобальной компьютерной сети Интернет 11
1 1 Краткая история возникновения и развития Интернет 11
1 2 Формирование законодательства, регулирующего отношения в области Интернет 19
1 3 Понятие и структура Интернет 30
1 4 Юридическая природа Интернет 51
Глава II Гражданские правоотношения в Интернет 68
2 1 Понятие и виды гражданских правоотношений в Интернет 68
2 2 Субъекты и объекты гражданских правоотношений в Интернет 92
2 3 Сделки в Интернет 111
Глава III Отношения по размещению и распространению информации
в Интернет (на примере рекламы) 129
3 1 Понятие рекламы, ее размещения и распространения 129
3 2 Особенности размещения рекламы в Интернет 146
Заключение 160
Список литературы 165

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 176.58 Кб (Скачать)

 

Отметим также Типовой  закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый 28 мая 1996 г. - 14 июня 1996 г. в Нью-Йорке, который является своеобразным эталоном для национального законодательства различных стран. В Австралии, Колумбии, Корее, Сингапуре, Словении, Ирландии, Бермудских островах, штате Иллинойс (США), Филиппинах, Франции приняты законодательные акты, основанные на Типовом законе.

 

Перечисленные международно-правовые документы напрямую не могут применяться  в деятельности российских субъектов  хозяйственной деятельности, однако их универсальный характер позволяет  рассматривать их как деловые  обыкновения, использующиеся в электронной  коммерции.

 

Одной из наиболее сложных  считается проблема адаптации действующих  международных конвенций (соглашений) к отношениям с использованием электронного обмена данными. Препятствием могут  стать нормы, предписывающие использование  документов в письменной форме или  устанавливающие необходимость  подписи на документе.

 

На сегодняшний день в  юридической литературе предложены несколько путей адаптации международных  конвенций и соглашений к условиям электронной торговли [9].

 

Основополагающим правовым актом в России должен стать Федеральный  закон "Об электронной торговле", целью которого должно быть закрепление  прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение  правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных  аналогами собственноручной подписи (электронной цифровой подписью), и  т.д.

 

Кроме того, представляется верным высказанное в современное  юридической литературе [10] мнение о  том, что в связи с глубоко  инновационным, новаторским и техническим  характером сети Интернет, а также  с целью выработки и определения  понятий, используемых в виртуальной  среде и их правового режима, во избежание неоднозначного применения правовых норм, необходимым является разработка и принятие специального Федерального закона "Об основах  государственной политики Российской Федерации в области Интернет". В этом Законе следует закрепить сферу его применения, определить соответствующие основные понятия, в том числе такие, как "Интернет", "доменное имя", "интернет-сайт", "электронная почта" и др., а также классифицировать субъектов правоотношений применительно к сети.

 

Литература

 

1. Васильева Н.М. Налоговые  и таможенные аспекты правового  регулирования сделок с информационными  продуктами, осуществляемых посредством  сети Интернет, в Российской Федерации  // Налоги. 2007. N 1.

 

2. См.: Рассолов И.М. Право  и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Норма, 2009; Rapport du groupe preside par Lasserre Bruno: L'Etat les technologies de information. Vers une administration a acces pluriel. P., 2000.

 

3. Семилютина Н.Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М.: Волтерс Клувер, 2005.

 

4. Закон Республики Казахстан  от 10 июля 2009 г. N 178-IV 3PK "О внесении  изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты Республики  Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных  сетей" // Казахстанская правда. 22.07.2009.

 

5. Дзагоев Т.В. Определение местонахождения стороны сделки как способ предотвращения гражданско-правовых нарушений в сети Интернет // Современное право. 2009. N 12.

 

6. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) / Под ред. М.М. Рассолова, В.Д. Элькина, М., 2007.

 

7. Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2007.

 

8. Курбатов М.А. Электронная  передача информации на базе  международного стандарта ООН  ЭДИФАКТ. М., 1991. С. 200.

 

9. См.: Зажигалкин А.В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Карев Я.А. Правовое регулирование и использование электронных документов в договорных отношениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

 

10. Рыков А.Ю. Гражданско-правовое  регулирование сделок в глобальной  компьютерной сети Интернет: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 14.

Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления особенностей государственного регулирования деятельности, осуществляемой с использованием глобальных компьютерных сетей"

Работа с документами:

Сохранить в формате MS Word

Версия для печати

    В блог

 

Дополнительно:

Комментарии РГ #

Опубликовано: 18 мая 2011 г. на сайте "Российской Газеты"

 

 

Проект

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный  закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448) следующие изменения:

 

1) в статье 1:

предварить статью словами:

"Глава 1. Общие положения";

 

изложить статью в следующей  редакции:

 

"Статья 1. Сфера действия  настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный  закон имеет целью создание  правовых гарантий осуществления  конституционного права на поиск,  получение, передачу, производство  и распространение информации.

2. Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  при:

1) осуществлении оборота информации, в том числе в информационной среде глобальных компьютерных сетей;

2) формировании и применении информационных технологий;

3) обеспечении прав и  законных интересов участников  оборота информации, в том числе  возникающие при правовой охране  результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации (интеллектуальной  собственности);

4) обеспечении защиты информации.

3. Положения настоящего  Федерального закона не распространяются  на отношения, связанные с созданием  и эксплуатацией технических  средств обеспечения доступа  к информации.".

 

2) статью 2 изложить в следующей  редакции:

 

"Статья 2. Основныепонятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

В настоящем Федеральном  законе используются следующие основные понятия:

1) информация - сведения (сообщения,  данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах,  а также мнения о них, представленные  в устной, письменной, печатной, электронной  или любой иной доступной для  восприятия форме.

2) информационные технологии - программы и программное обеспечение  баз данных и информационных  систем, реализующих процессы и   методы поиска, сбора, хранения, обработки,  предоставления, распространения информации, а также технические средства  передачи и приема информации  в электронной форме и способы  осуществления таких процессов  и методов;

3) информационная система  - совокупность содержащейся в  базах данных информации и  обеспечивающих ее обработку  информационных технологий и  технических средств;

4) глобальная компьютерная  сеть (сеть Интернет и иные  глобальные информационно-коммуникационные  сети общего доступа) - информационно-коммуникационная  инфраструктура открытого доступа,  образующая виртуальную интерактивную  информационную среду, в которой  в интересах неограниченного  круга пользователей обеспечивается  глобальный (территориально и юрисдикционно не ограниченный), оборот информации в различных режимах доступа, выраженной в электронно-цифровой форме;

5) обладатель информации - лицо, которое обладает интеллектуальными  правами либо правами владения, пользования и распоряжения (в  том числе правом ограничивать  доступ) в отношении определенной  информации (информационного ресурса)  на основаниях, не противоречащих  закону;

6) доступ к информации - возможность получения информации, а также возможность ее использования  способами, не противоречащими  закону;

7) конфиденциальность информации - соблюдение правил, установленных  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации,  в целях защиты информации  от несанкционированного доступа,  использования, предоставления и  (или) распространения.

8) предоставление информации - действия, направленные на получение  информации определенным кругом  лиц или передачу информации  определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение  информации неопределенным кругом  лиц или передачу информации  неопределенному кругу лиц;

10) распространитель информации  посредством веб-сайта (сайта) - физическое или юридическое лицо, совершающее действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, путем размещения такой информации на виртуальных интерактивных носителях (веб-сайтах, сайтах) в информационной среде глобальных компьютерных сетей;  

11) веб-сайт (сайт) - информационная система (совокупность информации и информационных технологий), представляющая собой доступный для восприятия виртуальный интерактивный носитель, обеспечивающий доступ к информации через сеть Интернет по определенным сетевым адресам;

12) доменное имя - символьное  обозначение, зарегистрированное  для сетевой адресации, в которой  используется действующая международная  система доменных имен;

13) домен - область (ветвь)  иерархического пространства доменных  имен сети Интернет, которая обозначается  уникальным доменным именем.

14) электронное сообщение  (электронный документ) - документированная  информация, представленная в электронно-цифровой  форме, с соблюдением необходимых  реквизитов, то есть в виде, пригодном  для восприятия человеком с  использованием технических средств  обеспечения доступа к информации, а также для передачи по  глобальным компьютерным сетям  или обработки в информационных  системах

15) документированная информация - зафиксированная на материальном  носителе информация с реквизитами,  позволяющими определить ее составителя;

16) оператор информационной  системы - лицо, обладающее на  основе закона или договора, правом  осуществления деятельности по  эксплуатации информационной системы,  в том числе по обработке  информации, содержащейся в ее  базах данных.

17) пользователь глобальных  компьютерных сетей - лицо, получающее  доступ к информации и (или)  распространяющее информацию с  использование глобальных компьютерных  сетей;

18) администратор домена - лицо, выступающее оператором информационной  системы, на которое в установленном  порядке зарегистрировано доменное  имя; 

19) оператор веб-сайта (сайта) - пользователь глобальных компьютерных сетей, выступающий оператором информационной системы, осуществляющий на основе закона или договора деятельность по организации размещения информации, а так же формированию и обновлению содержания информации, размещаемой на веб-сайте (сайте);

20) оператор доступа к  использованию глобальных компьютерных  сетей (провайдер доступа) - юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель,  оказывающие на основании закона  или договора услуги пользователям  по систематическому доступу  к использованию глобальных компьютерных  сетей.".

 

3) в статье 3: 

наименование статьи изложить в следующей редакции:

 

"Статья 4. Общие начала  правового регулирования информации, информационных технологий и  защиты информации";

 

после пункта 8 дополнить  статью новыми пунктами 9 - 16 следующего содержания:

"9) обеспечение отсутствия  дискриминации удаленной трудовой  деятельности, осуществляемой с  использованием сети Интернет, при  установлении размеров оплаты труда, социальных компенсационных выплат и социальных гарантий;

10) обеспечение единства  информационного пространства, и  свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств,  выраженных в электронно-цифровой  форме;

11) установление нарушений  прав и свобод других лиц  в качестве единственного критерия, безусловного введения ограничений  осуществления прав и свобод  человека и гражданина в сфере  использования информационных технологий  и сети Интернет;

12) недопустимость ограничения  прав пользователей глобальных  компьютерных сетей путем приостановления  (блокирования) доступа к информации, распространяемой через сеть  Интернет, иначе как по вступившему  в законную силу решению суда;

13) недопустимость раскрытия  тайны электронной переписки  и любых иных сообщений, распространяемых  посредством глобальной компьютерной  сети, иначе как по вступившему  в законную силу решению суда;

14) обеспечение развития  и государственная поддержка  деятельности с использованием  глобальной компьютерной сети, направленной  на повышение качества и доступности  гражданам в местах их проживания  квалифицированной медицинской,  юридической помощи, услуг в сфере  культурного развития, образования  и самообразования, научно-технического  развития;

Информация о работе Гражданское законодательство для регулирования договорных отношений в открытых компьютерных сетях